Педагогическим образованием на сегодняшний день занимаются не только педвузы. В ведущих классических университетах страны стали появляться педфакультеты. Педфакультет МГУ в этом году отметит свое пятилетие. Накануне юбилея я встретилась с его деканом, профессором, доктором физико-математических наук Николаем Розовым.
– В чем особенность вашего факультета, его главное отличие от педуниверситетов?
– Начну с того, что занятия у нас ведутся лишь параллельно с обучением на “профильных” факультетах, специального приема выпускников школ нет, так что нет и “пересечения” с абитуриентами педуниверситетов. Поэтому ни о какой конкуренции не может быть и речи, более того, мы сотрудничаем с МПГУ, РГПУ имени Герцена, Ярославским и Воронежским госпедуниверситетами и многими другими педвузами России. В педагогических университетах занимаются массовым выпуском учителей, а мы ставим своей задачей “штучную” подготовку выпускников по их индивидуальному желанию. Главная задача педуниверситета – обеспечить педагогами все наше огромное количество общеобразовательных школ, тогда как ФПО МГУ готовит преподавателей для специализированных и профильных школ и классов. Не хочу никого обидеть, но, думаю, бесспорен тот факт, что профессиональная подготовка большинства студентов классических университетов очень высока – такова специфика их учебных планов. Но в то же время выпускники педвузов куда более сильны в педагогических знаниях, они более уверенно владеют практическими навыками преподавательского мастерства. И потом, люди с высшим образованием – основной интеллектуальный капитал страны, его надо постоянно наращивать. А именно педагогические университеты – наиболее доступная форма получения высшего образования. Ведь даже, к примеру, если девушка с дипломом педагога не будет работать по специальности, то, выйдя замуж и родив детей, она сможет дать им хорошее воспитание.
– Какие дисциплины входят в ваши учебные планы, сколько лет идет обучение?
– Все зависит от индивидуальности нашего студента, учебный план достаточно гибок. К нам можно прийти и на 2-м, и на 4-м курсе, главное потом защитить дипломную работу. Сейчас у нас 525 студентов, в этом году будет уже 4-й выпуск. Мы даем своим студентам общетеоретические и прикладные знания по психологии учебного процесса, актуальным проблемам педагогики, основам дидактики и особенностям методики, учим современным образовательным технологиям – компьютерным, информационным, мультимедийным… Есть дисциплины на выбор, помогающие овладеть педагогической профессией в совершенстве, – техника речи, актерское мастерство, режиссура педагогического процесса. Изучают они также управление, организацию и экономику образования. Мы стараемся воспитывать у наших студентов творческое нестандартное отношение к методике преподавания каждого предмета. Этому, кстати, помогают широкие дискуссии. Да, есть мнение, что через 4-5 лет хороший выпускник классического университета даже без специальной подготовки научится педмастерству, но зачем же несколько поколений студентов обрекать на роль подопытных мышей.
– И все-таки после окончания педфакультета куда, как правило, устраиваются ваши выпускники?
– Многие продолжают учебу в аспирантуре, чтобы потом преподавать в МГУ или других вузах и заниматься научной работой.
Ведь согласитесь – кадры для себя мы можем подготовить только в стенах собственного университета или же Петербургского. Вы знаете, что в связи с массовой эмиграцией ученых в 90-х годах мы стали испытывать серьезный дефицит преподавательских и научных кадров, кроме того, в последнее время молодежь практически не пополняла кафедры, и средний возраст преподавателей стал опасно расти. Поэтому мы расширяем подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации. Уже функционирует аспирантура для исследователей по частным методикам учебных предметов, вскоре начнется реализация специальной программы обучения магистров и аспирантов различных факультетов МГУ для получения педагогической квалификации “преподаватель высшей школы”.
– А педпрактику в школах Москвы ваши студенты проходят?
– Конечно.
– Какие проблемы вы назвали бы основными для вашего факультета?
– Квалификация “преподаватель”, которую получают наши выпускники, в директивных документах Минобразования России почему-то названа дополнительной. Это снижает ее престиж и значимость в глазах общественности. Кроме того, из-за столь необдуманной формулировки получается, что это дополнительная образовательная услуга, которая, как известно, является платной. Мы, разумеется, хотели бы, чтобы педагогическая подготовка студентов рассматривалась не как дополнительное образование, а как неразрывная часть классического университетского образования. Я думаю, это поможет классическим университетам и прежде всего их естественно-научным факультетам возродить традицию глубоких связей высшей школы со средними образовательными учреждениями, даст возможность готовить элитарные научно-педагогические кадры.
Светлана РУДЕНКО
Статфакт
Конкурс на вступительных экзаменах в государственных вузах Российской Федерации (по отраслевым группам учебных заведений), (человек на 100 мест приема)
Опрос
Что думают студенты о качестве преподавания в их родной альма-матер?
Оксана Вихрова, IV курс, дневное отделение филфака МГПУ:
– В принципе качеством обучения я вполне довольна. На хорошем уровне дается методика преподавания, есть факультативы по латинскому, греческому языкам, по литературному мастерству и риторике, работает театральная студия. Но, честно признаюсь, я сюда поступала, ориентируясь больше на русский язык, и мне бы хотелось, чтобы было больше факультативов и спецкурсов именно по русскому языку.
Елена Купцова, IV курс, вечернее отделение МГПУ:
– Качеством преподавания удовлетворена на 100 и даже больше процентов. У нас очень сильная программа. Во время практики в школе наши студенты чувствуют себя намного увереннее, чем ребята из других педвузов. Плохо, что иностранный язык завершается на втором курсе, хотелось бы дополнительных занятий или факультативов по иностранному. Иначе к концу обучения чужой язык просто забывается.
Комментарии