В Москве количество детских и молодежных театров выросло почти на 10% по сравнению с прошлым учебным годом. Сейчас в столичных школах, колледжах и центрах допобразования работают более 780 коллективов. Об этом сообщила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития во Всемирный день театра.

«Мы стараемся создавать как можно больше путей для всестороннего развития детей, особое внимание уделяем творческому направлению. Театр — это не только искусство, но и возможность развивать пластичность мышления, концентрацию, воображение и навыки общения. Поэтому на базе столичных школ, колледжей и центров дополнительного образования организуют театральные мастерские, где ребята под руководством известных режиссеров и актеров участвуют в мастер-классах и осваивают сценические профессии.
Два года назад мы запустили масштабный проект “Содружество школьных театров”, который уже объединил более 22 тысяч юных артистов. В 2023/2024 учебном году ребята поставили 745 спектаклей и провели 1,5 тысячи показов. В рамках фестиваля “Живая сцена” юные москвичи выступили на престижных профессиональных площадках, где играют признанные деятели культуры. Это сцены Театрального института имени Бориса Щукина, Детского музыкального театра юного актера, Московского нового драматического театра, Дворца на Яузе и центра культуры и искусства “Щукино”», — рассказала заммэра.

В репертуар детских и молодежных театров входят как современные авторские постановки, адаптированные для подростков, так и классические произведения. Важно, что у столичных школьников и студентов колледжей есть уникальная возможность учиться у признанных мастеров, среди которых Владимир Машков, Евгений Князев и другие.
При этом дети не только осваивают актерское мастерство, но и получают навыки создания декораций, работы с различными видами кукол и пластического искусства. Кукольным театрам в столице уделяется отдельное внимание — в образовательных учреждениях Москвы их работает более 20. К тому же в детских и молодежных театрах ставят спектакли на иностранных языках. Такие постановки могут организовывать как в школах с особым языковым уклоном, так и в обычных.
«Наша театральная студия открылась в 2017 году. Буквально после первых спектаклей она стремительно развивалась, и сейчас в ней участвует уже семь полноценных коллективов — это более 120 человек. В студии занимаются даже первоклассники, и мы уже начинаем принимать детей старшего дошкольного возраста. Она пользуется большим успехом и спросом. За годы работы театральной студии “Жар-птица” у нас сложились свои традиции. В этом году новые условия позволили нам провести большой окружной фестиваль “Театральный звездопад”. К нам приезжали другие школьные театры, мы обменивались опытом, показывали спектакли, дети общались друг с другом. Это было очень значимое и большое событие, которое длилось два дня. Это будет еще одна традиция, которая началась в этом году», — рассказала Елена Аниканова, директор школы № 1190.
«Когда я узнала о том, что наконец-то обратили внимание на школьные театры, я была очень рада. Театром я занимаюсь очень давно, больше 20 лет. И очень тяжело было и с костюмами, и с декорациями, и со спектаклями. Когда сейчас есть такая поддержка от города, и администрация школы, соответственно, нам очень сильно помогает, работаешь в удовольствие, чувствуешь, что твоя работа кому-то нужна. А работа у нас очень важная, потому что я считаю, что театром можно воспитать даже самого большого хулигана», — поделилась Татьяна Хаванова, руководитель школьного театра «Жар-Птица» школы № 1190.

Знаковое событие для юных артистов содружества — фестиваль-конкурс школьных театров «Живая сцена». В 2023/2024 учебном году в нем приняли участие более 500 творческих коллективов. Школьники и студенты колледжей представили 30 драматических и музыкальных постановок, которые посмотрели около семи тысяч зрителей.
Особой популярностью среди ребят пользуется проект «Театральное закулисье». Более 700 детей и 100 педагогов уже побывали за кулисами Московской театральной школы Олега Табакова, Музея МХАТ и Театра кукол имени С.В. Образцова, где познакомились с работой художников по гриму, костюмеров, звукорежиссеров и других театральных специалистов.

«Театр очень помогает мне в повседневной жизни. Если бы не он, я бы не могла так свободно общаться с теми, кто меня окружает, стеснялась бы знакомиться с новыми людьми и в принципе выражать свое мнение. Театр уже настолько сильно запал мне в душу, что я решила связать с ним свое будущее. Я хочу поступить в театральный вуз. Надеюсь, что все-таки смогу воплотить свою мечту», — сказала ученица 11-го класса школы № 1190 Злата Ким.
«В этом учебном году я решил вступить в школьный театр, потому что мне очень нравится выражать свои эмоции. В театре я научился делать это лучше, как-то более красочнее. И общаться с людьми стало легче. “Содружество школьных театров” для меня — это передача опыта друг другу. Это просто прекрасно. Изначально я воспринимал театр как хобби, но если у меня и дальше будет хорошо получаться, думаю, стану актером», — отметил ученик 10-го класса школы № 1190 Арсений Гайкович.
Для профессионального роста педагогов тоже созданы особые условия. Для руководителей школьных театров работает клуб «Московская мастерская театральной педагогики». На встречах с деятелями культуры они обсуждают репертуар, методы работы с юными актерами и особенности постановочного процесса. В 2024 году впервые открыт набор в магистратуру Московского городского педагогического университета по специальности «Педагог школьного театра». Студенты изучают психологию творчества, актерского мастерства, режиссуры и других дисциплин под руководством опытных практиков.
Комментарии