Тезисы по формированию современной модели образования
Это создание крупных кластеров – производственных комплексов. Начатая работа по созданию крупных университетов ориентирована на повышение конкурентоспособности выпускников вузов. Сегодня обозначились два направления интеграции вузов. Первое – ликвидация и присоединение к крупным вузам более мелких – прежде всего филиалов и представительств.
Софинансирование образовательных проектов нужно развивать
В настоящее время образование рассматривается как основа инновационного развития экономики и общества, как инструмент перевода страны на инновационный путь развития. Для того чтобы образование действительно стало основой динамичного экономического роста и социального развития общества, оно постоянно должно обновляться, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
В связи с этим перед нами стоит задача создания современной модели образования. Направления действий органов исполнительной власти и управления образованием области по созданию современной модели образования заданы руководством страны, национальным проектом «Образование», Концепцией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, поручениями, данными нашему министерству губернатором Челябинской области, а также законами, принятыми депутатами областного Законодательного собрания.
Но конечно, основы системной модернизации образования области заложил национальный проект «Образование». По существующим оценкам, он выполнил свою главную задачу – запуск системных изменений в образовании. Его базовые принципы – открытость образования внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров образования, адресность инструментов ресурсной поддержки, комплексность принимаемых решений – будут обязательно использоваться нами и в будущей работе.
Одним из ключевых целевых параметров модернизации образования становится повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях. Сегодня в Челябинской области в таких условиях обучаются не более 20% детей, но уже к 2010 году планируется довести долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 70%.
Соответствие образовательных учреждений современным требованиям к организации образовательного процесса введено в качестве главного показателя эффективности функционирования как региональной, так и муниципальных образовательных систем. Этот показатель составляет основу всех принятых и разрабатываемых программных документов, регламентирующих перспективы развития отрасли. Министерство образования и науки области рекомендует использовать его уже в настоящий момент при разработке муниципальных программ национального проекта «Образование» до 2012 года.
Мы считаем необходимым в условиях формирования бюджета на 2009 год и среднесрочную перспективу 2010-2011 годов сохранять доказавший свою результативность принцип софинансирования и осуществлять ресурсное обеспечение системы образования в соответствии с полномочиями. Область продолжит выполнение обязательств по обеспечению государственных гарантий доступности образования и оснащению учебного процесса в 2008 году на основе реализации мероприятий областной целевой программы «Национальный проект «Образование».
В дальнейшем – в 2009-2011 годах, уже в новой программе, – мы планируем как предусмотреть реализацию известных приоритетных направлений, так и определить новые. Нам известно, что в октябре 2008 года Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике рассмотрит вопрос о трансформации национального проекта «Образование» в государственную программу. Соответственно и нам придется корректировать свои подходы.
К 2010 году ликвидируем очередь в детские сады
Если кратко подводить итоги прошедшего учебного года, то это был год дошкольного и начального профессионального образования.
Многое сделано в дошкольном образовании в совместной работе с главами городов и районов. За полтора последних года на создание новых мест в детских садах выделено и освоено свыше 1,2 миллиарда рублей. Еще 360 миллионов рублей губернатором выделено в июле этого года. В результате за полтора года создано 14456 мест.
Перед нами и главами городов и районов стоит совместная задача: ликвидировать очередность в детсады к 2010 году. Радует, что эту правительственную задачу уже практически решили в Снежинске, Южноуральске, Карабаше. К концу года, думаем, не будет очередности в Чесменском районе и Трехгорном. Есть полная уверенность, что к 2010 году не будет очередей в детсады и в Магнитогорске, Пласте, Златоусте, Сатке, Копейске, Озерске, Кыштыме и Кизильском районе. В то же время в некоторых территориях области срок ожидания места в детском саду составляет 2 и даже 3 года.
Родительская оплата
в детсадах должна стать реалистичной
Мы проанализировали тематику обращений родителей в различные органы власти по качеству работы детских садов. Претензии родителями предъявляются в основном по поводу нехватки средств для ремонтных работ, приобретения какого-либо оборудования и текущего содержания учреждения. То есть родители обращаются по вопросам, которые находятся в исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Чаще всего руководители органов управления объясняют такое положение дел недостаточностью средств в местных бюджетах. А мы это объясняем еще и непродуманностью и несбалансированностью размера родительской платы и текущих расходов. В 12 муниципальных образованиях размер родительской платы составляет менее 10% от стоимости содержания детей. При том, что законодательный «потолок» составляет 20% и есть возможность поддержки семей через федеральные и адресные областные компенсации затрат на родительскую плату. Разве может семья на 120-300 рублей (такова месячная плата за содержание в детсаду в 19 районах области) целый месяц кормить своего ребенка?
Есть и другая крайность. В некоторых муниципальных образованиях, в частности в Челябинске, родительская плата хоть и устанавливается под верхнюю планку стоимости содержания, но сама эта стоимость занижена и не обеспечивает необходимых расходов учреждения. Тогда руководители детских садов начинают собирать с родителей ежемесячные дополнительные взносы (на питание, ремонт) сверх установленной родительской платы.
Очевидно, что такие сборы незаконны в целом и, кроме того, нарушают права родителей на получение федеральной компенсации определенной доли затрат на дошкольное образование своих детей. И именно вот эти незаконные сборы составляют основную часть претензий родителей к качеству работы детских садов. Мы считаем, что муниципальным органам власти необходимо планировать реальные расходы, позволяющие покрывать все неотложные нужды (и в первую очередь расходы на питание детей). Тогда и баланс между бюджетными затратами и родительской платой можно будет выровнять, улучшив при этом условия содержания детей и повысив качество и питания, и образования. Хотел бы привести одну цифру: на 1 января 2008 года муниципалитеты из-за низкой оплаты за детсад не использовали более 106 миллионов рублей федеральных средств на льготы родителей.
Острым остается и вопрос с зарплатой работников детских садов. В связи с переходом на новую отраслевую систему оплаты труда с 1 января 2009 года нам совместно с муниципалитетами необходимо разработать критерии оценки результатов их работы.
В 2009 году сохраняются надбавки в 1000 рублей воспитателям и в 500 рублей помощникам воспитателей из областного бюджета. Доплаты, введенные в 21 территории области в 2008 году, позволили в основном решить кадровую проблему. Например, значительные доплаты всем работникам детсадов в Челябинске и Магнитогорске остановили отток работников из детских садов. Тем не менее в 22 территориях, несмотря на наши неоднократные просьбы, главы городов и районов даже не рассмотрели этот вопрос и не учли эти расходы при согласовании фонда оплаты труда на 2009 год. Мы надеемся, что эти руководители исправят ситуацию, решат этот вопрос в преддверии утверждения муниципальных бюджетов.
Стремительный рост сети детсадов ставит перед нами еще одну задачу – увеличения набора студентов на дошкольные специальности в педагогических вузах и колледжах.
Есть проблемы и у негосударственных, частных садов, которые стали строиться и развиваться в Челябинской области. Мы ставим перед собой еще одну задачу – научиться им помогать через муниципальный заказ. Потому что частных детсадов в области 25, а заполнены они на 50-90% при огромном дефиците мест.
В целом в дошкольном образовании мы планируем добиться следующих контрольных показателей:
– к 2016 году 95% первоклассников должны пройти обучение по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста;
– 95% муниципалитетов в 2016 году должны иметь структуры поддержки семейного воспитания (для семей с детьми до 3 лет).
Директора станут менеджерами
Федеральным министерством образования и науки поставлены перед нами новые задачи при создании современной модели образования:
– к 2013 году 90% руководителей должны иметь сертификат менеджера образования;
– к 2012 году 100% образовательных учреждений должны иметь орган самоуправления, реализующий государственно-общественный характер управления;
– к 2013 году 10% образовательных учреждений должны участвовать в сетевом взаимодействии;
– к 2016 году 30%, а к 2020 году 50% должны составлять автономные учреждения среди образовательных учреждений и организаций.
Необходимо продолжить работу по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи:
– к 2016 году 50% детей и молодежи (5-18 лет) должны получать услуги дополнительного образования;
– к 2020 году 25% учащейся молодежи (14-25 лет) должны участвовать в конкурсах и олимпиадах;
– к 2020 году в 2 раза должно возрасти число победителей, получающих именные стипендии;
– к 2012 году 15% должна достичь доля учащейся молодежи (14-25 лет), участвующей в научных, творческих лагерях и школах;
– к 2012 году 7% должны прийтись на долю учащейся молодежи (14-25 лет), осваивающей образовательные программы через систему дистанционного обучения и получения поддержки вузов.
В связи с этим мы ставим задачи перед главами городов и районов, которые должны разработать и принять новые муниципальные программы реализации национального проекта «Образование» на 2009-2011 годы до
1 января 2009 года.
Основные направления наших совместных программ, кроме вышеперечисленных, – это:
– информатизация системы образования;
– продолжение работы ММЦ.
Школьные технопарки – дело ближайшего будущего
Позитивные изменения в образовании очевидны и отмечаются всеми. В июле текущего года проведено социологическое исследование мнения населения области об эффективности национального проекта. Более наглядно это показано на графике.
Действительно, сегодня в каждой школе области есть Интернет и современная компьютерная техника. Школьные столовые оборудованы новейшим технологическим оборудованием, обновляется база медицинских пунктов. Более 530 автобусов доставляют 21 тысячу школьников в образовательные учреждения, обеспечивая доступность качественного образования.
Реализация мероприятий национального проекта «Образование», направленных на поддержку лидеров образования, позволила нам сформировать представления о современном образовании и создать образцы новых образовательных практик. Речь идет о поддержке 434 образовательных учреждений, реализующих инновационные программы.
Хочу отметить, что 21 школа и 26 профучилищ сейчас оснащены современным учебным оборудованием, приобретенным за счет средств областного и местных бюджетов, а также предприятий и бизнеса. На мой взгляд, подобную практику оснащения школ надо развивать более массово, так как инновационное развитие экономики и общества требует уже в ближайшие годы обновить все учебные программы и методы обучения, а также обеспечить индивидуализацию, ориентацию на практические навыки, на развитие способности применять знания и реализовывать собственные проекты. Настало время создания в лучших школах области «школьных технопарков». Мы надеемся, что губернатор поддержит нашу идею.
Вместе с тем продолжают оставаться актуальными вопросы сохранения здоровья школьников, в том числе полноценного питания, обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Сегодня необходимо направить все ресурсы на то, чтобы каждая школа располагала пожарной сигнализацией, оборудованными подъездными путями и аварийными выходами, внутренней системой канализации, спортивными залами с действующими душевыми, оборудованными физкультурно-спортивными зонами, учебными кабинетами с необходимым техническим оснащением и лабораторным оборудованием.
Особое внимание – малокомплектным школам
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного общего образования. Повышение качества обучения должно быть достигнуто путем организации доступа детей и учителей к современным образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров, учебно-материальной базы.
В настоящий момент в области 288 малокомплектных малочисленных школ (то есть 28% от общего количества образовательных учреждений), в том числе 116 начальных, 124 основных, 48 средних. В результате продолжающегося падения численности школьников с сентября текущего года почти 12 тысяч детей будут учиться и более 2 тысяч учителей работать в малокомплектных школах.
Поэтому мы ставим перед собой задачу совместно с главами муниципальных образований выравнивать стартовые возможности детей разных социальных групп и слоев населения, снижать дифференциацию доступа детей к качественным образовательным услугам в зависимости от социального происхождения, доходов и места жительства.
Для этого мы планируем в 2008-2009 году:
– поддерживать и развивать базовые школы в процессе реструктуризации сети школ. В 2007 году было 25 базовых школ и 40 филиалов, в 2008-м стало 65 базовых школ и 96 филиалов;
– анализировать наполняемость классов. Для сведения, сейчас она выше общероссийского показателя: на селе – 14 человек, в городе – 24 человека;
– развивать новые формы организации общеобразовательного процесса: классы на выезде, дистанционное обучение, преподавание отдельных предметов в условиях базовой школы;
– осуществлять переподготовку учителей, работающих в малокомплектных школах;
– специально методически сопровождать районы, где особенно велик процент малокомплектных школ. Например, Брединский – 81,8%, Нагайбакский – 64,7%, Октябрьский – 70%.
Первый урок в году – творческий
В новой модели образования расширяется сфера дополнительного образования детей, которое в этом году отмечает в Челябинской области свое 90-летие. Учитывая это важнейшее событие и заслуги внешкольной сферы в развитии детей, Министерство образования области предложило в качестве темы первого урока Дня знаний в этом году «Воспитай в себе творчество».
Мы сознаем, что роль дополнительного образования возрастает, поскольку постепенно сокращается или урочная учебная нагрузка, или объем обязательных учебных часов. Свободное от уроков время школьников становится ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Мы планируем, что к 2012 году на каждого школьника будет приходиться не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020-му – не менее 6 часов (дети получат эти услуги в основном за счет бюджетных средств).
Учитывая, что организация дополнительного образования отнесена к муниципальным полномочиям, мы рекомендовали главам муниципальных образований специально рассмотреть этот вопрос и обозначить перспективу его развития. На наш взгляд, сейчас важно: 1) осуществить ревизию программ дополнительного образования на их соответствие современным запросам, интересам детей и их родителей; 2) проработать вопросы совершенствования финансирования учреждений дополнительного образования путем введения новых финансово-экономических механизмов, в том числе нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда педагогов-внешкольников. При этом нужно учесть, что численность учащихся на 1 учителя дополнительного образования сейчас составляет 11 человек.
НСОТ защитит права
и родителей,
1 сентября мы приступили к апробации методик по введению механизма нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда в ряде территорий. Понятно, что новые методики вызывают много вопросов у педагогов. Поэтому в сентябре – ноябре этого года мы планируем провести широкую консультационную, разъяснительную работу на зональных совещаниях с руководителями образовательных учреждений, а также в СМИ. Мы стараемся взаимодействовать в этом вопросе и с финансовыми органами, и с профсоюзом.
Убежден, что новая система оплаты труда поможет и в формировании у руководителей образовательных учреждений социальной ответственности как перед потребителями образовательных услуг, так и перед педагогическими работниками, а также сделать осязаемой взаимосвязь между результатами труда руководителя образовательного учреждения и уровнем его оплаты.
НСОТ и механизм нормативно-подушевого финансирования помогут бороться с нарушениями закона. Например, с нарушением прав граждан на получение образования вне зависимости от места жительства. Нередко мера ответственности за это законом не предусмотрена. Однако, как нам стало известно, в Государственной Думе РФ готовят проект закона, первая статья которого звучит: «Нарушение или незаконное ограничение прав на образование, а равно незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет. Для юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей». Другая частая проблема – взимание денег с родителей на фоне дефицита мест в детских садах и дефицита средств в школах. Все это следствие отсутствия системной работы с руководителями образовательных учреждений на всех уровнях управления.
Врачей и агрономов будем готовить
В 2009 году, согласно федеральному закону, единый государственный экзамен во всех школах, вузах и ссузах России будет проходить в штатном режиме. Федеральное министерство образования и науки планирует установить нижний предел баллов, с которыми абитуриент лишится права поступления в вуз. В этой связи мы ставим задачу перед ректоратами вузов просчитать планы набора студентов в 2009 году. При этом необходимо учесть решение об изменении условий губернаторского набора: теперь он будет направлен на помощь в получении профессий врача, педагога, агронома.
Готовить же архитекторов, экономистов, журналистов, специалистов государственного и муниципального управления и международного права муниципалитеты будут самостоятельно за счет своих средств и по договорам с вузами.
В ближайшее время Правительством Российской Федерации будет рассмотрена и утверждена Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». Совет ректоров, ректораты наших вузов должны энергично включиться в реализацию этой такой необходимой и долгожданной для научного сообщества программы. На наш взгляд, аналогичные программы должны быть разработаны в каждом вузе.
Дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования строится исходя из того, что для инновационной экономики нужны определенные профессиональные кадры. Отсюда вытекают и задачи, которые необходимо сегодня решать совместными усилиями вузов, бизнеса, науки и производства.
Вузам предстоит объединение
в корпорации
Это в первую очередь создание крупных кластеров – производственных комплексов. Начатая работа по созданию крупных университетов ориентирована на повышение конкурентоспособности выпускников вузов. Сегодня обозначились два направления интеграции вузов. Первое – ликвидация и присоединение к крупным вузам более мелких – прежде всего филиалов и представительств.
Перспективы и за корпоративными объединениями вузов с техникумами, колледжами, учреждениями начального профессионального образования. У нас есть конкретный пример: сейчас создается Федеральный ядерный университет, в состав которого вошли 5 наших образовательных учреждений: Снежинская государственная академия, Профессиональный лицей №120 г. Снежинска, Озерский филиал МИФИ, Южно-Уральский политехнический колледж г. Озерска, филиал МИФИ в г. Трехгорном.
Кроме того, ректоратам вузов необходимо решать те проблемы, которые обозначены федеральной программой современной модели образования. В частности, это касается дефицита мест в студенческих общежитиях. По нашим данным, сегодня он составляет 12 тысяч мест. К 2020 году мы планируем обеспечить общежитием 100% студентов от числа нуждающихся.
Другая цель – создавать центры сертификации и присвоения профессиональных квалификаций, а также программы непрерывного образования, тем более что доля предприятий на эти цели в 2016 году должна составить 10% от общих доходов предприятий. Предстоит разработать и внедрить бюджетные финансовые сертификаты на эти же цели.
В-третьих, мы видим своей целью интенсивное взаимодействие системы высшего профессионального образования с европейской сферой образования. Для этого мы планируем регулярно участвовать в международных сопоставительных исследованиях, вести поиск и использовать лучшие международные разработки в области технологий и содержания образования, организовать импорт и экспорт образовательных услуг.
Новые стандарты обеспечат непрерывность профессионального образования
Серьезные преобразования произойдут в системе начального и среднего профессионального образования.
Прежде всего это перевод части программ СПО в статус прикладного бакалавриата и передача отдельных общеобразовательных и социальных функций НПО в систему общего образования.
Второе преобразование касается разработки, апробации и внедрения профессиональных стандартов, обеспечивающих непрерывность профессионального образования от профильных классов школы и УПК до магистратуры.
И, наконец, предстоит создание общественно-профессиональной процедуры оценки и сертификации результатов образования по ряду программ, подготовки квалифицированных рабочих повышенного уровня (5-8-е разряды) с участием работодателей.
Вот лишь некоторые проблемы и пути достижения контрольных показателей современной модели образования. Пошаговое движение к современной модели российского образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал страны исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики.
Впереди нас ждет трудная, кропотливая, напряженная работа – принятие новой программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» до 2012 года, которая должна заложить вектор движения к современной модели образования. Осталось приложить к работе все свои силы и творческий потенциал.
Комментарии