search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

У нас четкие цели и большие планы на будущее. Владимир САДЫРИН, министр образования и науки Челябинской области

Тезисы по формированию современной модели образования

Это создание крупных кластеров – производственных комплексов. Начатая работа по созданию крупных университетов ориентирована на повышение конкурентоспособности выпускников вузов. Сегодня обозначились два направления интеграции вузов. Первое – ликвидация и присоединение к крупным вузам более мелких – прежде всего филиалов и представительств.

Софинансирование образовательных проектов нужно развивать

В настоящее время образование рассматривается как основа инновационного развития экономики и общества, как инструмент перевода страны на инновационный путь развития. Для того чтобы образование действительно стало основой динамичного экономического роста и социального развития общества, оно постоянно должно обновляться, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

В связи с этим перед нами стоит задача создания современной модели образования. Направления действий органов исполнительной власти и управления образованием области по созданию современной модели образования заданы руководством страны, национальным проектом «Образование», Концепцией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, поручениями, данными нашему министерству губернатором Челябинской области, а также законами, принятыми депутатами областного Законодательного собрания.

Но конечно, основы системной модернизации образования области заложил национальный проект «Образование». По существующим оценкам, он выполнил свою главную задачу – запуск системных изменений в образовании. Его базовые принципы – открытость образования внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров образования, адресность инструментов ресурсной поддержки, комплексность принимаемых решений – будут обязательно использоваться нами и в будущей работе.

Одним из ключевых целевых параметров модернизации образования становится повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях. Сегодня в Челябинской области в таких условиях обучаются не более 20% детей, но уже к 2010 году планируется довести долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 70%.

Соответствие образовательных учреждений современным требованиям к организации образовательного процесса введено в качестве главного показателя эффективности функционирования как региональной, так и муниципальных образовательных систем. Этот показатель составляет основу всех принятых и разрабатываемых программных документов, регламентирующих перспективы развития отрасли. Министерство образования и науки области рекомендует использовать его уже в настоящий момент при разработке муниципальных программ национального проекта «Образование» до 2012 года.

Мы считаем необходимым в условиях формирования бюджета на 2009 год и среднесрочную перспективу 2010-2011 годов сохранять доказавший свою результативность принцип софинансирования и осуществлять ресурсное обеспечение системы образования в соответствии с полномочиями. Область продолжит выполнение обязательств по обеспечению государственных гарантий доступности образования и оснащению учебного процесса в 2008 году на основе реализации мероприятий областной целевой программы «Национальный проект «Образование».

В дальнейшем – в 2009-2011 годах, уже в новой программе, – мы планируем как предусмотреть реализацию известных приоритетных направлений, так и определить новые. Нам известно, что в октябре 2008 года Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике рассмотрит вопрос о трансформации национального проекта «Образование» в государственную программу. Соответственно и нам придется корректировать свои подходы.

К 2010 году ликвидируем очередь в детские сады

Если кратко подводить итоги прошедшего учебного года, то это был год дошкольного и начального профессионального образования.

Многое сделано в дошкольном образовании в совместной работе с главами городов и районов. За полтора последних года на создание новых мест в детских садах выделено и освоено свыше 1,2 миллиарда рублей. Еще 360 миллионов рублей губернатором выделено в июле этого года. В результате за полтора года создано 14456 мест.

Перед нами и главами городов и районов стоит совместная задача: ликвидировать очередность в детсады к 2010 году. Радует, что эту правительственную задачу уже практически решили в Снежинске, Южноуральске, Карабаше. К концу года, думаем, не будет очередности в Чесменском районе и Трехгорном. Есть полная уверенность, что к 2010 году не будет очередей в детсады и в Магнитогорске, Пласте, Златоусте, Сатке, Копейске, Озерске, Кыштыме и Кизильском районе. В то же время в некоторых территориях области срок ожидания места в детском саду составляет 2 и даже 3 года.

Родительская оплата

в детсадах должна стать реалистичной

Мы проанализировали тематику обращений родителей в различные органы власти по качеству работы детских садов. Претензии родителями предъявляются в основном по поводу нехватки средств для ремонтных работ, приобретения какого-либо оборудования и текущего содержания учреждения. То есть родители обращаются по вопросам, которые находятся в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Чаще всего руководители органов управления объясняют такое положение дел недостаточностью средств в местных бюджетах. А мы это объясняем еще и непродуманностью и несбалансированностью размера родительской платы и текущих расходов. В 12 муниципальных образованиях размер родительской платы составляет менее 10% от стоимости содержания детей. При том, что законодательный «потолок» составляет 20% и есть возможность поддержки семей через федеральные и адресные областные компенсации затрат на родительскую плату. Разве может семья на 120-300 рублей (такова месячная плата за содержание в детсаду в 19 районах области) целый месяц кормить своего ребенка?

Есть и другая крайность. В некоторых муниципальных образованиях, в частности в Челябинске, родительская плата хоть и устанавливается под верхнюю планку стоимости содержания, но сама эта стоимость занижена и не обеспечивает необходимых расходов учреждения. Тогда руководители детских садов начинают собирать с родителей ежемесячные дополнительные взносы (на питание, ремонт) сверх установленной родительской платы.

Очевидно, что такие сборы незаконны в целом и, кроме того, нарушают права родителей на получение федеральной компенсации определенной доли затрат на дошкольное образование своих детей. И именно вот эти незаконные сборы составляют основную часть претензий родителей к качеству работы детских садов. Мы считаем, что муниципальным органам власти необходимо планировать реальные расходы, позволяющие покрывать все неотложные нужды (и в первую очередь расходы на питание детей). Тогда и баланс между бюджетными затратами и родительской платой можно будет выровнять, улучшив при этом условия содержания детей и повысив качество и питания, и образования. Хотел бы привести одну цифру: на 1 января 2008 года муниципалитеты из-за низкой оплаты за детсад не использовали более 106 миллионов рублей федеральных средств на льготы родителей.

Острым остается и вопрос с зарплатой работников детских садов. В связи с переходом на новую отраслевую систему оплаты труда с 1 января 2009 года нам совместно с муниципалитетами необходимо разработать критерии оценки результатов их работы.

В 2009 году сохраняются надбавки в 1000 рублей воспитателям и в 500 рублей помощникам воспитателей из областного бюджета. Доплаты, введенные в 21 территории области в 2008 году, позволили в основном решить кадровую проблему. Например, значительные доплаты всем работникам детсадов в Челябинске и Магнитогорске остановили отток работников из детских садов. Тем не менее в 22 территориях, несмотря на наши неоднократные просьбы, главы городов и районов даже не рассмотрели этот вопрос и не учли эти расходы при согласовании фонда оплаты труда на 2009 год. Мы надеемся, что эти руководители исправят ситуацию, решат этот вопрос в преддверии утверждения муниципальных бюджетов.

Стремительный рост сети детсадов ставит перед нами еще одну задачу – увеличения набора студентов на дошкольные специальности в педагогических вузах и колледжах.

Есть проблемы и у негосударственных, частных садов, которые стали строиться и развиваться в Челябинской области. Мы ставим перед собой еще одну задачу – научиться им помогать через муниципальный заказ. Потому что частных детсадов в области 25, а заполнены они на 50-90% при огромном дефиците мест.

В целом в дошкольном образовании мы планируем добиться следующих контрольных показателей:

– к 2016 году 95% первоклассников должны пройти обучение по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста;

– 95% муниципалитетов в 2016 году должны иметь структуры поддержки семейного воспитания (для семей с детьми до 3 лет).

Директора станут менеджерами

Федеральным министерством образования и науки поставлены перед нами новые задачи при создании современной модели образования:

– к 2013 году 90% руководителей должны иметь сертификат менеджера образования;

– к 2012 году 100% образовательных учреждений должны иметь орган самоуправления, реализующий государственно-общественный характер управления;

– к 2013 году 10% образовательных учреждений должны участвовать в сетевом взаимодействии;

– к 2016 году 30%, а к 2020 году 50% должны составлять автономные учреждения среди образовательных учреждений и организаций.

Необходимо продолжить работу по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи:

– к 2016 году 50% детей и молодежи (5-18 лет) должны получать услуги дополнительного образования;

– к 2020 году 25% учащейся молодежи (14-25 лет) должны участвовать в конкурсах и олимпиадах;

– к 2020 году в 2 раза должно возрасти число победителей, получающих именные стипендии;

– к 2012 году 15% должна достичь доля учащейся молодежи (14-25 лет), участвующей в научных, творческих лагерях и школах;

– к 2012 году 7% должны прийтись на долю учащейся молодежи (14-25 лет), осваивающей образовательные программы через систему дистанционного обучения и получения поддержки вузов.

В связи с этим мы ставим задачи перед главами городов и районов, которые должны разработать и принять новые муниципальные программы реализации национального проекта «Образование» на 2009-2011 годы до

1 января 2009 года.

Основные направления наших совместных программ, кроме вышеперечисленных, – это:

– информатизация системы образования;

– продолжение работы ММЦ.

Школьные технопарки – дело ближайшего будущего

Позитивные изменения в образовании очевидны и отмечаются всеми. В июле текущего года проведено социологическое исследование мнения населения области об эффективности национального проекта. Более наглядно это показано на графике.

Действительно, сегодня в каждой школе области есть Интернет и современная компьютерная техника. Школьные столовые оборудованы новейшим технологическим оборудованием, обновляется база медицинских пунктов. Более 530 автобусов доставляют 21 тысячу школьников в образовательные учреждения, обеспечивая доступность качественного образования.

Реализация мероприятий национального проекта «Образование», направленных на поддержку лидеров образования, позволила нам сформировать представления о современном образовании и создать образцы новых образовательных практик. Речь идет о поддержке 434 образовательных учреждений, реализующих инновационные программы.

Хочу отметить, что 21 школа и 26 профучилищ сейчас оснащены современным учебным оборудованием, приобретенным за счет средств областного и местных бюджетов, а также предприятий и бизнеса. На мой взгляд, подобную практику оснащения школ надо развивать более массово, так как инновационное развитие экономики и общества требует уже в ближайшие годы обновить все учебные программы и методы обучения, а также обеспечить индивидуализацию, ориентацию на практические навыки, на развитие способности применять знания и реализовывать собственные проекты. Настало время создания в лучших школах области «школьных технопарков». Мы надеемся, что губернатор поддержит нашу идею.

Вместе с тем продолжают оставаться актуальными вопросы сохранения здоровья школьников, в том числе полноценного питания, обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Сегодня необходимо направить все ресурсы на то, чтобы каждая школа располагала пожарной сигнализацией, оборудованными подъездными путями и аварийными выходами, внутренней системой канализации, спортивными залами с действующими душевыми, оборудованными физкультурно-спортивными зонами, учебными кабинетами с необходимым техническим оснащением и лабораторным оборудованием.

Особое внимание – малокомплектным школам

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного общего образования. Повышение качества обучения должно быть достигнуто путем организации доступа детей и учителей к современным образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров, учебно-материальной базы.

В настоящий момент в области 288 малокомплектных малочисленных школ (то есть 28% от общего количества образовательных учреждений), в том числе 116 начальных, 124 основных, 48 средних. В результате продолжающегося падения численности школьников с сентября текущего года почти 12 тысяч детей будут учиться и более 2 тысяч учителей работать в малокомплектных школах.

Поэтому мы ставим перед собой задачу совместно с главами муниципальных образований выравнивать стартовые возможности детей разных социальных групп и слоев населения, снижать дифференциацию доступа детей к качественным образовательным услугам в зависимости от социального происхождения, доходов и места жительства.

Для этого мы планируем в 2008-2009 году:

– поддерживать и развивать базовые школы в процессе реструктуризации сети школ. В 2007 году было 25 базовых школ и 40 филиалов, в 2008-м стало 65 базовых школ и 96 филиалов;

– анализировать наполняемость классов. Для сведения, сейчас она выше общероссийского показателя: на селе – 14 человек, в городе – 24 человека;

– развивать новые формы организации общеобразовательного процесса: классы на выезде, дистанционное обучение, преподавание отдельных предметов в условиях базовой школы;

– осуществлять переподготовку учителей, работающих в малокомплектных школах;

– специально методически сопровождать районы, где особенно велик процент малокомплектных школ. Например, Брединский – 81,8%, Нагайбакский – 64,7%, Октябрьский – 70%.

Первый урок в году – творческий

В новой модели образования расширяется сфера дополнительного образования детей, которое в этом году отмечает в Челябинской области свое 90-летие. Учитывая это важнейшее событие и заслуги внешкольной сферы в развитии детей, Министерство образования области предложило в качестве темы первого урока Дня знаний в этом году «Воспитай в себе творчество».

Мы сознаем, что роль дополнительного образования возрастает, поскольку постепенно сокращается или урочная учебная нагрузка, или объем обязательных учебных часов. Свободное от уроков время школьников становится ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Мы планируем, что к 2012 году на каждого школьника будет приходиться не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020-му – не менее 6 часов (дети получат эти услуги в основном за счет бюджетных средств).

Учитывая, что организация дополнительного образования отнесена к муниципальным полномочиям, мы рекомендовали главам муниципальных образований специально рассмотреть этот вопрос и обозначить перспективу его развития. На наш взгляд, сейчас важно: 1) осуществить ревизию программ дополнительного образования на их соответствие современным запросам, интересам детей и их родителей; 2) проработать вопросы совершенствования финансирования учреждений дополнительного образования путем введения новых финансово-экономических механизмов, в том числе нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда педагогов-внешкольников. При этом нужно учесть, что численность учащихся на 1 учителя дополнительного образования сейчас составляет 11 человек.

НСОТ защитит права

и родителей,

1 сентября мы приступили к апробации методик по введению механизма нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда в ряде территорий. Понятно, что новые методики вызывают много вопросов у педагогов. Поэтому в сентябре – ноябре этого года мы планируем провести широкую консультационную, разъяснительную работу на зональных совещаниях с руководителями образовательных учреждений, а также в СМИ. Мы стараемся взаимодействовать в этом вопросе и с финансовыми органами, и с профсоюзом.

Убежден, что новая система оплаты труда поможет и в формировании у руководителей образовательных учреждений социальной ответственности как перед потребителями образовательных услуг, так и перед педагогическими работниками, а также сделать осязаемой взаимосвязь между результатами труда руководителя образовательного учреждения и уровнем его оплаты.

НСОТ и механизм нормативно-подушевого финансирования помогут бороться с нарушениями закона. Например, с нарушением прав граждан на получение образования вне зависимости от места жительства. Нередко мера ответственности за это законом не предусмотрена. Однако, как нам стало известно, в Государственной Думе РФ готовят проект закона, первая статья которого звучит: «Нарушение или незаконное ограничение прав на образование, а равно незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет. Для юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей». Другая частая проблема – взимание денег с родителей на фоне дефицита мест в детских садах и дефицита средств в школах. Все это следствие отсутствия системной работы с руководителями образовательных учреждений на всех уровнях управления.

Врачей и агрономов будем готовить

В 2009 году, согласно федеральному закону, единый государственный экзамен во всех школах, вузах и ссузах России будет проходить в штатном режиме. Федеральное министерство образования и науки планирует установить нижний предел баллов, с которыми абитуриент лишится права поступления в вуз. В этой связи мы ставим задачу перед ректоратами вузов просчитать планы набора студентов в 2009 году. При этом необходимо учесть решение об изменении условий губернаторского набора: теперь он будет направлен на помощь в получении профессий врача, педагога, агронома.

Готовить же архитекторов, экономистов, журналистов, специалистов государственного и муниципального управления и международного права муниципалитеты будут самостоятельно за счет своих средств и по договорам с вузами.

В ближайшее время Правительством Российской Федерации будет рассмотрена и утверждена Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». Совет ректоров, ректораты наших вузов должны энергично включиться в реализацию этой такой необходимой и долгожданной для научного сообщества программы. На наш взгляд, аналогичные программы должны быть разработаны в каждом вузе.

Дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования строится исходя из того, что для инновационной экономики нужны определенные профессиональные кадры. Отсюда вытекают и задачи, которые необходимо сегодня решать совместными усилиями вузов, бизнеса, науки и производства.

Вузам предстоит объединение

в корпорации

Это в первую очередь создание крупных кластеров – производственных комплексов. Начатая работа по созданию крупных университетов ориентирована на повышение конкурентоспособности выпускников вузов. Сегодня обозначились два направления интеграции вузов. Первое – ликвидация и присоединение к крупным вузам более мелких – прежде всего филиалов и представительств.

Перспективы и за корпоративными объединениями вузов с техникумами, колледжами, учреждениями начального профессионального образования. У нас есть конкретный пример: сейчас создается Федеральный ядерный университет, в состав которого вошли 5 наших образовательных учреждений: Снежинская государственная академия, Профессиональный лицей №120 г. Снежинска, Озерский филиал МИФИ, Южно-Уральский политехнический колледж г. Озерска, филиал МИФИ в г. Трехгорном.

Кроме того, ректоратам вузов необходимо решать те проблемы, которые обозначены федеральной программой современной модели образования. В частности, это касается дефицита мест в студенческих общежитиях. По нашим данным, сегодня он составляет 12 тысяч мест. К 2020 году мы планируем обеспечить общежитием 100% студентов от числа нуждающихся.

Другая цель – создавать центры сертификации и присвоения профессиональных квалификаций, а также программы непрерывного образования, тем более что доля предприятий на эти цели в 2016 году должна составить 10% от общих доходов предприятий. Предстоит разработать и внедрить бюджетные финансовые сертификаты на эти же цели.

В-третьих, мы видим своей целью интенсивное взаимодействие системы высшего профессионального образования с европейской сферой образования. Для этого мы планируем регулярно участвовать в международных сопоставительных исследованиях, вести поиск и использовать лучшие международные разработки в области технологий и содержания образования, организовать импорт и экспорт образовательных услуг.

Новые стандарты обеспечат непрерывность профессионального образования

Серьезные преобразования произойдут в системе начального и среднего профессионального образования.

Прежде всего это перевод части программ СПО в статус прикладного бакалавриата и передача отдельных общеобразовательных и социальных функций НПО в систему общего образования.

Второе преобразование касается разработки, апробации и внедрения профессиональных стандартов, обеспечивающих непрерывность профессионального образования от профильных классов школы и УПК до магистратуры.

И, наконец, предстоит создание общественно-профессиональной процедуры оценки и сертификации результатов образования по ряду программ, подготовки квалифицированных рабочих повышенного уровня (5-8-е разряды) с участием работодателей.

Вот лишь некоторые проблемы и пути достижения контрольных показателей современной модели образования. Пошаговое движение к современной модели российского образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал страны исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики.

Впереди нас ждет трудная, кропотливая, напряженная работа – принятие новой программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» до 2012 года, которая должна заложить вектор движения к современной модели образования. Осталось приложить к работе все свои силы и творческий потенциал.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте