Участники федерального этапа Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017 продолжают давать открытые уроки в сочинской школе №100. Именно в таком формате проводится второе конкурсное испытание I очного тура, итоги которого станут известны уже завтра.
Главной задачей урока Марины Тимофеевой, учителя физкультуры из Тюменской области, стала разработка индивидуального комплекса упражнений для учащихся 8 класса. Причем, школьники сами должны были подобрать себе этот комплекс и тут же проверить его на практике.
На стенде в спортивном зале – изображение шахматной доски. Разобравшись с историей возникновения этой древней игры, Марина Тимофеева предлагает классу немного видоизменить правила и рассмотреть шахматную доску как матрицу упражнений. По вертикали расположены физические свойства: сила, ловкость, выносливость и др., по горизонтали – упражнения на развития этих качеств разного уровня сложности.
Но игра должна идти как положено – черными и белыми. Только роли шахматных фигур, почти как в знаменитой сцене из фильма о Гарри Поттере, играют дети и согласно выбранной фигуре и указателям на станциях, перебегают от станции к станции, повышая уровень сложности упражнений. При этом все берут на станциях карточки с иллюстрациями и описанием упражнения, чтобы потом повторять дома.
– Я общалась с коллегами, и мы вместе пришли к выводу, что сегодня у детей есть проблема с чтением описательного текста упражнений, – рассказала жюри Марина Тимофеева, – поэтому я решила сделать и их графическое отображение.
Карточки оказывается очень удобно собирать в специальный кармашек на пульсометре. Кстати, в течение урока педагог несколько раз призывает детей до нагрузок и после них измерить пульс – это позволит не допустить перегрузок и позаниматься физкультурой на пользу.
Тот же вопрос обеспечения безопасности и полезности физических упражнений должен решить на своем уроке и коллега Марины Тимофеевой.
– Скоро вы будете изучать в школе астрономию. Но ее предмет далеко от нас. А насколько хорошо мы знаем самих себя? – спрашивает учитель физкультуры из Приморского края Валерий Думлер у десятиклассников и, называя мышцы, предлагает подготовительные упражнения, которые помогают их задействовать.
Он привез на конкурс по-настоящему непростой урок: не каждый день в школе увидишь, как старшеклассники поднимают 16-килограммовые гири. Впрочем, не все. По словам Валерия Думлера, изучив физические показатели класса, с которым предстоит работать, он решил значительно снизить нагрузку одному ученику, а другим уменьшить количество подходов.
– Давайте представим, что мы команда, и нашей команде поступило задание погрузить на корабль 20 тонн груза, – дает общую установку Валерий Думлер. – Мы справимся?
\”Товарищи матросы\” из 10 класса затягивают уверенное \”да\”, но Валерий Думлер безапелляционно заявляет: \”Не уверен!\”. Так начинается урок для настоящих мужчин.
– Какая из позиций подъема гири безапасна? – спрашивает класс Валерий Думлер и демонстрирует возможные подходы к спортивному снаряду сам. А затем все вместе решают, что правильно и переходят к практике.
Из обязательных элементов подъема – аккуратность, точность и еще раз безопасность, которую в том числе обеспечивают, страхуя со спины, одноклассники.
– Зачем вы ходите на физкультуру? – вопрос учителя, казалось бы, простой: затем, чтобы сбалансировать интеллектуальные нагрузки и сохранить здоровье. Но Валерий Думлер добавляет: затем, чтобы стать сильными и выносливыми, потому что настоящий мужчина должен быть именно таким.
Учитель биологии из Брянской области Светлана Жучкова, предлагая для изучения тему белков и аминокислот, вышла с десятиклассниками на проблемный разговор о мутациях клеток и организмов.
От чего зависит то, что происходит с будущими поколениями? От радиоактивных угроз, химических отравлений или биологических атак? Чаще всего всё не так ужасно и глобально – дело в том, что почти каждый человек добровольно и самостоятельно уничтожает себя. Особенно, если он подвержен различным видам зависимостей. В качестве иллюстрации своих слов педагог продемонстрировала классу заспиртованные препараты мутировавших животных: такие наглядные пособия, безусловно, гораздо действеннее любых слов.
Показывать или не показывать на уроке то, что может шокировать – это большой вопрос, и Светлана Жучкова адресует его классу. В итоге дети выходят на сложную философскую мысль: не показывать, умалчивать и бояться – значит, отказаться от изучения, следовательно, и от попытки предотвратить фатальные изменение вида. А это на самом деле в силах каждого человека.
конкурсного испытания \”Урок\”
Конкурсное испытание проводится в формате урока по предмету в сочинской школе №100. Оценка осуществляется по 10 критериям, которые включают набор показателей. Каждый критерий является равнозначным и оценивается в 10 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение задания автоматически оценивается в 0 баллов. Максимальный общий балл за выполнение задания – 100.
Критерии оценки конкурсного испытания: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексия и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, ценностные ориентиры, метапредметность и межпредметная интеграция, самостоятельность и творчество.
Напомним, все конкурсные испытания транслируются в прямом эфире. Расписание трансляций опубликовано на официальном сайте состязания.
Добавим, что уже в пятницу, 29 сентября, по итогам методических семинаров и открытых уроков будут объявлены 15 лауреатов Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017, которые продолжат состязаться в следующем туре!
Напомним, XXVIII Всероссийский конкурс \”Учитель года России\” проводится в 2017 году Министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования и ЗАО \”Издательский дом \”Учительская газета\”. I и II очный тур федерального этапа Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” проходят в Сочи. Финальный III тур Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” – 2017 будет проводиться в Москве и по традиции завершится торжественным объявлением абсолютного победителя в День учителя.
Следите за обновлениями на сайте \”Учительской газеты\” и в наших сообществах в социальных сетях \”Вконтакте\”, Facebook, Twitter, Instagram и \”Одноклассники\”. Поддерживайте своих коллег, родственников, друзей и земляков в комментариях в альбомах – портретных галереях участников, они есть почти во всех соцсетях. Присоединяйтесь!
Официальные хэштеги: #УчительГода #УчительГода2017 и #учительская_газета.
Фото Вадима Мелешко и Анны Данилиной
Комментарии