27 сентября стартовало второе испытание I очного тура Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” – \”Урок\”, в ходе которого участники должны раскрыть свой профессиональный и творческий потенциал. Следить за ним можно в прямом эфире!
…Урок Ивана Смирнова, учителя биологии московской школы №171, начинается с загадки.
– Что изображено на экране? – спрашивает учитель.
На слайде – Красная книга. Класс прекрасно знает, что это за трагический документ, в котором есть даже черные страницы… Впрочем, как рассказал педагог, существует и, так называемая, Черная книга. Но о ней знают далеко не все, даже исследователи.
Она фиксирует виды, которые называют вселенцами, те, что обычно нехарактерны для отдельных регионов, но которые волею обстоятельств переместились в новые среды обитания.
То же самое, по словам Ивана Смирнова, случилось и в регионе Черного моря, которое всего за год заселила новая водоросль Bonnemaisonia hamifera – жительница Атлантического и Тихого океана. Ребята тут же набрасывают и фиксируют на доске предположения, почему это произошло и тут же проверяют все варианты: может ли какой-то из них быть похож на гипотезу, ведь им предстоит исследовать предложенную педагогом ситауцию по всем канонам науки.
– Гипотеза – сложная общенаучная тема, – считает Иван Смирнов. – В школе ей зачастую уделяется слишком мало внимания. Для того чтобы успешно работать на сегодняшнем уроке, мы должны были разобраться в том, что это такое. Мне кажется важным учить детей методам естественнонаучных исследований уже при решении школьных задач, на практике показывать им, насколько много они уже умеют из того, что применяется взрослыми учеными.
Черная книга Черного моря – авторская рабочая тетрадь Ивана Смирнова, разработанная им по материалам собственных экспедиций. В ней он и предлагает поработать ребятам, чтобы описать загадочную водоросль.
– Я специально нырнул, чтобы собрать образцы. И вынырнул, – шуткой снимает понятное конкурсное напряжение в классе Иван Смирнов. – Возьмите конверты для гербария с образцами и положите их на весы. Не забудьте вычесть вес самого конверта!
Врага, что называется, нужно знать в лицо: школьники зарисовывают, измеряют, оценивают ареал распространения и глубину произрастания водоросли и еще много других параметров, чтобы оценить масштабы возможного ущерба для экологии от таких, казалось бы, точечных изменений флоры Черного моря. По самым скромным подсчетам класса – это 184 млн рублей! Сумма колоссальная! Оказывается, что от проблем в экологии до проблем в экономике – один шаг.
Начинается мозговой штурм по поиску возможного решения этой проблемы. Домашняя работа от Ивана Смирнова: освоить профессию будущего – архитектор живых систем и попытаться смоделировать экосистему Черного моря таким образом, чтобы минимизировать выявленный ущерб.
– Для меня важно помочь детям сделать переход от простой констатации факта, что все плохо с экологией, к тому, что мы можем сделать сами, чтобы стало лучше, – говорит Иван Смирнов. – И, конечно, показать, что биология – это не только сухой учебник – она здесь, рядом.
…Ирина Дмитриева, учитель начальных классов из Курска, в самом начале урока обратилась к своим четвероклассников.
– Я вызываю вас на… – дети замерли в ожидании продолжения фразы, и Ирина Дмитриева, улыбаясь, развеяла их сомнения. – Нет, не на дуэль. Я вызываю вас на мысль! Кто готов сегодня работать вдумчиво?
Класс единодушно и радостно воскликнул: \”Мы!\”
Тема урока: \”Слово в языке и речи\”.
– А бывает ли речь без языка? – задается педагог философским вопросом и, выслушав однозначно отрицательные ответы ребят, подводит итог. – Действительно, слово живет только в речи.
Неожиданно посреди урока кто-то звонит Ирине Дмитриевой по скайпу. Оказывается это ее взрослый ученик – Кокорама. Русский язык для него не родной, но он очень хочет хорошо говорить на нем, живо интересуется русской культурой и, готовясь к поездке на Фестиваль молодежи, проясняет то, что пока еще остается для него непонятным в сложной русской речи…
– Я использовала формат видеовстречи школьников со студентом неслучайно. В 4 классе ребята входят, по оценкам психологов, уже в младший подростковый возраст. В этом возрасте возможность помогать взрослому ощущается как нечто очень позитивное и почетное.
Тем более я подобрала им такого собеседника, который проявляет интерес к русскому языку не будучи его носителем, а это выход на ценностные ориентиры в отношении языка.
Урок в начальной школе – это всегда интерактив и динамика: мыслительная и физическая… Сначала учитель предложила ребятам оценить свой объем словарного запаса самостоятельно, опираясь на свои ощущения. А затем по итогам теста сравнить результаты оценок. Те, у кого самооценка оказалась выше тестовой, должны были тихонько потопать ногами, те у кого оценки оказались выше ожидаемых – потереть друг об друга ладошки. От такого заманчивого предложения пошалить на уроке дети не могли отказаться, но их педагог мастерски владеет техниками управления вниманием.
– А вот я уже готова работать дальше! Кто со мной? – весело призвала Ирина Дмитриева детей к порядку и сама подняла руку, сигнализируя о готовности. Все сразу сосредоточились и вновь включились в работу: ребята создавали \”живые\” словарные статьи о синонимах, антонимах и омонимах, пробовали свои силы на музыкально-числовом тренажере и даже придумали свой – языковой.
Судя по всему, запланированные Ириной Дмитриевой воспитательные эффекты урока сработали, потому что в конце четвероклассники вновь единодушно воскликнули \”Да!\”, когда Ирина Дмитриева спросила у них: \”Ведь вы же носители русского языка?\”
Конкурсное испытание проводится в формате урока по предмету в сочинской школе №100. Оценка осуществляется по 10 критериям, которые включают набор показателей. Каждый критерий является равнозначным и оценивается в 10 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение задания автоматически оценивается в 0 баллов. Максимальный общий балл за выполнение задания – 100.
Критерии оценки конкурсного испытания: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексия и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, ценностные ориентиры, метапредметность и межпредметная интеграция, самостоятельность и творчество.
Напомним, все конкурсные испытания транслируются в прямом эфире. Расписание трансляций опубликовано на официальном сайте состязания.
Добавим, что уже в пятницу, 29 сентября, по итогам методических семинаров и открытых уроков будут объявлены 15 лауреатов Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017, которые продолжат состязаться в следующем туре!
Напомним, XXVIII Всероссийский конкурс \”Учитель года России\” проводится в 2017 году Министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования и ЗАО \”Издательский дом \”Учительская газета\”. I и II очный тур федерального этапа Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” проходят в Сочи. Финальный III тур Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” – 2017 будет проводиться в Москве и по традиции завершится торжественным объявлением абсолютного победителя в День учителя.
Следите за обновлениями на сайте \”Учительской газеты\” и в наших сообществах в социальных сетях \”Вконтакте\”, Facebook, Twitter, Instagram и \”Одноклассники\”. Поддерживайте своих коллег, родственников, друзей и земляков в комментариях в альбомах – портретных галереях участников, они есть почти во всех соцсетях. Присоединяйтесь!
Официальные хэштеги: #УчительГода #УчительГода2017 и #учительская_газета.
Фото Вадима Мелешко
Комментарии