Предложение инициировать поправку, позволяющую увольнять директора школы только с согласия коллектива, прозвучало на педагогической конференции в ПетрГУ. Повод для встречи был связан с датой. Десять лет назад на кафедре теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ была создана лаборатория теории и практики развития сельской школы, а в 2012 по инициативе лаборатории и школ, её инновационных площадок, была создана Ассоциация сельских школ РК. Несмотря на праздничную обстановку, директора сельских школ, педагоги, представители университетской науки не уклонились от обсуждения проблем сельской школы.
В фокусе внимания Ассоциации не только сугубо школьные проблемы, здесь мыслят шире, понимая, что наличие и развитие школы в сельском поселении – это способ сохранить на карте страны поселок или деревню, вдохнуть в нее в жизнь. В этом году, например, Татьяна Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ РК, пригласила на конференцию юриста Елену Пальцеву, поскольку в республике участились случаи необоснованного увольнения директоров, в том числе сельских школ. Юрист Елена Пальцева защищает в суде бывшего директора лицея №13 Галину Васильеву, которая в июне 2017 года без объяснения причин была уволена главой администрации Петрозаводска.
– Норма, по которой работодатель может уволить работника-директора без объяснения причин, действует с февраля 2002 года, – рассказала \”УГ\” Елена Пальцева. – Практически все специалисты по трудовому праву полагают, что увольнение работника, не совершившего виновных действий, недопустимо, даже если он занимает руководящую должность. Но у судей и законодателей на сей счет совсем иная позиция. Предлагаемая поправка носит профильный характер и дает важную гарантию директору образовательного учреждения – гарантию от произвольных действий работодателей (в системе образования это, как правило, мэры) муниципальных образований. Часто эти люди имеют смутное представление об образовании и рассматривают школу как учреждение по предоставлению услуги, оставляя за скобками воспитательную функцию и авторитет директора в коллективе. Если коллектив доверяет директору, это самый важный индикатор его успешной работы. Поправка не позволит уволить директора, перешагнув через мнение коллектива.Контракты с директорами школ сейчас заключаются на год-два, отмечает региональное издание интернет-журнал \”Лицей\”. Понятно, что они становятся управляемыми, лишаются инициативы, и это не идет на пользу образованию. Поскольку директора школ вряд ли выскажутся открыто в поддержку этой законодательной инициативы, чтобы не гневить своих работодателей, решено провести опрос анонимно. Этим займется Ассоциация сельских школ Карелии, которая объединяет представителей разных районов республики. Предполагается, что к декабрю опрос должен быть завершен. Внести в Госдуму законодательную инициативу по изменению федерального закона может парламент Карелии.
Говоря о работе лаборатории и Ассоциации, ее вдохновитель, Зинаида Ефлова, отметила, что в российском и зарубежном опыте есть примеры создания научно-исследовательских лабораторий.
– Поначалу мы замышляли, что мы будем научно-исследовательской лабораторией, будем заниматься только педагогической наукой, которая касается развития образования в особых условиях и обстоятельствах. У нас не получилось, – пояснила руководитель лаборатории сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ Зинаида Борисовна. – Уже через год или два мы поняли, что должны быть комплексной лабораторией, которая, с одной стороны, имеет предмет исследования, с другой – мы оказались в проблемном поле, где без практической работы, направленной на изменение предмета нашего исследования, было не обойтись. Сельская школа нуждается в поддержке, в том числе со стороны науки. Пять лет назад мы поняли, что работа только с опорными инновационными площадками, проведение педагогических экспериментов, диагностических исследований, то есть исключительно научных форм деятельности, недостаточны, что с решением множества специфических сельских проблем силами только сотрудников лаборатории не справиться. Нужно объединиться, прежде всего, самим сельским школам.
Особое внимание лаборатория и Ассоциация уделяют малочисленной сельской школе, малокомплектной школе, психолого-педагогическому состоянию сельской школы, самочувствию учителя, социально-педагогической миссии и функции сельской школы. \”Мы открыли для себя форму научно-педагогической экспедиции. Для нас привычным опытом является проведение онлайн-семинаров, тренинговых занятий, мастер-классов, у нас разработано две модели сопровождения инновационной деятельности школы – непосредственное сопровождение и кураторство сельской образовательной организации. По каждой модели мы имеем что сказать\”, – подчеркнула в своем выступлении Зинаида Ефлова. За истекшие годы в работе Ассоциации участвовало 17 школ республики, на данный момент наиболее активное сотрудничество развивается с шестью школами Карелии.Важность работы лаборатории и Ассоциации понимает и руководство ПетрГУ. Так, проректор по учебной работе ПетрГУ Константин Тарасов отметил, что за те несколько месяцев, что ПетрГУ стал опорным вузом республики, они с коллегами задумались над тем, как же сделать так, чтобы талантливые специалисты, будущие кадры не покидали регион, оставались работать и жить в Карелии. – Мы заинтересованы в новых проектах с моногородами, педагогических проектах. В декабре мы будем презентовать опыт работы вуза в Москве и надеемся, что они будут поддержаны, что даст новый толчок развития и для вуза, и для его структурный подразделений, – сказал Константин Геннадьевич, подтверждая, что у лаборатории и ассоциации много интересных идей и проектов, в которых опорный университет заинтересован, поскольку все они направлены на улучшение жизни региона в целом.
Ранее \”УГ\” рассказывала о межрегиональном мобильном научно-практическом форуме в Карелии, который посетили специалисты из разных регионов России. Тогда участниками события стали 300 человек – ученые, представители власти регионального, муниципального уровней и местного управления; работники науки, образования и культуры, жители городов и поселков, взрослые, молодежь и дети. Фото автора
Комментарии