search
main
0

Убрать барьеры, которые нас разделяют

Дмитрий ПАНКОВ, профессор, главный специалист Департамента здравоохранения: – Медики первыми обнаруживают инвалидность у детей вне зависимости от того, врожденная она или приобретенная. В последнее десятилетие произошли очень серьезные подвижки в тех вопросах, которые сегодня нужны для проведения восстановительных мероприятий.

Причем подчеркну особо – для восстановительных мероприятий, потому что реабилитация или абилитация гораздо более сложны тогда, когда упущено время для восстановления здоровья ребенка на ранних стадиях, когда отсутствуют в организме возможности для его естественной реализации. За последнее десятилетие произошли очень большие изменения, очень большой прогресс в плане возможностей реабилитации и абилитации. Прежде всего это произошло в связи с внедрением новых технологических приемов, появления современной техники, в результате того, что медики получили возможность оперативно привлекать эти приемы и это оборудование, эффективно ими пользоваться. В советское время это было очень сложно, так как нам приходилось делать заявки по пять лет и ждать, а, как правило, ситуации, когда нужно новое оборудование, требуют оперативных решений. Сейчас же все стало значительно проще, все упирается только в финансирование, которого всегда недостаточно. Но помимо этой всеобщей проблемы мы сейчас столкнулись с еще одной проблемой, которую можно решить только сообща. Дело в том, что у нас в стране, к сожалению, сегодня отсутствует реабилитологическая отрасль в том виде, в каком она должна быть. Медики занимаются восстановительной медициной, между реабилитацией и восстановительной медициной есть большая разница. Дело в том, что реабилитация – медико-педагогический, медико-психолого-социальный процесс. Реабилитация и абилитация очень тесно сопряжены с понятием «социализация». Ведь для человечка важно не то, хорошо или плохо он говорит, хорошо или не очень хорошо он ходит, для него важно, что мы его понимаем, что он может заниматься в социальной сфере теми же вещами, которыми занимаемся мы, здоровые люди. Здесь одними медицинскими подходами этой проблемы не решить, потому что врач может привести тот или иной орган до определенной функции, но реализация этой функции – проблема социальная.

На сегодняшний день мы, конечно, чувствуем очень большой дефицит взаимодействия с нашими коллегами из педагогической, социальной, психологической сфер. Конечно, в Москве эти проблемы имеют значительно меньший масштаб, чем в регионах России, за последнее пятилетие мы с Департаментом образования очень серьезно продвинулись навстречу друг другу, мы все больше сотрудничаем с психологами и социальными службами, но все равно этот опыт у нас все еще недостаточен. Но, например, Европе потребовалось почти полвека для того, чтобы наработать тот ресурсный опыт социализации своих инвалидов, медико-психолого-педагогического сотрудничества, которым она сейчас обладает, будучи существенно впереди России, наш опыт практически на порядок меньше европейского. Безусловно, необходимо сужать межведомственные барьеры, которые нас разделяют. Мы должны наладить, сохраняя тот потенциал, который у нас есть, и наше своеобразие, которое имеет много позитивного, то, что связано с разрушением межведомственных барьеров, именно в деле создания реабилитологической отрасли.

У нас отсутствуют супервизоры реабилитационного процесса. До тех пор пока у нас не будет супервизоров реабилитационного процесса, у нас не будет полноценной реабилитологии, потому что супервизор, на какой бы академической базе он ни был подготовлен, будь то по своему первичному образованию врач или педагог, психолог или социальный работник, – это человек-профессионал, который может возглавить реабилитационный процесс, реабилитационную бригаду, в которую входят врачи, педагоги, психологи и социальные работники, перед каждым из них поставит задачу и обеспечит реабилитационный процесс. Реабилитационный процесс, как известно профессионалам, – это процесс чрезвычайно нагрузочный и для инвалидов, и для того, кто с ними работает, так как, допустим, врач-кинезиотерапевт, психолог, педагог прекрасно знают, что каждый шажок этого инвалида дается ему значительно труднее, чем обычному человеку. Здесь нередко возникает ситуация (это международный опыт), когда кто-то кого-то начинает жалеть и эта жалость приводит к тому, что темп реабилитационного процесса теряется. Другое дело, когда профессионально делаются какие-то послабления, для которых есть физиологические, психологические или какие-то другие основания. Но это движение может привести к тому, что реабилитационный процесс манкируется одной, второй или обеими сторонами. Супервизор реабилитационного процесса отслеживает эту ситуацию, вносит в нее все необходимые коррективы. Если такой человек присутствует, реабилитационный процесс эффективно набирает темпы и дает очень хорошие результаты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте