search
main
0

У слова свой норов…

О великом и могучем русском языке, о том, что происходит с ним в наше время, нам пишут нередко. Что волнует учителей-словесников?

Валентина Трифонова, учитель русского языка и литературы Верхнежиримской школы, Верхний Жирим, Тарбагатайский район, Республика Бурятия:

«Незаметно проходит лето. Скоро наш школьный двор зазвучит звонкими голосами детей. И мы поведем их по дороге знаний. Хочется, чтобы они гордились своей красивой родной школой, своим уникальным старообрядческим селом. Национальные и культурологические традиции наши ученики постигают на кружковых занятиях, спецкурсах. Должен ли человек стыдиться языка своего родного края? Нет! В этом убеждаются участники лингвокраеведческого кружка «Слова заповедные». Кроме лингвистической информации ученики получают знания о деятельности старообрядца-селянина, о его духовных ценностях.

Краеведческая работа в нашей сельской школе дает богатейший материал для духовно-нравственного воспитания детей.
Подтверждением важности работы служат слова известного лингвиста и педагога В.И.Чернышова: «У народа есть известное и очень почтенное высокое нравственное миросозерцание, вошедшее в его язык и нравы. Этот круг словесных запасов учит и воспитывает народ от детского до старческого возраста». В рамках регионально-национального компонента наши ученики постигают образную культуру народного слова. Актуальными стали для нас слова поэта Сергея Острового: «У слова свой норов. Свое нутро. И если проникнешь в эту суть – слово сотворит тебе добро».

Галина Стародубцева, учитель русского языка и литературы, Торжок, Тверская область:

«На каникулах появилось наконец время почитать отложенные на потом книги. Параллельно занялась также своим просвещением. Совершенно не успеваю следить за пополнением нашего разговорного языка иностранными словами. Даже пришлось завести словарик, куда заношу незнакомые слова и обороты речи. Заношу их в словарик по мере возможности довольно часто. Телеведущие, дикторы радио подбрасывают практически каждый день новый материал. Шучу, что уже не путаю каршеринг с коворкингом, локдаун с дауном.

Не может меня как словесника не беспокоить обеднение речи наших учеников. В школе я работаю давно, уже учу детей своих первых учеников. Контраст разительный. Исчезают из повседневной речи нынешних школьников эпитеты, сравнения, сегодня они предпочитают общаться между собой короткими фразами и словечками типа «ок». Винить их в этом вовсе не хочется. Скажите, где вообще современным детям учиться разговорной речи? Наблюдая на прогулке за мамами с малышами, редко вижу, чтобы те общались подолгу с малышами. Уткнутся в смартфоны и катят свои коляски. Редко встретишь родителей, разговаривающих с малышом. А что происходит в школе? Это раньше выходил ученик к доске и отвечал урок, учитель его выслушивал. Все это уже стало таким анахронизмом, что и представить невозможно в наше время».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте