search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Ушел, чтобы остаться навсегда: что значит Константин Ушинский для отечественной педагогики
0

У нас особая ответственность за судьбу родной культуры и образования. Василий КАДАКИН, министр образования Республики Мордовия

Только неустанная забота о национальной культуре, сохранении национальных традиций, языка позволит нам говорить о будущем, о воспитании высоконравственной личности в современном мире, о формировании у нее чувства сопричастности к малой родине, ее истории и традициям.

СтатфактВ дошкольных образовательных учреждениях внедряется программа «Валдоня». До 40% в программах детской художественной самодеятельности составляют произведения региональной тематики.В 98,4% национальных школ оборудованы кабинеты родного языка и литературы, в 35,7% – работают музеи краеведения и национальной культуры. В рамках Года мордовского национального просветительства в 2004 году был открыт музей, посвященный известному этнографу и лингвисту М.Е.Евсевьеву в Волгапинской средней общеобразовательной школе Ковылкинского района.В настоящее время в Республике Мордовия насчитывается 263 школы с преимущественным контингентом детей мордовской и татарской национальностей. Из них в 1-4-х классах обучение на эрзянском языке ведется в 112 школах, на мокшанском – в 132 школах, на татарском – в 19 школах.

Самое главное для нас – чтобы детям разных национальностей было гарантировано изучение родных языков – мокшанского, эрзянского, татарского – в пределах тех возможностей, которые предусматриваются нормативными правовыми документами в образовательном законодательстве. Таких документов много: это законы Российской Федерации и Республики Мордовия «О языках народов РФ», «О государственных языках в Республике Мордовия», «Об образовании в РФ» и «Об образовании в Республике Мордовия». На основе этих законов мы открываем национальные школы, которые успешно работают в республике.

Все национальные школы укомплектованы педагогическими кадрами. Русский, родной языки и литературу преподают 887 учителей, из них 87,4% имеют высшее образование, 7,6% – среднее специальное. От подготовки учителя во многом зависит успешность учебного процесса. Поэтому каждый год на базе Мордовского республиканского института образования до 80 учителей родного языка и литературы проходят долгосрочные курсы повышения квалификации, около 50 – краткосрочные.

Большую помощь школам оказывает Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева, объединяющий учебные и научные учреждения, предприятия и организации производственной и социальной сферы. Секция национального образования РУО вместе с Министерством образования Республики Мордовия стала инициатором традиционных встреч преподавателей, студентов и руководителей министерства, районных и городских управлений образования, учебных заведений. Все вместе мы обсуждаем многие проблемы национальных школ, В результате были найдены оптимальные формы введения мордовских языков и литературы как предметов образовательного цикла в детских садах и школах, программа совместной деятельности преподавателей школ и вузов, предусматривающая создание нормативных документов, программ, сквозных учебных планов, единых требований к содержанию обучения.

Вместе с преподавателями вузов учителя разработали новые программы по мордовской литературе для 5-11-х классов национальной школы, новые программы по мордовским языкам, в которых были усилены межпредметные связи. Эти программы дают возможность для конкретного приложения знаний на практике. Это очень отрадно, потому что такие программы ориентируют педагогов на знакомство учеников с национальной культурой, с обычаями, традициями народов, приобщают их к культурному и историческому наследию народов.

Преподаватели вузов создали немало хороших методических пособий для учителей национальных школ, практически все национальные школы Республики Мордовия строят учебный процесс с использованием учебников и учебных пособий, подготовленных преподавателями вузовских кафедр мокшанского, эрзянского языков, финно-угорских литератур. На заседании методических объединений учителей-словесников, открытых занятиях отрабатываются современные принципы построения уроков, основанных на совмещении языковых аспектов с основами традиционных культур этносов. 24 национальные школы участвуют в федеральном экспериментальном проекте по применению коммуникативной методики обучения русскому языку школьников финно-угорской языковой группы. В учреждениях образования республики с эрзяноязычным составом учащихся используется интегрированный учебник Н.А.Кипайкиной «Тиринь кель». Министерство образования Мордовии выступило инициатором использования в образовательном процессе «Антологии мордовской литературы» на эрзянском и мокшанском языках, изданной совместно с финскими партнерами в 2002 году.

Национально-культурные и образовательные комплексы республики стали притягательными центрами для учителей и учащихся более чем 134 школ мордовской диаспоры в различных регионах России. Устойчивые связи образовательных учреждений Большеигнатовского, Ардатовского, Дубенского, Ковылкинского районов сложились с коллективами школ Нижегородской, Ульяновской, Пензенской областей. Министерство образования Мордовии заключило соглашения о сотрудничестве в области образования с органами управления образованием девяти российских регионов.

В 2003-2004 учебном году по инициативе нашего министерства был проведен первый межрегиональный фестиваль «Языки Мордовии – культурное достояние России». В рамках фестиваля на всех уровнях образования были проведены конкурсы сочинений среди учащихся, творческих работ, исследовательских проектов педагогов-словесников, смотры кабинетов словесности, открытые уроки, фольклорные праздники. Более 400 работ на русском, мокшанском, эрзянском, татарском языках были представлены на заключительный тур республиканского конкурса сочинений «Мои родные языки». В каждой из них – признание в любви, ода родному языку, гимн своей малой родине – Мордовии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте