search
main
0

Участники ПМЭФ-2019 обсудили повышение статуса педагога и роль цифровых технологий в образовании

Роль и статус педагога в обществе в значительной степени определят в будущем все процессы, связанные с отечественным образованием. Именно поэтому сегодня необходима качественная поддержка учителя на всех этапах учебного процесса и выявление ключевых проблем в обучении. К такому выводу пришли участники сессии \”Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия\”, прошедшей при поддержке Корпорации \”Российский учебник\” в рамках Петербургского международного экономического форума.

– Мы все больше думаем, как кадры, начиная даже со средней школы, будут ориентированы на задачи, которые являются основой развития такой новой инфраструктуры. Как ребенок в 12-13 лет может выбрать ту специализацию, которую раньше относили к третьему или четвертому курсу. Как соединить запросы глобальных работодателей или тех, кто создает инновации, с теми образовательными программами, которые должны соответствовать каждому уровню, и не делить ребят на тех, кто уже проявил свои способности и тех, кто еще не успел это сделать.

Участники согласились, что сегодня улучшаются возможности для способных учеников. Однако ректор НИУ \”Высшая школа экономики\” Ярослав Кузьминов обратил внимание на проблему растущей селективности в школьном образовании:

– Сегодня нет стройных механизмов социального перемешивания, создания лучших условий для детей, семьи которых ограничены в экономических возможностях или обладают низким уровнем образования. При этом в большинстве стран такие механизмы есть. Отставание по таким механизмам и незамечание проблемы чревато тем, что мы будем наряду с развитием талантов получать дополнительный источник социального напряжения. Согласно нашим опросам, две трети родителей заявляют о селективном доступе в первый класс. Я могу понять такой показатель относительно поступления в вуз, но для первого класса это опасный знак.

Вице-президент корпорации \”Российский учебник\” Андрей Галиев представил участникам сессии итоги нового опроса педагогов, проведенного на сайте корпорации rosuchebnik.ru: учителям было предложено назвать наиболее важные, по их мнению, достижения и проблемы в отечественном образовании. Самыми популярными достижениями оказались цифровое и дистанционное образование, введение ГИА и ЕГЭ как способ унифицировать систему оценивания выпускников и обеспечить равный доступ для поступления в вузы, а также укрепление материально-технической базы. В числе ключевых проблем чаще всего педагоги отмечали несоответствие требований ЕГЭ содержанию обучения, отсутствие системы обучения детей со статусом ОВЗ в массовых школах и отсутствие системы профориентации в выпускных классах старшей школы, уровень заработной платы педагогов. К данным ответам, по мнению спикеров, стоит добавить активное участие родителей и будущих работодателей в развитии учебного процесса.

– Запросы работодателя для школы являются и достижением, и проблемой: школа не всегда умеет работать с этим ресурсом, а также с запросами родителей, государства, бизнеса, – поделилась директор Общеобразовательного частного учреждения международной гимназии инновационного центра \”Сколково\” Оксана Демьяненко.

Губернатор Орловской области Андрей Клычков поделился опытом работы в регионе: \”Чудо, что мы смогли сохранить тех, кто хочет учить, и тех детей, которые желают учиться, которые потом идут в \”Сириус\”. Сегодня основная задача учителя – подготовить к ЕГЭ. Однако большой объем информации, цифровизация и другие технологии скорее ставят иную задачу – восстановление системы непрерывного образования, которое решило бы вопросы с селективностью, задачу подготовки специалистов. Мы запустили в нашем регионе проект по системе непрерывного образования, в данный момент проходит его апробация: на базе Орловской области создаются новые общественные пространства, которые объединяют ключевых участников учебного процесса, учитывают необходимые специализации в вузах. Мы надеемся реализовать проект, где в едином образовательном пространстве создадим условия на базе общего подбора детей из общей школы\”.

Оказать поддержку в создании подобных проектов и помочь в выявлении проблем в системе образования регионов может недавно разработанный факторный анализ. Результатами этого исследования, проведенного впервые в Калининградской области, поделился генеральный директор корпорации \”Российский учебник\” Александр Брычкин:

– У нас в стране почти нет релевантной методики измерения качества, которое давало бы статистически надежные результаты. Поэтому мы провели совместно с НИУ ВШЭ анализ факторов, которые влияют на качество образования в регионе, опросили около 85% педагогов, 95% школ региона. Коллеги из ВШЭ предложили четыре компонента измерения качества: академические результаты ГИА и ЕГЭ, достижения высокого уровня (олимпиады), школьное благополучие (насколько участники учебного процесса довольны образованием в школе или регионе). Четвертый фактор – академическая резильентность: это способность школ, которые находятся не в лучших социально-экономических условиях, тем не менее демонстрировать хорошие образовательные результаты.

Авторы исследования выяснили, что в данном случае значимое влияние на результаты оказывает не \”цифра\”, а организационная культура, то, как учителя работают с учениками, как директор взаимодействует с учителем, квалификация педагогов, количество учителей высшей категории, вариативность в образовательной программе (профилизации, внеурочная деятельность).

– На основе нашего исследования можно сделать практические рекомендации для корректировки образовательной политики на территории региона. Данное исследование будет интересно в первую очередь органам управления образованием и бизнесу, который сможет предлагать властям региона поддержку в решении конкретных проблем, – подчеркнул Александр Брычкин.

Опытом работы в системе поддержки педагогов и оказанием помощи в решении учебных задач поделились и представители ведущих организаций в сфере образовательных технологий.

– К сожалению, общество и государство не дали инструмент учителю для управления разнообразием, которое реально есть в стране и классе, – поделилась генеральный директор АНО \”Платформа новой школы\” Екатерина Булычева. – Все инструменты учителя сегодня линейные, а сам учитель должен провести ученика от начала и до конца по программе, и при этом никого не упустить, что невозможно. При этом дети выходят из школы и попадают в другую среду, в том числе цифровую, которая видит их разными, с разными возможностями и потребностями и дает выбор. На наш взгляд, цифровая платформа это в первую очередь инструмент персонализации в образовании.

– Сегодня очень важно уделять внимание и молодым педагогам. Педвузы должны стать стратегическим объектом внимания государства и заниматься учителями, которые неравнодушно относятся к занятиям с детьми, – подчеркнула генеральный директор, АНО \”Корпоративная академия Росатома\” Юлия Ужакина.

– Мы запустились в августе и за этот год столкнулись с 16 000 школ. Большое достижение – управление на основе данных: учитель может увидеть, сколько времени ребенок в начальной школе тратит на выполнение домашнего задания, – рассказала директор по стратегии \”Яндекс.Учебник\” Наталья Чеботарь.

К интересу участников, схожие проблемы существуют и в зарубежных школах. Об этом рассказал директор Brookes Education Group Дэвид Роуз: \”В большинстве стран есть проблема сильного контроля со стороны государства и недостаточное уважение к тем, кто учится. Мы знаем, что технологии все активнее проникают в обучение. Но самое главное – способные учителя и их мотивация\”.

По информации пресс-службы Корпорации \”Российский учебник\”

Фото источника

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте