search
main
0

У нас есть и свое видение проблемы, и своя позиция

Марина МИНЕНКО, заведующая детским садом компенсирующего вида №2363 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

В соответствии с проектом «Здоровый дошкольник» пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» в составе ресурсного центра «Здоровый ребенок» детский сад компенсирующего вида №2363 принимает участие в работе по теме «Обоснование инновационных форм и средств оздоровительной и адаптационной физической культуры и личностно ориентированных технологий формирования здоровья дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья».

Важные направления экспериментальной деятельности детского сада:

Проектирование физкультурно-игровой и оздоровительной среды с учетом особенностей вида дошкольного образовательного учреждения.

Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.

Моделирование оздоровительного режима двигательной активности детей с учетом их состояния здоровья и уровня индивидуального развития.

На городской экспериментальной площадке ДОУ №2363 проводится систематическая работа по профилактике и коррекции физического развития дошкольников. В условиях этого дошкольного учреждения созданы оптимальные условия для образовательной и коррекционной работы с детьми.

Решение задач укрепления и сохранения здоровья детей возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Особенно важно воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, создать условия для реализации их потребности в двигательной активности.

Наша основная задача – сохранить и укрепить физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Практическая работа по этим направлениям ведется с учетом возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и индивидуальных особенностей.

Одно из первых мест среди различных отклонений в психофизическом развитии детей занимают функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) – деформации осанки и стоп, которые негативно влияют на ведущие физиологические системы организма и на показатели умственной и физической работоспособности.

Физическое воспитание старших дошкольников на базе экспериментальной площадки осуществляется на основе научно обоснованных положений, разработанных с учетом особенностей индивидуального уровня развития ребенка, имеющего функциональные нарушения ОДА.

Физическое воспитание направлено на формирование культуры здоровья дошкольников. Дети во время занятий «Уроки здоровья» получают первоначальные представления о своем теле, о культурно-гигиенических навыках, о профилактике заболеваний; знакомятся с основными способами и игровыми приемами, направленными на укрепление мышечного тонуса и физическое совершенствование. В работе с детьми, имеющими отклонения ОДА, делается акцент на поисковую активность детей и развитие креативности. Старшие дошкольники учатся осознанно относиться к собственному здоровью. На «Уроках здоровья» дети получают первоначальные представления о своем теле, своих физических и личностных возможностях, культурно-гигиенических навыках, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься физкультурой.

Физическое и психическое здоровье, благополучие ребенка находятся в прямой зависимости от условий и уклада его жизни. Личностное отношение к здоровью закладывается в условиях семьи, развивается в общественных образовательных учреждениях.

Специалисты по физической культуре внедряют вариативные игровые упражнения коррекционной направленности на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, самомассаж, упражнения на расслабление и снижение тонуса мышц и др.

Совместно с научными руководителями Мариной Руновой и Петром Храмцовым была разработана модель физкультурно-оздоровительной системы. Модель не только разработана, но и апробирована педагогами и специалистами детского сада.

Внедрение физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ компенсирующего вида началось с проектирования физкультурно-игровой среды. Над ее совершенствованием дошкольное учреждение постоянно работает. Наши дети с радостью посещают физкультурный и тренажерный залы, бассейн, кабинет ЛФК, сенсорную комнату и кабинет гидромассажа. На улице любят заниматься на спортивном комплексе, на корте, проходить полосу препятствий. В каждой группе есть свой коррекционно-физкультурный и логопедический уголок, где дети самостоятельно или с педагогом занимаются коррекционной гимнастикой, артикуляционными упражнениями на развитие мелкой моторики. В детском саду мы проводим такие закаливающие мероприятия, как босохождение по массажным коврикам и кочкам, по тропе здоровья, хождение по сухим и влажным дорожкам, сухое обтирание, облегченная одежда во время пребывания в группе, пребывание на воздухе.

Модульная предметно-развивающая среда, созданная в дошкольном учреждении, способствует удовлетворению потребности детей в движении и развитию творческих способностей детей. Физкультурные и тренажерные залы, оснащенные современным оборудованием («Словения»), позволяют проводить разные виды физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, коррекционной направленности.

Моделирование двигательного режима в условиях ДОУ предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе планирования разных форм физического воспитания детей учитываются такие принципы, как оздоровительно-коррекционная направленность, индивидуальный подход, доступность, повторяемость упражнений с постепенным усложнением.

Учебные занятия по физической культуре коррекционной направленности ориентированы на развитие всех систем организма ребенка путем оптимального подбора физической нагрузки. Занятия развивают у детей гибкость и подвижность суставов позвоночника и свода стоп, силовые качества, ловкость, ориентировку в пространстве, чувство равновесия и координационные возможности.

Вопросы воспитания здорового поколения заботят родителей, врачей, педагогов и специалистов других областей знаний. Исследования показывают, что каждое последующее поколение рождается более ослабленным, чем предыдущее. Особенно много проблем встречается в сочетании опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Наш детский сад занимается образовательной деятельностью, приоритетное его направление – физическое воспитание и оздоровление детей. Здесь созданы условия для проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими ортопедическую патологию. Коррекционные занятия по физической культуре проводятся два раза в неделю, продолжительностью два месяца, с периодичностью дважды в год (в начале и в конце).

На основании диагноза, установленного врачом-ортопедом, проводится комплексная экспресс-диагностика с помощью специальных методик (тестов):

– оценка состояния осанки и позвоночника (определение отклонения оси позвоночника во фронтальной плоскости и определение асимметрии нижних лопаточных углов);

– выявление спинальной нестабильности по тесту Матиаса;

– оценка функционального состояния стопы.

Экспресс-диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) для определения положительной или отрицательной динамики. Анализ сравнительных результатов первичной и повторной экспресс-оценки позволяет говорить о тенденциях улучшения состояния опорно-двигательного аппарата у детей.

Плавание и упражнения в воде – эффективное средство лечения и профилактики нарушений осанки и сколиоза.

Лечебное плавание служит оздоровлению организма в целом, повышению его функциональных возможностей. Благодаря системному воздействию на организм водной среды у дошкольников увеличиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируются обмен веществ и работа внутренних органов. Главное, однако, заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации имеющейся деформации. Положительные эмоции, обычно сопровождающие водные процедуры, оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.

При лечебном плавании решается множество задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к коррекции нарушений осанки и сколиоза:

разгрузка позвоночника;

укрепление мышечного корсета;

формирование правильной осанки;

коррекция плоскостопия;

развитие двигательной активности;

выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);

развитие силовой выносливости мышц.

В соответствии с этими задачами в содержание лечебного плавания включаются теоретические сведения, подготовительные упражнения и обучение технике плавания, формирование практических навыков плавания, специальные упражнения, игры и развлечения на воде.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость. Более 30% детей 5-7 лет гиперактивные, легковозбудимые, которым тяжело выслушать информацию до конца, выполнить задание правильно и четко. Уже после трехминутного сидения за столом эти дети ощущают дискомфорт, неудобство, часто отвлекаются и не могут до конца выполнить задание. Таким детям требуются индивидуальный подход и щадящий режим. Важную роль играет эмоциональный настрой детей на занятие, их желание активно работать, способность проявлять волевые усилия для достижения цели. В основе коррекционной работы с детьми лежат игровые упражнения с большим разнообразием движений. Для поддерживания интереса детей к занятию педагоги стараются постоянно менять вид деятельности и проводить в игровой форме, делая их наиболее эмоциональными, динамичными и разнообразными, а так как на занятиях используется большое количество игр и речевых упражнений с движениями, то параллельно решаются задачи и по развитию общей и мелкой моторики.

В нашем детском саду есть комната, которую сами дети называют «волшебная». Что это за комната? Это специально организованное пространство, среда, наполненная различными предметами, которые воздействуют на органы зрения, осязания, обоняния и помогают развивать у детей сенсорные способности. Тихая, успокаивающая музыка, звуки природы, приятные ароматы дают возможность настроиться на позитивное восприятие, комфорт, снять напряжение или, наоборот, взбодриться.

Занятия в сенсорной комнате проводятся как индивидуально, так и с маленькими группами детей (не более трех). Занятия, проводимые в сенсорной комнате, направлены на познавательное развитие и обогащение представления детей об окружающем мире.

Важным направлением работы в сенсорной комнате стала психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей. Тревога, страх, раздражение, неуверенность, которые испытывают взрослые, невольно передаются детям. В результате эмоциональное неблагополучие сказывается не только на межличностных отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми, но и на его здоровье.

Большую часть оборудования сенсорной комнаты составляет дидактический материал. На занятиях используется сенсорная тропа, которая представляет собой дорожку из ковролина, на которую с помощью липучек крепятся пять (можно больше) круглых подушечек (мы называем их блинчиками или кочками), наполненные различными материалами – мелкими и крупными речными камушками, горохом, фасолью, пшеном и др., вызывающими разные ощущения. Использование сенсорной тропы играет важную роль в формировании стопы. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти занятия способствуют развитию внимания, так как движение по «блинчикам» требует от детей зрительной и моторной сосредоточенности. Передвигаясь по сенсорной тропе, ребенок может овладеть счетом (прямой, обратный, порядковый), а также научиться ориентироваться в пространстве.

Дети очень любят «плавать в сухом бассейне», который наполнен пластмассовыми полупрозрачными шариками. Бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр детей. Ребенок, находясь в «сухом бассейне», может расслабиться; контакт с шариками создает мягкий массажный эффект. Также в бассейне можно двигаться, «плавать» в шариках – это способствует развитию координации движений в пространстве.

Физическое воспитание детей с нарушениями ОДА влияет на развитие их познавательной активности и формирование эмоционально-волевых качеств за счет рационального подбора и внедрения в практику игровых приемов, методов, упражнений и двигательных заданий, создания ситуаций для достижения успеха и психологического комфорта на занятиях. В процессе разных форм двигательной активности у детей развивается чувство мышечной радости и наступает удовлетворение от преодоления возникающих трудностей (физического напряжения, проявления нерешительности, боязни и волнения), что стимулирует решение все более разнообразных и трудных двигательных задач.

В жизни детей эмоции играют огромную роль. С первых дней жизни малыш сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Именно через призму эмоций ребенок воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

Мы, взрослые, не только знакомим малыша со всем, что его окружает, но и в той или иной форме выражаем свое отношение к людям, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи. С нашей помощью ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот, отвергаются.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональный мир ребенка становится очень богатым и разнообразным. От базовых эмоций (страх, радость и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Формирование собственного «Я» сопровождается сильными эмоциями и переживаниями.

Наличие «эмоционального экрана», на наш взгляд, необходимо иметь в каждой возрастной группе детского сада. «Эмоциональный экран» помогает воспитателям и специалистам, работающим с детьми, увидеть настроение конкретного ребенка и группы в целом, что влияет на развитие познавательной активности и эмоционально-волевых качеств детей. За счет рационального подбора и внедрения в практику игровых приемов, методов, упражнений и двигательных заданий создается ситуация успеха и психологического комфорта на занятиях для каждого ребенка.

Работа дошкольного учреждения способствует оптимизации процесса физического воспитания детей по взаимодействию с семьей, школой и социумом. Здоровье детей зависит не только от их физических возможностей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, но и от условий жизни в семье. Все занятия, оздоровительные мероприятия, которые мы проводим с детьми, дают положительный результат. Мы организовали в детском саду клуб для родителей «Здоровый ребенок», задачи которого – формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, оказание помощи родителям в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка. На «круглом столе» обсуждаем многие вопросы по питанию детей, профилактике заболеваний, организации физического воспитания в семье, коррекционной работе с детьми, созданию эмоционально-психологического благополучия в семье. Специалисты, медицинские работники проводят с родителями тренинги, консультации. Воспитатели приглашают родителей на совместные занятия, досуги, праздники с детьми. Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, как ребенок ведет себя в коллективе сверстников, какова его физическая подготовка, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые соревнования. Видя, как родители играют роли, соревнуются, дети испытывают огромную радость от общения. Психологический климат семьи – основа здоровья детей.

Детский сад №2363 – постоянный участник выставок «Инновации в системе образования Юго-Восточного учебного округа», «Столичное образование», лауреат XVI, XVII, XVIII фестивалей детского творчества «Надежда», неоднократный лауреат окружного конкурса «Кроха».

В 2008 году детский сад представлял свой опыт работы в региональном семинаре «Современные технологии физической подготовки детей к школе»; на II Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» Федерального института развития образования был награжден грамотой НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН за активное участие в работе II научно-практической конференции «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков».

Материалы из опыта работы коллектива дошкольного учреждения неоднократно публиковались в научно-практических сборниках ФИРО и методических пособиях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте