search
main
0

Убеждением можно сделать больше, чем насилием. Модуль по праву «Основы потребительской культуры». 9-11-е классы

Что такое сертификат и зачем он нужен? Каждый потребитель имеет право потребовать у продавца сертификат соответствия на продаваемый товар или, как его нередко называют, сертификат качества. Но не все потребители знают, что такое сертификат, зачем он нужен, зачем нужна сертификация продукции, на какие виды продукции она распространяется и, наконец, какую информацию может получить потребитель из сертификата.

Окончание. Начало в № 29

Сертификат – документ, удостоверяющий качество товара.

Сертификация продукции – это деятельность по утверждению соответствия продукции установленным требованиям (Закон «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г., ст. 1).

Зачем нужна сертификация продукции (работ, услуг)?

Во-первых, для создания условий деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. Во-вторых, для содействия экспорту и для повышения конкурентоспособности продукции. В-третьих, для содействия потребителям в компетентном выборе продукции, для защиты их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), для контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. И, наконец, сертификация производится прежде всего для подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

На какие виды продукции необходим сертификат?

Сертификат необходим на все виды товаров. Но на одни виды продукции и товаров нужен гигиенический сертификат, а на другие – сертификат соответствия. Во многих случаях необходим и гигиенический сертификат, и сертификат соответствия.

Гигиенические сертификаты выдаются органами и учреждениями Госсанэпидемслужбы на этапе согласования нормативной документации и постановки продукции на производство или оформления контрактов (договоров) на закупку за рубежом новой продукции.

Гигиенические сертификаты обязательны для продукции, способной оказать неблагоприятное воздействие на организм человека в условиях его производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации. Следовательно, сертификации подлежат такие виды продукции и товаров, как пищевое сырье, продукты питания, материалы и изделия, контактирующие с продуктами питания; товары для детей (игрушки, одежда, обувь и т.д.); материалы и оборудование, применяемые в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения; парфюмерно-косметические средства; химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии, средства химизации сельского хозяйства (минеральные удобрения); полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также при изготовлении мебели и других предметов домашнего обихода; продукция машиностроения и приборостроения производственного и бытового назначения.

Реализация указанных товаров без гигиенических сертификатов запрещена. Гигиенические сертификаты не являются эквивалентом сертификата соответствия и не заменяют его.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» ст. 7, п. 4 (работы, услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке.

Согласно закону перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Существует специальный перечень «Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, утвержденная Госстандартом России 31.03.94 г. с изменением от 10.10.94 г.». С появлением новых видов товаров, услуг указанная номенклатура будет дополняться и изменяться.

Номенклатура продукции и услуг включает в себя товары и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, для окружающей среды.

Все товары и услуги сгруппированы в 11 разделов:

1. Товары машиностроительного комплекса (автотранспортные средства, станки, кухонный инвентарь, детские коляски и др.).

2. Товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности (швейные машины, холодильники, игровые автоматы, вычислительная техника и др.).

3. Лекарства и лекарственные препараты, медицинская техника, в том числе медицинское оборудование.

4. Товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности (чай, кофе, мясо, рыба, кондитерские изделия и т.д.).

5. Товары легкой промышленности, в том числе детское белье, детская обувь и др.

6. Товары сырьевых отраслей и деревообработки, в том числе металлическая посуда, минеральные удобрения, моющие средства, мебель, спички и др.

7. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе респираторы и противогазы.

8. Тара, включая фляги металлические, бочки и ящики, стеклянную тару.

9. Изделия пиротехнические (развлекательного характера).

10. Ветеринарные биологические препараты, витамины, вакцины и т.п.

11. Услуги, включая ремонт различной бытовой техники, радиоаппаратуры, автомототранспортных средств.

Какую информацию может получить потребитель из сертификата?

В соответствии со ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать от изготовителя или продавца предоставления необходимой достоверной информации о реализуемом товаре. А ст. 10 Закона конкретно указывает, какая именно информация должна быть предоставлена покупателю (перечень основных потребительских свойств товаров, цена и условия приобретения товаров; гарантийные обязательства изготовителя и т.п.).

Из сертификатов вы узнаете:

его регистрационный номер (первая половина буквенного ряда означает, что сертификат выдан в Российской Федерации, а вторая сообщает о стране, откуда поступил товар);

срок действия сертификата (не просрочен ли сертификат). Первая дата соответствует времени регистрации сертификата в Государственном реестре. Вторая указывает, на какой срок сертификат выдан изготовителю (в случае серийного производства). Если документ выдается на партию продукции или на одно изделие, то вместо второй даты проставляется прочерк;

орган, выдавший сертификат, с указанием адреса и телефона, куда вы можете позвонить в случае сомнения в подлинности документа или качества товара;

наименование, тип, вид, марка, технические условия или другой нормативный документ, по которому выпускается эта продукция, партия товара или «единичное изделие»; номер накладной, договора; в случае если партия товара достаточно велика, то перечень продукции, на которую распространяется действие сертификата, дается в приложении;

информация об изготовителе или продавце. Обратите на нее особое внимание, так как по Закону «О защите прав потребителей» вы имеете право обратиться с претензией непосредственно к изготовителю. Здесь вы найдете все его координаты;

нормативные документы (либо их пункты), на соответствие которым проводились испытания, предшествующие выдаче сертификата (ГОСТы и технические условия (ТУ) и документы, которые были учтены органом по сертификации при выдаче сертификата (гигиенические заключения, сертификаты пожарной безопасности и др.);

дополнительную информацию: внешние признаки товара, вид тары, способ упаковки и др.;

фамилии руководителя органа по сертификации и эксперта, проводившего сертификацию, скрепленные печатью.

Только в том случае, если вся вышеперечисленная информация отражена в сертификате, он имеет юридическую силу на всей территории Российской Федерации.

Символы на этикетках, упаковках, вкладышах

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Таким образом обеспечивается возможность выбора необходимого именно данному потребителю товара.

Что же должна содержать информация о товарах:

наименование стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;

перечень основных потребительских свойств товаров, а в отношении продуктов питания – состав (включая перечень использованных в процессе их изготовления продуктов питания и пищевых добавок), вес и объем содержимого. Калорийность, содержание вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов и противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний;

цену и условия приобретения товаров;

гарантийные обязательства изготовителя;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

срок службы (годности) товаров и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;

адреса изготовителя и предприятий, уполномоченных изготовителем на принятие претензий от потребителя, а также производящих ремонт и техническое обслуживание.

Вся эта информация содержится в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, вкладыше, а также на маркировке, с указанием даты изготовления.

Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции для использования.

Вкладыш – это детальная инструкция и указания о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т.п.

Тарой могут быть картон, ящики, целлофан, стеклянная, алюминиевая посуда, бумага и т.д. Упаковка товара должна отличаться от упаковки конкурентов; помогать покупателю в поиске товара, придавать товару его образ, соответствовать уровню цены. На упаковке должна содержаться таже информация, что и на товаре. Продукты питания, упакованные или расфасованные в Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения. Посмотрим, что же можно узнать о товаре с помощью маркировки на упаковках, этикетках, вкладышах.

Маркировка – это комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимый на изделие, упаковку, табличку, ярлык или этикетку. Если размер изделия не позволяет расположить маркировку, то соответствующая информация должна быть изложена в сопроводительной документации к каждой единице продукции.

Совершая покупку, мы прежде всего должны выяснить для себя, чем этот продукт опасен и чем полезен.

Это надо знать

С 1 мая 1997 года на всей территории России была запрещена продажа импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.

Журнал «Спрос» уточнял, что на упаковке или этикетке товаров должна содержаться следующая информация: наименование продукта и его вид; страна и фирма-производитель; основные ингредиенты, включая пищевые добавки; пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов – для продуктов детского, лечебного и диетического питания) или противопоказания при некоторых заболеваниях; срок годности и условия использования.

Потребителям теперь стоит быть особо внимательными – отсутствие всей этой информации может свидетельствовать о неизвестном, не сертифицированном происхождении товара.

Назначение товарных знаков

Товарный знак – это фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или сочетание их, защищенные юридически. В тех случаях, когда используется зарегистрированный торговый знак, он сопровождается буквой (r) в круге.

Товарный знак – лучшая реклама. Во всем мире потребители ориентируются в море товаров по наименованиям фирм-производителей и их товарным знакам. В России в 1992 году был принят Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». По международным правилам нельзя использовать в качестве товарного знака государственную символику, например, герб страны.

Узаконенный товарный знак является одним из видов охраны интеллектуальной собственности в сфере производства товаров и услуг. Если это имя фирмы известно всему миру и продукция хорошо зарекомендовала себя, то покупатели стараются приобрести товары именно этой марки. Всем хорошо известно, что выпускают такие фирмы, как «Сони», «Панасоник», «Мерседес», «Адидас», «Марс». Многие производители, играя на неопытности потребителей, в своих названиях пытаются подражать им. Покупатель всегда должен быть начеку, ведь вместо настоящего «Панасоника» ему могут подсунуть подделку.

Фирма может дать право использовать ее доброе имя на рынке, но только на законном основании. Когда, например, «Пепси-Кола» подписала с российской фирмой коммерческое соглашение о производстве ее напитков в Подмосковье, она разрешила ставить на них свой товарный знак. Но в этом случае фирма требует с российской стороны, чтобы продукция, производимая по ее лицензии, соответствовала по качеству и упаковке продукции материнской фирмы, и оставляет за собой право контроля. Если же поступили жалобы на продукцию, фирма может лишить партнера права пользоваться ее товарным знаком. Это всегда оговаривается в соглашении.

Фирмы с мировым именем ревностно оберегают свое доброе имя с помощью товарного знака. И в нашей стране незаконное использование товарного знака преследуется по закону и является делом уголовно наказуемым.

В мире действуют миллионы товарных знаков. В 1996 году на конференцию в Сан-Диего, которая была посвящена охране товарных знаков, съехались более пяти тысяч представителей от фирм-производителей товаров и услуг из 136 стран мира. Одно это говорит уже о том, какую роль на рынке играет товарный знак.

Индекс Е. Что он означает?

С переходом к рыночной системе и развитием отношений с разными странами на прилавках появляется все больше и больше импортных продовольственных товаров. С экрана телевизора, по радио, из газет поступают заявления, что во многих продуктах содержатся вредные для организма человека вещества. Все эти вещества скрываются под символами, обозначенными на упаковке буквой Е с определенными цифрами. Буква Е в индексах от усеченного слова «Europe».

Действительно, на упаковке подавляющего большинства продуктов питания стоят практически неизвестные нашему потребителю индексы: Е103, Е102, Е322 и др. Однако скрывают они не мифическую опасность, а разрешенные к применению пищевые добавки.

Пищевые добавки – это природные соединения и химические вещества, которые в чистом виде не употребляются в пищу, но в ограниченных количествах преднамеренно вводятся в продовольственные товары.

Зачем применяют пищевые добавки? В основном они применяются по трем причинам: улучшить питательные свойства продукта; обеспечить лучшую сохранность продукта; улучшить внешний вид продукта.

Существует еще и четвертая группа пищевых добавок, используемых в производстве продовольствия. Но в конечном продукте они либо отсутствуют, либо имеются лишь их следы. Потребитель практически с ними не соприкасается, и нет смысла упоминать их в перечне на упаковке продукта. Риск, связанный с пищевыми добавками, есть, и он заключается в возможной аллергии к ним. Но такой риск связан со многими окружающими нас веществами – от цветочной пыльцы до шерсти животных.

Для того чтобы выяснить, на какую добавку возникла аллергия, необходимо обратить внимание на перечень ингредиентов на упаковке. Для консервантов или пищевых красителей, содержащихся в продукте, наряду с классом вещества (консервант, краситель) на этикетке должно значиться название добавки или ее номер после буквы «Е». Разрешением на применение пищевых добавок и определением их безопасной нормы занимаются специальные организации, учрежденные ООН и Европейским сообществом.

По своему назначению пищевые добавки (условно) делятся на несколько классов:

Е100 – Е182 – это красители (применяются для окраски продуктов в различные цвета). Они в свою очередь подразделяются на две неравные части: натуральные (природные) и синтетические (полученные искусственным путем). Е163, например, получают из кожицы винограда темных сортов или из вишни, черной смородины. Синтетических красителей больше, и не все они рекомендованы к применению. Исследования показали: даже незначительный процент красителя сверх допустимой нормы приведет к тому, что продукт станет несъедобным. Такие красители стараются заменить, разработав новые. Окончательное решение об использовании пищевых добавок возложено на органы здравоохранения стран-производителей продуктов питания.

Е200 и далее – консерванты (способствуют длительному хранению продуктов питания);

Е300 и далее – антиокислители (антиоксиданты), они замедляют окисление и тем самым предохраняют продовольствие от порчи, по действию схожи с консервантами;

Е400 и далее – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию продукта);

Е500 и далее – эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания, по действию похожи на стабилизаторы);

Е600 и далее – усилители вкуса и аромата;

Е700 – Е800 и далее – запасные индексы;

Е1000 – входят глазирующие агенты, подсластители соков и кондитерских изделий; добавки, препятствующие слеживанию сахара, соли, используемые для обработки муки, крахмала, и иные.

Расшифровка всех этих «Е» в развитых странах публикуется не только в специальной литературе, но и в популярных, доступных широким слоям населения изданиях. Там неукоснительно соблюдается право потребителя на информацию, в данном случае – через указанные на этикетке составы поступившего в продажу товара.

Некоторые добавки в токсичных дозах опасны для почек и печени человека. Канцерогены, вредные организму, могут находиться в копченостях, т.к. они являются продуктом обработки мяса, рыбы, дичи дымом. Но при современной технологии эти дозы ничтожно малы. Все перечисленные добавки безвредны для здорового человека. Но если человек страдает аллергией, болеет астмой, некоторыми видами хронических заболеваний, продукты питания лучше покупать те, на упаковке которых указано: «не содержат консервантов».

Пищевые красители:

Природные (натуральные) красители – это красящие вещества, выделенные из природных источников (растительных или животных).

Синтетические пищевые красители – это органические соединения, хорошо растворимые в воде. Многие из них образуют нерастворимые комплексы (лаки) с ионами металлов и в такой форме в качестве пигментов используются для окрашивания порошкообразных продуктов, драже, таблеток, жевательной резинки.

В качестве пищевых красящих веществ применяются также некоторые минеральные пигменты и металлы. Так, окись железа (Е172) дает черный, красный и желтый цвета, а двуокись титана (Е171) и карбонат кальция (Е170) – белый; из металлов используются золото (Е175), серебро (Е174) и алюминий (Е173).

Предельно допустимые дозы внесения синтетических пищевых красителей в индивидуальном виде или в смесях в соответствии с требованиями Госсанэпидемнадзора России составляют 100 г на тонну готовой продукции.

Если вы приобрели недоброкачественный товар

Если потребитель приобрел товар с недостатками, он вправе по своему выбору (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей») предъявить продавцу одно из следующих требований:

безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на исправление недостатков своими силами или третьим лицом;

соразмерно уменьшить покупную цену;

заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены;

расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Первое требование подразумевает, что продавец обязан устранить выявленные недостатки (замена деталей). Потребитель может устранить недостатки, но он вправе потребовать оплату ремонта за счет продавца. Потребитель может обратиться к третьему лицу, которое устранит недостатки, и в этом случае он вправе потребовать выплаты суммы, затраченной на приобретение деталей для ремонта и оплаты работы.

Второе требование покупатель предъявляет в случае, если был выявлен явный недостаток, но он желает приобрести именно этот товар. Тогда покупатель вправе требовать соразмерно уменьшить покупную цену.

При расторжении договора товар с недостатками возвращается продавцу, а сумма, уплаченная за него, – потребителю. Кроме того, потребитель может потребовать возмещения понесенных в связи с расторжением договора убытков (например, стоимость перевозки вещи). Расчет убытков производится потребителем и подтверждается документами.

Однако, если товар приобретен в розничных комиссионных магазинах, он может быть обменен только с согласия продавца.

Требования о замене недоброкачественных товаров могут быть приняты только при определенных условиях: потребитель должен предъявить продавцу сам товар, товарный (кассовый) чек, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, – технический паспорт с гарантийными обязательствами или иной заменяющий его документ (например, гарантийный талон).

При предъявлении документов продавец должен принять товар у потребителя и рассмотреть его требования. Продавец обязан удовлетворить эти требования, если не сможет доказать, что недостатки возникли из-за нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения, действия третьих лиц или непреодолимой силы.

Торговые организации нередко рассматривают чек в качестве письменной формы заключения договора купли-продажи. Если потребитель не может представить чек или иной документ, его заменяющий, в подтверждение факта совершения договора купли-продажи можно ссылаться на свидетельские показания. Они дают право на предъявление требований о недоброкачественности товара.

Не каждый потребитель располагает транспортными средствами, чтобы вернуть недоброкачественный товар предприятиям, рассматривающим его претензии, или оплатить услуги транспорта. Закон устанавливает общее правило: доставку товара для уценки, замены и устранения недостатков, возврат его потребителю осуществляется продавцом (изготовителем). Это правило распространяется не на все товары, а лишь на крупногабаритные или тяжелые (весом более 5 кг). Потребитель может сам доставить товар, но его расходы по перевозке в обе стороны, которые представляют собой убытки, должен возместить продавец.

Если потребитель требует заменить недоброкачественный товар, то организация-продавец обязана заменить такой товар в семидневный срок, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом (изготовителем) – в течение 20 дней. Если на день предъявления требований у продавца или организации (изготовителя) необходимый для замены товар отсутствует, то они должны заменить такой товар в течение месяца (ст. 21 Закона «О защите прав потребителей»).

Ответственность продавца перед покупателем за нарушением его прав установлена Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 13-14). За услугу, не выполненную в срок, продавец несет денежное наказание. Оно называется неустойка.

Неустойка выплачивается потребителю:

за несоблюдение сроков устранения недостатков (для изготовителя они составляет десять дней, для продавца – двадцать дней, предельный срок, в течение которого товар должен быть заменен, – двадцать дней). Неустойка платится в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки;

за задержку предоставления потребителю на время ремонта аналогичного товара (аналогичный товар в пользование потребителю предоставляется бесплатно и немедленно по его требованию) – в размере одного процента от стоимости товара за каждый день задержки;

за нарушение установленных сроков начала и окончания работ (оказания услуг) – в размере 3% стоимости работы (услуги) за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки до начала исполнения работ или, например, до расторжения договора.

Расчет неустойки производится от стоимости товара на момент предъявления требования изготовителю (исполнителю), продавцу, а в случае если потребитель обратился в суд за защитой своих прав, то на момент подачи в суд искового заявления.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца от исполнения возложенных на него законом обязательств перед потребителем, т.е. продавец обязан давать полную информацию о товаре, уважительно относиться к потребителю, не грубить и не показывать свое недовольство.

Неустойку, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей», продавец должен выплатить добровольно, а не с помощью суда.

При неудовлетворении требований потребителя, установленных настоящим законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца, нарушившего права потребителей, штрафа в бюджет в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения потребителя.

Изготовитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред товару причинен вследствие непреодолимой силы (пожар от удара молнии, землетрясение) или потребитель нарушил правила пользования или хранения.

Можно ли обменять качественный товар

После приобретения товара потребитель может понять, что он не удовлетворяет его потребность в полной мере. Например, цвет приобретенной мебели не подходит под интерьер комнаты или купленный диван не помещается в комнате. В этом случае согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества. Однако следует помнить, что:

обмену подлежат только непродовольственные товары надлежащего качества;

потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретенному, но другой расцветки, фасона, формы, габаритов;

обмену подлежат лишь те товары, которые не были в употреблении, не потеряли свой товарный вид и потребительские свойства, а также при условии, что сохранены пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданные потребителю вместе с товаром;

потребитель может обменять товар лишь в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Просьба об обмене товара может быть направлена только продавцу, у которого был приобретен этот товар.

В случае если потребитель просит обменять товар, а аналогичного в продаже нет, потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы или обменять товар на аналогичный при поступлении его в продажу. В этом случае покупатель оставляет продавцу свой адрес, и тот обязан сообщить потребителю о поступлении товара. Если в результате ожидания потребитель потерял интерес к приобретению товара, он вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы.

Какие товары не подлежат обмену. Потребители должны знать, что не все товары надлежащего качества подлежат обмену. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 8.09.93 г., №995 утвержден следующий перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар: изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней; ткани из всех видов волокон и другие метражные товары (ленты, тесьма, кружева и др.); бельевой трикотаж для взрослых и детей; купальники, плавки; трусы для взрослых и детей, в том числе спортивные; белье для новорожденных и детей ясельного возраста; белье постельное; предметы женского туалета; чулочно-носочные изделия; штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца, носовые платки и др.); парфюмерно-косметические товары; товары бытовой химии; товары из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи; предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди и др.).

Итак, если купленная потребителем вещь не имеет недостатков, но не устраивает его по каким-либо причинам, то он может воспользоваться своими законными правами, обменять (или сдать назад), если эта вещь не внесена в перечень, запрещающий обмен.

Вопросы по изученному материалу:

Что такое культура?

Охарактеризовать различные уровни потребительской культуры.

В чем выражается сходство и различие суверенитета потребителя и суверенитета производителя?

Какие психологические факторы лежат в основе человеческой деятельности?

Что такое потребности? Что влияет на изменение потребностей человека?

Какие виды потребностей существуют?

Сравните свои ежедневные потребности и потребности своих друзей и сделайте вывод.

Дайте определение терминам: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец.

Можно ли в числе других прав потребителей выделить самое главное и основное право?

Какие отношения регулирует Закон «О защите прав потребителей»?

Какая информация и согласно какой статье Закона «О защите прав потребителей» должна быть предоставлена покупателю?

Что такое «существенный недостаток», «срок годности», «гарантийный срок», в чем разница между этими понятиями?

Назовите наиболее распространенные приемы в рекламе и охарактеризуйте их.

Проанализируйте имеющиеся у вас рекламные проспекты. Найдите самую лучшую рекламу, самую худшую, самую смешную, самую красивую рекламу.

Дайте определение понятий: недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама.

Какую ответственность несут рекламодатели за недобросовестную рекламу согласно Федеральному закону «О рекламе»?

I. Тестовые задания по Закону «О защите прав потребителей»

1. Кто признается потребителем?

А) Индивидуальный предприниматель;

Б) юридическое лицо (учреждение, предприятие, организация);

В) гражданин, заказывающий, приобретающий, использующий товар для личных (бытовых) нужд;

Г) иностранный гражданин, приобретающий товар в подарок.

2. Способы предоставления потребителю информации о продавце:

А) в устной форме;

Б) в договоре купли-продажи;

В) вывеска;

Г) реклама.

3. Какие документы подтверждают факт покупки товара?

А) Договор купли-продажи;

Б) договор купли-продажи в письменной форме;

В) товарный чек;

Г) кассовый чек;

Д) рекламный проспект;

Е) судебное решение.

4. Каковы сроки устранения недостатков товара изготовителем (продавцом)?

А) 10 дней;

Б) 5 дней;

В) 20 дней;

Г) 7 дней.

5. В какой период времени продавец (изготовитель) обязан произвести замену товара при его отсутствии?

А) В течение 20 дней со дня предъявления требований;

Б) в течение 1 месяца со дня предъявления требований;

В) в течение 2 месяцев;

Г) в срок, необходимый для очередной доставки товара.

6. Вправе ли потребитель расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги)?

А) Да, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы;

Б) да, возместив исполнителю все понесенные исполнителем убытки;

В) не имеет права.

7. В какой суд потребитель имеет право предъявить иск по защите нарушенных прав?

А) В суд по месту жительства ответчика;

Б) в арбитражный суд;

В) в суд по месту нахождения потребителя;

Г) в третейский суд;

Д) в суд по месту причинения вреда.

8. С какого момента исчисляется гарантийный срок?

А) С момента передачи товара потребителю;

Б) с момента наступления сезона;

В) с момента использования товара.

9. На какие из нижеперечисленных товаров гарантийный срок исчисляется с момента наступления сезона?

А) Тапочки; Б) сапоги; В) кофта; Г) сорочка; Д) шуба; Е) пальто; Ж) халат; З) туфли; И) шапка.

10. Вправе ли исполнитель без согласия заказчика изменить стоимость заказанной услуги по ранее заключенному договору?

А) Да;

Б) нет;

В) при наличии договоренности.

11. Каковы действия продавца в случае спора о причине возникновения недостатков товара?

А) Проверка качества товара;

Б) проведение независимой экспертизы.

12. Когда освобождается исполнитель от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя?

А) Незнание исполнителем особых свойств материала (вещи);

Б) потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи);

В) кража;

Г) стихийное бедствие.

13. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей:

А) договор;

Б) договор купли-продажи;

В) возмездный договор.

14. Деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям:

А) стандарт;

Б) сертификация;

В) недостаток;

Г) существенный недостаток;

Д) безопасность товара.

15. Лицо, которое несет ответственность за ненадлежащее качество материала, из которого выполняет работу:

А) потребитель;

Б) изготовитель;

В) исполнитель.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права, Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте