search
main
0

У педагогов появилась надежда. Ирина ЧЕЧЕЛЬ, первый проректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ

Академия выступает в роли федерального оператора по приоритетному национальному проекту «Образование». Мы не имеем права вмешиваться в конкурсные процедуры. Для проведения конкурса лучших учителей, школ в каждом регионе создан совет при губернаторе по национальным проектам. Наша задача – мониторинг, оказание методической, информационной помощи, анализ того, что дал конкурс. На основе нашего мониторинга можно ставить проблемные задачи. Мы ставим их как перед Министерством образования и науки РФ, так и перед общественными, научными организациями.

Статфакт17345 педагогов стали участниками конкурса лучших учителей.В Пермском крае, Ярославской области, Республике Калмыкия конкурс достигал 3-4 человек на одну премию. В других – 1,2 или 1,3 человека.Среднее число победителей конкурса, работающих в одной школе, – один-два человека.Количество гражданских институтов, привлеченных к экспертной оценке материалов, в регионах колеблется от 3-4 до 10-20.

Когда мы стартовали, нас воспринимали в штыки – решили, что в центре появился еще один контрольный орган… Но в процессе работы выяснилось, что мы ничего не требуем, зато оказываем помощь. Штрафных санкций не вносим. Очень востребованными оказались наши эксперты, которые постоянно выезжают в регионы. Заведующий кафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Александр Юрьевич Пентин руководит группой экспертов по конкурсу лучших учителей. Они подготовили аналитический отчет по результатам мониторинга конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей. Из отчета понятно, что в большинстве случаев удалось определить лучших учителей. С общественным мнением список фамилий победителей в регионах примерно совпадает. Как правило, управленцы, педагоги, родители видят среди награжденных тех, кого ожидали. Что помешало увидеть всех достойных? Основные причины – большое количество бумаг и скромность некоторых учителей. Как сделать, чтобы этот список был еще более репрезентативен? Сократить по возможности бюрократическую часть. В ряде регионов сразу по этому пути пошли. Например, в Ярославской области претенденту на денежное поощрение не нужно ничего, кроме аналитической справки, которая по федеральной нормативной базе определена в качестве обязательного документа.

Наша группа экспертов также считает, что критериальная база, заданная Минобрнауки, оказалась вполне разумной. Для конкурсных процедур ПНПО в 2007 году изменять пока ничего не надо. Другое дело, что критериев семь и раскрытие их может быть разное. Регионы разрабатывали свою систему показателей под федеральные критерии. Кроме того, каждый регион адаптирует критериальную базу еще и под свои задачи. Кто-то выше оценивает работу в качестве классного руководителя, а кто-то больше внимания обращает на использование современных образовательных технологий. Каждый субъект Федерации регулирует развитие образовательной региональной системы за счет изменения весовых показателей каждого критерия.

Один из наиболее острых моментов – объективность конкурсной экспертизы. В какой мере эксперты из общественных организаций, которые просматривают учительские портфолио, представляют общество? Увы, полностью общество как заказчик системы образования пока не вырисовывается. Как правило, общественные организации, от которых люди участвуют в экспертизе, в той или иной степени объединяют профессионалов от образования: профсоюз образования, советы ректоров, советы директоров учреждений начального профессионального образования, ассоциации инновационных школ, учителей, родительские комитеты. Хотелось бы, чтобы в экспертизе принимали участие работодатели.

Если говорить об эффектах конкурса, можно сказать, что он дал учителям надежду. Показал, что внимание к образованию повысилось, что государство не на словах, а на деле заботится об образовании, в том числе об учителях. Специалисты увидели профессиональное лицо нашего учительства. Конечно, серьезный анализ материалов еще впереди, он будет проходить преимущественно в регионах. Но уже сейчас, например, в Читинской области проанализировали данные, полученные на конкурсе. Выяснили, к примеру, как учителя-предметники представлены среди победителей. Оказалось, что это зависит от того, какое место предмет занимает в учебном плане школы. Больше всего учителей русского языка и литературы, чуть меньше – математиков, совсем мало – преподавателей технологии или искусства.

Можно говорить об изменениях в региональных образовательных системах, которые произошли в результате уже первого тура национального проекта «Образование». Сегодня мы видим огромное количество примеров софинансирования, кроме тех, которые были определены чисто стратегически национальным проектом. Во многих регионах введены премии губернаторов, премии руководителей муниципальной системы образования, причем они зачастую соизмеримы с Премией Президента по национальному проекту. То есть все учителя, которые достигли высоких результатов, но не вошли в квоту региона, получили премии регионального и муниципального уровней. Огромное количество средств сегодня выделяется регионами и муниципалитетами на строительство стадионов, спортивных залов, пищеблоков. Внимание к системе образования на региональном уровне сегодня вышло за рамки отрасли, и это очень значимо.

В ряде регионов, таких как Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), Тюменская, Белгородская области, конкурсные процедуры сначала проводились на муниципальном уровне, а затем уже на региональном. Но и в этом случае на региональный уровень выходило число претендентов, в два раза превышавшее квоту. То есть региональный конкурс все равно был конкурсом.

Какие возникали проблемы? При организации конкурса в ряде субъектов вводились муниципальные квоты. Вопрос этот неоднозначный. С одной стороны, это вроде бы нарушение демократии. С другой стороны, есть возможность мотивирования отстающих, сельских регионов, сельских учителей на участие в конкурсе.

Сегодня уже ясно, что на будущий год значительно больше учителей захотят принять участие в проекте. У нас очень долго шли дискуссии о том, как учительство воспримет значительную сумму денежного вознаграждения, не будет ли зависти в коллективе, где работает победитель. Мы разработали даже специальную анкету. Спрашивали непосредственно победителей из разных регионов, с севера до юга. Никакого раздражения, зависти, дискомфорта не наблюдается. Во всяком случае, по опросам.

Можно сказать, что это действительно государственный, национальный проект. И положительный эффект он дал уже в первый год.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте