search
main
0

Участники Всероссийского конкурса “Учитель года России”-2017 проходят испытание педагогическим советом

Стартовало второе испытание II очного тура Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017 \”Педагогический совет\”, в рамках которого обсуждаются существующие проблемы, пути их решения и перспективы развития образования. Темы педсоветов стали известны лишь накануне. Следите за ходом испытания в прямом эфире!

Жеребьевка участников испытания \”Педагогический совет\” прошла этим утром в весьма интересном формате.

– Наш конкурс не только продвигает образовательные инновации и современные технологии, – подчеркнул Петр Положевец, –  \”Учитель года России\” умеет хранить традиции. И сегодня мы решили вспомнить об одной очень древней, согласно которой лучших принято увенчивать лавровыми венками.

Под восторженные аплодисменты зала Петр Григорьевич передал каждому из 15 лауреатов это непременный атрибут гениев.

Правда, оказалось, что кроме героико-романтического флера у лавровых венков был и вполне прагматический смысл: среди листьев каждого венка были спрятаны номера групп, в которые случайным образом оказались распределены конкурсанты.

В первой группе: Соелма Батоболотова, Илья Демаков, Светлана Королькова, Наталья Корчинская, Алмаз Хамидуллин. Тема для обсуждения \”Инклюзивная культура в школе: личностные качества и профессиональные компетенции педагога\”. Ведущая первого педсовета – Алла Головенькина, абсолютный победитель конкурса 2014 года.

Тема обширнейшая, поэтому Алла Головенькина сразу задает три вектора ее рассмотрения: \”Как подготовить учителя?\”, \”Как подготовить ученика?\”, \”Как подготовить родителя?\”.

Светлана Королькова сразу признается: несмотря на многолетний стаж, когда в классе появляются дети с ОВЗ, она начинает чувствовать свои дефициты. Еще многому и многому нужно учиться…

Но иногда эту готовность, по словам Соелмы Батоболотовой, сопровождает страх. Инклюзия в определенной степени – понятие новое, особенно для российской школы. А человек по природе своей боится неизвестного.

Базовых знаний по работе с особыми детьми педагогам сегодня, действительно, не хватает. Это признает и Наталья Корчинская. Но учитель не должен пытаться в одиночку взвалить на себя эту задачу: школе нужны психологи, и причем те, которые умеют помогать не только особым детям, но и педагогам.

Ну и, конечно же, если речь идет не об одном особом ребенке в колективе, то, по мнению Алмаза Хамидуллина, бок о бок с учителем должны работать тьюторы. Тогда образовательный процесс в отдельно взятом классе можно считать эффективным.

Впрочем, детям, по словам Ильи Демакова, в этом смысле гораздо легче, чем учителям: физические или иные особенности одноклассника и их характер очень быстро перестают ими восприниматься как барьер в общении и взаимодействии. И задача учителя здесь – уловить эту динамику и не акцентрировать внимание на том, что потенциально разделяет класс.

Второй пятерке, в составе которой Константин Диянов, Наталья Екушева, Елена Люлина, Владмир Пономаренко и Марина Тимофеева, досталась тема «Современные образовательные технологии: как определить их эффективность и адекватность?» Ведет педсовет Сергей Кочережко, абсолютный победитель конкурса 2015 года.

Константин Диянов уверен: одна из главных проблем современной школы – это… неготовность педагогов к диалогу. Казалось бы, это где-то в стороне от основной темы, но конкурсант поясняет: каждый учитель считает, что он прав; молодой педагог, например, прав в том, что он насыщает урок всем, чего уже достигла педагогика и технологии.В то же время на другом полюсе, по словам Натальи Екушевой, педагоги, которые до сих пор уверены, что те технологии, которыми они овладели несколько десятилетий назад единственно верные и эффективные в любой ситуации…А посреди этого противоборства – дети, совершенно отличающиеся от детей хотя бы десятилетней давности, но и в то же время чем-то похожие.Современные технологии – это те, что отвечают современным запросам. Это мнение Владимира Пономаренко, и оно позволяет воспринимать \”современность\” в широком смысле, ведь отвечать на запросы сегодняшнего дня по-своему может и проверенная классика, и инновации.Как подбирать к уроку самые современные технологии?Константин Диянов уверен: основное мерило – сообразность запросам ребенка. Если, например, у детей нет стабильного и свободного доступа в Интернет, нужно искать индивидуальный подход, не ставя его в неравные условия с другими, заставляя решать задачи в онлайн-тренажерах.Согласна с этим и Елена Люлина: основной \”заказчик\” здесь ребенок, и те технологии, которые использует учитель на уроке, должны в первую очередь работать на его всестороннее развитие.В основном, современные технологии ассоциируются с виртуальными средами и новыми гаджетами, и если рассуждать о них в этом ключе, то мы выходим на еще одну важную тему – здоровьесбережение. Эта технология, по мнению Марины Тимофеевой, сегодня актуальна и современна.Сергей Кочережко участвует в обсуждении темы педсовета наравне с участниками испытания и задает им неожиданные вопросы. Например, \”А хотели бы вы, чтобы в вашем классе стояла камера?\”. Действительно, современные технологии же позволяют…Возможности тотального контроля за тем, что происходит в классе, конкурсантов не пугают, а Марина Тимофеева и вовсе отвечает: \”А почему бы и нет? У нас же открытое образование!\” На сцене актового зала сочинской школы №100 третья пятерка: Петр Байкалов, Ирина Дмитриева, Татьяна Кобозева, Анастасия Мингачева, Иван Смирнов. Ведущая педсовета, победитель конкурса \”Учитель года России\” – 2015 Алла Волкова, озвучивает тему: «Интеграция основного и дополнительного образования: возможности и риски». Основа подобной интеграции, по мнению Ирины Дмитриевой, должна быть не идеологической, а содержательной. В то же время пока говорить о том, что такая интеграция уже случилась в целом по стране, педагог не готова. Солидарен с коллегой и Иван Смирнов: школе еще предстоит вместить в себя две эти роли. Впрочем, похоже, что в отдельно взятых образовательных организациях симбиоз основного и дополнительного образования уже достигнут. В этом уверена Татьяна Кобозева: в пример она приводит свою школу, где более 90% детей уже вовлечены в дополнительное образование.В то же время рисков еще очень много. Петр Байкалов отмечает, что дополнительное образование нередко становится дополнительной нагрузкой для педагога, в то время, как его основная цель  – учитывать дополнительные интересы ребенка…Многие конкурсанты и сами \”выросли\” из дополнительного образования. Биолог и будущий ученый Иван Смирнов еще на первом курсе университета начал вести занятия в кружке юных натуралистов и до сих пор возит ребят в разнообразные экспедиции. А учитель русского языка и литературы Анастасия Мингачева ведет школьный спецкурс по журналистике. Все это не может не обогащать образовательный контекст, в котором находятся их ученики. Плюсом для детей является еще и то, что кружки ведут знакомые педагоги.Из рисков, о которых уже говорилось ранее, Анастасия Мингачева отмечает как раз связанный с практиками в тех или иных науках или искусствах, которые хотят прийти в дополнительное или даже основное образование. Это обычно люди с творческим подходом к делу, действующие вне рамок и клише, и не каждая школа может это понять и принять… Хотя именно такие педагоги могли бы особенно обогатить знания детей по тому или иному предмету и расширить их общий кругозор.Напомним, темы педсоветов были объявлены вчера вечером после завершения мастер-классов:

1. \”Инклюзивная культура в школе: личностные качества и профессиональные компетенции педагога\” (ведущая – Алла Головенькина, абсолютный победитель конкурса 2014 года);

2. \”Современные образовательные технологии: как определить их эффективность и адекватность?\” (ведущий – Сергей Кочережко, абсолютный победитель конкурса 2015 года);

3. \”Интеграция основного и дополнительного образования: возможности и риски\” (ведущая – Алла Волкова, победитель конкурса 2015 года).

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. Критерии оценки конкурсного испытания: понимание проблемы, убедительность и аргументация позиции, взаимодействие и коммуникационная культура, творческий подход и оригинальность суждений, информационная и языковая культура.

XXVIII Всероссийский конкурс \”Учитель года России\” проводится в 2017 году Министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования и ЗАО \”Издательский дом \”Учительская газета\”. I и II очный тур федерального этапа Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” проходят в Сочи. Финальный III тур Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” – 2017 будет проводиться в Москве и по традиции завершится торжественным объявлением абсолютного победителя в День учителя.

Следите за обновлениями на сайте \”Учительской газеты\” и в наших сообществах в социальных сетях \”Вконтакте\”, Facebook, Twitter, Instagram и \”Одноклассники\”. Поддерживайте своих коллег, родственников, друзей и земляков в комментариях в альбомах – портретных галереях участников, они есть почти во всех соцсетях. Присоединяйтесь!

Официальные хэштеги: #УчительГода #УчительГода2017 и #учительская_газета.

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте