search
main
0

Участие, инициатива и ответственность. Деятельность на благо общества – совместная ответственность гражданина и государства

К современной политике можно подходить как к технологии продвижения общественных интересов, как к возможности реализовать собственные способности и добиться личного успеха. Сегодня все больше востребованы политики-профессионалы. Они оттесняют «рядовых» граждан от политической активности. Однако это ставит пределы для широкого гражданского участия в общественных событиях, которые касаются каждого живущего в стране.

Для устойчивости и стабильности политики необходимо включение большего числа граждан в политический процесс. И это крайне насущная проблема для любого демократического режима. Интенсивность участия граждан в общественной жизни тесно связана с качеством решений, которые принимает государство, а в итоге и с эффективностью властных органов в целом, и возможностью каждого самореализоваться в частности.

В последнее время во многих странах распространяются такие явления, как абсентеизм и правовой нигилизм. Из чего общая эффективность политики значительно снижается. Демократия в опасности, если она превращается в отвлеченное зрелище для посторонних, в нечто похожее на спортивное мероприятие, которое создано для зрителей.

Государство, правительство не только помощники граждан, они – его слуги. Следует помнить, что «Конституция не акт правительства, а народа, который учреждает правительство и свое право на управление посредством Конституции». Все в стране происходит потому, что существует воля народа, которая реализуется через органы власти. Власть никогда об этом не забывает упомянуть и освящает свои действия именем народа. Частично это также означает, что едва ли не любое государственное лицо облечено властью народом, который передает ему свои полномочия в процессе выборов. В итоге всякая власть исходит от народа и на него опирается, а это в свою очередь значит, что демократические принципы и нормы должны пронизывать власть и все ее действия и решения. Отношения между властью и обществом следует рассматривать под этим углом. Правительство регулирует жизнь и деятельность общества, направляя ее на путь общего благоденствия, охраняя его интересы и обеспечивая безопасность граждан.

Идея ограничения и сдерживания власти правительства актуальна для всех сообществ. Гражданские устремления, обретающие форму в политическом процессе, – одно из лучших средств умерить аппетиты власти и направить ее деятельность на общественные потребности.

Россияне все еще не могут обрести устойчивых гражданских основ, научиться компетентно участвовать в политическом процессе. Часто можно слышать жалобы на то, что плодами политических побед пользуются проходимцы и невежды, общественная дискуссия поверхностна и маловыразительна. Она наполнена экстремальными и экзотическими мнениями и взглядами, которые привлекают излишне много внимания, отвлекая от действительно важных и значимых общественных проблем. А активное политиканствующее меньшинство берет на себя смелость выступать от имени всего общества или даже стремится манипулировать мнением большинства на фоне низкой активности избирателей.

Растет количество граждан, разочарованных в политической деятельности. Недовольны они и содержанием вопросов, которые ставятся во главу политической повестки дня. Уровень участия в выборах, особенно на региональном уровне, постоянно уменьшается.

Проблемы политики крайне сложные и запутанные. Их источником являются не только государственные деятели – конкретные лица, облеченные властными полномочиями, или вся государственная система и ее отдельные институты. Также в ряду причин малой эффективности государственного управления следует отметить низкую гражданскую культуру, правовое безволие и слабое понимание текущих политических процессов на фоне общей пассивности.

Вернуть граждан в политику дело непростое. Нелегко привить интерес к общественным проблемам там, где процветают произвол и самоуправство, тщеславие и корыстолюбие.

Основанием и школой демократии является самоуправление и самоорганизация граждан в самом широком смысле данного утверждения. Причем все формы самодеятельности граждан тесно связаны и взаимно дополняют, обогащают друг друга, и сосуществуют они при обоюдной поддержке. Если местное самоуправление слабое, то и участие в выборах, в общественной деятельности соответственно будет низким. Любая общественная деятельность на благо сообщества является одновременно и политическим действием. Политика в силу практических обстоятельств приносит не только всеобщее благоденствие обществу, которое может управлять ею, но и достойно награждает активных граждан, вовлеченных в нее.

В политике можно выделить несколько уровней принятия решений. Используя термин «общественная или публичная политика», можно проследить черты сходства и отличия между пространством приватной или частной жизни граждан и общественным или публичным полем, что позволяет глубже понять гражданское действие, направленное на пользу сообщества. Исходя из понятия «общественная или публичная политика» можно выделить несколько составляющих. В США и других демократических англоязычных странах в политической теории можно наблюдать понятийное противостояние терминов «public» и «private». Если второе слово можно перевести как «частный», то первое слово прямого аналога в русском языке не имеет, и его можно интерпретировать как то, что находится за рамками частной жизни, – «общественное и государственное». В гражданском образовании появляется еще одна область приложения гражданских усилий «community» – пространство местного сообщества, которое связано с областью «public». Сфера публичности – это пространство, в котором человек прежде всего видит то, чем он отличается от других людей, здесь он трудится на общее благо, завоевывает уважение и признание своих сограждан, здесь он ведет переговоры и совершает сделки, заключает договоры. Частная сфера жизни закрыта для посторонних – это поле интимных отношений, верности и искренности. Между ними существует измерение, которое принадлежит им обоим, – это область местного сообщества «community», для которого характерны дружеские или даже фамильярные отношения.

Проект «Гражданин» – образцовая образовательная программа по организации общественного действия, которая была создана Центром гражданского образования в штате Калифорния США, четко определяет область использования данной обучающей технологии, опираясь на три вышеописанных уровня. Авторы проекта «Гражданин» убедительно показывают, что при решении общественных проблем граждане должны уметь различать «государственное», «приватное» и измерение местного сообщества, так как при решении вопросов, относящихся к разным сферам человеческой жизни, используются различные средства публичной политики. Так, «приватные» проблемы граждане обычно решают самостоятельно, лично, если эти проблемы, конечно, не нарушают общественного порядка. Вопросы местного сообщества можно решить только совместно с местными жителями, а государственные дела требуют иных подходов.

В демократических странах гражданская деятельность тесно связана с традицией добровольного служения местному сообществу. В России попытки возродить подобные традиции – явление повсеместное, особенно там, где люди чувствуют личную ответственность и сопричастность к жизни местного сообщества.

В современной политической теории выделяют обычно четыре значимых обстоятельства, которые связывают добровольную общественно полезную деятельность с политическим процессом.

Во-первых, существует тенденция обсуждения наиболее острых общественных проблем наиболее активными и компетентными гражданами и постановки их в политическую повестку.

Во-вторых, добровольная общественно полезная деятельность – один из наиболее эффективных способов участия граждан в разрешении общественных проблем.

В-третьих, в процессе этой деятельности граждане становятся восприимчивыми к общественным изменениям, а впоследствии сторонниками или даже авторами и проводниками позитивных государственных реформ.

В-четвертых, эта деятельность есть школа гражданской культуры, и активные ее участники получают бесценный гражданский опыт.

Что побуждает людей к занятию добровольной общественной деятельностью? Стоит обратить внимание на следующие причины:

естественное желание человека помочь слабым, нуждающимся и обездоленным людям, которые по тем или иным причинам не смогли найти свое место в жизни;

внутренняя потребность в общественном признании собственных усилий на общее благо, обретение самоуважения, веры в добро и справедливость;

возможность самореализоваться на общественном поприще;

воплощение в жизнь личных замыслов, проектов;

стремление к деятельности в согласии с собственными ценностями и установками, религиозными и идеологическими убеждениями;

возможность отплатить добром за добро и в свою очередь оказать людям услуги, в которых они больше всего нуждаются;

увеличение жизненного пространства, улучшение условий и качества жизни для себя и окружающих;

выражение заботы об окружающих;

охрана окружающей среды и попытка обезопасить собственное существование;

поддержание традиции взаимопомощи и взаимовыручки, укрепление человеческих отношений;

улучшение морального климата и оздоровление отношений во всем обществе;

обучение людей жизни в гуманном обществе, передача навыков самостоятельности, независимости, поддержка ценностей свободы и равенства и многие другие.

Перечисленные основания крайне необходимы для полноценного существования как всего общества, так и отдельных людей, стремящихся к самореализации, озабоченных своим настоящим и будущим.

Традиционно из всего многообразия добровольной общественной деятельности выделяют несколько специальных видов активности, которые позволяют понять ее роль в публичной политике:

деятельность, связанная с религией, например, в области воспитания, образования, благотворительности;

неформальные группы взаимопомощи и взаимовыручки;

добровольческое молодежное движение на благо общества;

добровольная помощь в сфере образования;

добровольная помощь в сфере здравоохранения;

общественно полезная деятельность в профессиональной сфере, объединяющая граждан по роду занятия;

общественная правозащитная деятельность;

добровольная деятельность, направленная на улучшение среды обитания местных жителей;

организация общественных культурных мероприятий и реализация артпроектов;

экологическое добровольческое общественное движение;

политические или «окополитические» общественные группы, деятельность по лоббированию общественных интересов.

Результатом уменьшения числа участников публичной общественной деятельности будет становиться сосредоточение общественно полезных инициатив на четырех основных направлениях публичной политики.

Институциональная политика

Это направление связано с деятельностью выборных органов власти и их представителей, организацией партийной и избирательной активности, обращениями и письменными заявлениями в органы власти и другие организации, обладающие политическим влиянием. Использование прямых инструментов демократии, например референдума, гражданских инициатив, отзыва депутатов. Значительная доля приходится на избирательный процесс и все, что связано с выборами. Однако данная сфера политики находится под возрастающим влиянием денег, которые направляются на поддержку того или иного кандидата или партийной группы. Так называемый административный ресурс резко искажает ситуацию выбора, а иногда делает его малозначимым. Все вместе взятое дает представление об избирательном процессе как о выборах без выбора. Политика приобретает манипулятивный характер, далекий от подлинно гражданских интересов. Искаженная картина выборов заслоняет ее смысл и не позволяет с наибольшей эффективностью использовать общественную дискуссию, раскрывающуюся в конфликте разнообразных точек зрения.

Политика в сфере оказания гражданских услуг

Данное направление во многих демократических странах рассматривается как средство вернуть интерес граждан к активному гражданскому участию. В США в 1990 году был даже принят федеральный закон об оказании гражданских услуг (National Service Act). В стране создается и развивается система добровольной службы по оказанию гражданских услуг в сфере разнообразных человеческих отношений, например содержание ночлежек для бездомных, программы по ликвидации неграмотности, службы консультирования по различным общественным вопросам. Подобная деятельность помогает индивидуальному развитию его участников, способствует росту самоуважения граждан, повышает уровень милосердия и сострадания в обществе.

Гражданская политика протеста

Волны протеста периодически захлестывают одну или сразу несколько демократических стран. Улицы городов переполняются демонстрантами. Повсюду возникают пикеты. Граждане широко используют разнообразные средства протеста при отстаивании собственных прав, продвижении общественных интересов или защите прав обездоленных, ущемленных меньшинств. В 60-х годах ХХ века в США развернулась борьба за гражданские права цветного населения. Большая часть участников движения, по мнению политологов, находилась в рамках американской гражданской традиции, которая в борьбе за прогрессивные реформы объединяла активное население страны, ярко демонстрирующее гражданскую ответственность, причем в качестве средств давления использовались ненасильственные методы убеждения. Разнообразные общественные организации протестного толка, вовлекающие в оборот своей деятельности массы населения, подымают важные политические проблемы и добиваются их решения. Сложные, противоречивые общественные проблемы теряют глубину, а их потенциальные решения зачастую несбалансированные и примитивные, что порождает еще большие проблемы в будущем. Уходит и ощущение причастности к позитивной политической активности. Возникает иерархия наиболее ущербных и угнетенных групп населения, которые соревнуются в том, кто из них больше обижен и находится в более несправедливом положении, что смещает акцент общественной политики с проблемы к мелким, малозначительным, несущественным деталям и частностям.

Гражданская активность в рамках местного сообщества

Неотъемлемой частью общественного ландшафта становятся разнообразные гражданские организации. Дополнительную опасность для публичной политики представляет достаточно распространенная психология, выраженная известной поговоркой «моя хата с краю – ничего не знаю».

Следует осознать, что общественная деятельность учит пониманию моральной противоречивости, открытости, прагматичности при достижении целей гражданских действий, что, решая общественные проблемы, люди не ищут откровений и не дают окончательных ответов на встающие перед ними вопросы, а скорее согласуют разнообразные интересы. В общественном гражданском действии важно все: и равноправие, и справедливость, и свобода действия, и ответственность.

Система демократического образования одной из основных своих целей провозглашает подготовку компетентных граждан, которые в состоянии активно участвовать в политической жизни общества. Большая часть общественного движения в демократических странах направлена на укрепление собственно системы гражданского участия. Создаются специальные технологии, нацеленные на организацию публичных дискуссий, например «Гражданский форум», созданный при содействии фонда Кеттеринга, США.

Чтобы научить граждан компетентно участвовать в принятии взвешенных и ответственных решений, имеющих отношение ко всему обществу в целом, следует использовать богатый арсенал средств гражданского образования.

Хорошая программа гражданского образования должна базироваться на реальных интересах граждан, их стремлении понять и использовать общественные отношения для раскрытия личного потенциала.

И гражданское образование зависит от ощущения «собственности» у граждан, их чувства принадлежности к определенной гражданской инициативе. Это значит, для развития публичной политики следует создать условия «свободного общественного пространства», где сосуществуют разнообразные гражданские ассоциации, союзы, группы.

Важное место в сфере гражданского образования занимает знание разнообразных подходов к пониманию важнейших политологических понятий, например таких, как «власть», которые сложны и многозначны.

Современная гражданская политика построена, и ее эффективность зависит прежде всего от качества взаимодействия граждан, их организаций и власти в публичном пространстве. Для развития публичной политики крайне необходимой является потребность создания этических стандартов политики, где каждый несет свою долю ответственности и уважения. Человеческое знание сложно разделить на объективное и аналитическое, субъективное и чувственное, оно слагается по частям, и каждая его составляющая имеет свою ценность. В сфере публичной политики каждое гражданское решение и действие имеет свою ценность и, складываясь, соединяясь, создает пространство, в котором вершится общественная политика.

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте