Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

У Москвы и Лондона много общего

Учительская газета, №10 от 4 марта 2008. Читать номер
Автор:

Стивен МОСЕ, стратегический директор «Партнерства для школы», британский проект «Строим школу будущего»: – Для меня вдвойне приятно, что проблемы у разработчиков модели «Школы будущего» во всех странах – общие. У нас положение со школьным образованием в Великобритании довольно серьезное, оно связано в значительной степени с тем, что большая часть наших школьных зданий находится в плохом состоянии. Два года назад правительство Великобритании приняло решение о том, что каждая английская школа должна быть выстроена заново. То есть школьные здания должны быть реконструированы, серьезно отремонтированы или просто на их месте должны быть построены новые школы.

За ближайшие 15 лет правительство Великобритании собирается потратить около 60 миллиардов евро на то, чтобы половина школьных зданий была снесена и на их месте построены новые здания, 35 процентов школьных зданий подвергнут реконструкции, а 15 процентов – капитальному ремонту. Десять процентов этих средств, то есть 6 миллиардов евро, будут потрачены на создание в этих школах информационной инфраструктуры.

Когда мы говорим об информационной инфраструктуре, то, конечно, имеем в виду не только приобретение компьютеров, которые стоят в кабинетах информатики. Это лишь малая часть того, что имеется в виду. Мы говорим, конечно, о всех видах информационных технологий, например о сети IT-научных лабораторий на базе цифровых датчиков, о небольших переносных устройствах, которые становятся все более и более дешевыми, обо всем остальном оборудовании, которое входит в оборот современной школы.

Для нас действительно важно, что это не просто программа строительства новых школ, реконструирование старых, их оборудование, мы знаем, что можем всю систему образования в Англии перестроить заново не только в физическом смысле, но и в смысле создания новой образовательной системы.

Таким образом, мы параллельно осуществляем проектирование, перестройку зданий и сооружений в системе образования и проектируем новую школу, новое содержание образования, новые методы обучения. Это центр нашей исследовательской деятельности.

Одно из очень важных измерений этого проекта состоит в том, что мы перестраиваем и проектируем новую школу с учетом того, что она будет использоваться всем местным сообществом не только в целях образования детей, но и в разных других целях, скажем, в медицинских, культурных и других.

Но, конечно, если вернуться к вопросу о зданиях, это существенная часть всего проекта. Одна из замечательных вещей, которую мы обнаружили, – настроение и самоуважение детей в новом школьном здании совершенно другие. Дети в таких зданиях с иным энтузиазмом относятся к учению.

Когда мы начали работать и начали выстраивать новые школы вместе с местными властями, вместе с учителями, вместе с сообществами, мы обнаружили, что очень легко задать много неправильных вопросов, которые не помогают решать проблемы. Но постепенно нам удалось выстроить правильную систему видения, правильную систему вопросов, то есть начинать не с того, каким должен быть участок земли, какие нужно провести коммуникации и какие привезти бетонные конструкции, сколько и каких компьютеров поставить в этой школе, а задавать более существенные вопросы, находящиеся в центре проблем.

Для нас очень важно, что в рамках этого проекта параллельно и одновременно мы проектировали и физическую школу, и виртуальное пространство, в котором идет учебный процесс. Это дает очень важный положительный результат. Например, ребята одной из школ в экологическом парке работают вместе с учеными-экологами и с помощью мобильных устройств коммуницируют со своими соучениками, находящимися в школе.

Многие из участников конференции «Школа будущего» говорили, что им важнее сейчас формировать у учащихся общие компетентности, чем давать им фактические конкретные знания. Мы тоже начали свой проект с того, что постарались понять, какие навыки и какие компетентности будут нужны в ХХI веке. Безусловно, такие базовые навыки, как грамотность, связанная и с текстом, и с числами, как арифметические навыки, останутся важными и в содержании нашего образования в ХХI веке. Но когда мы начали обсуждать эти вопросы с работодателями, с промышленниками и так далее, выяснилось, что они ставят на первое место не такие элементарные навыки грамотности, а навыки, связанные с работой в коллективе, с общением между людьми, с формированием общей деятельности. Когда мы подошли с этой точки зрения к архитектурному пространству зданий, нам стало ясно, что и здание внутри по крайней мере должно быть устроено иначе для того, чтобы обеспечить условия для такой совместной деятельности, для проектных форм обучения и так далее.

Таким образом, основной вывод, который вытекает из реализации нашего проекта, состоит в том, что, когда местное сообщество, власти, учителя проектируют школу и нужно собраться вместе, сформулировать задачи процесса учения даже больше, чем работы учителя в этой школе, тогда будет правильно организовано физическое пространство школы. Например, если детей посадить в круг и после этого они будут постоянно поддерживать такой контакт глазами не только с учителем, но и друг с другом, то вся учебная ситуация изменится кардинально.

Надо сказать, что среди всех проблем России и Великобритании, которые мы обсуждали, по-прежнему надо видеть много общего. В Великобритании постоянно публикуются рейтинговые списки школ (№1, №2 и так далее), директора школ, чтобы получить побольше учащихся, постоянно следят за местом своей школы в этой таблице. Но постоянное внимание к тому, какое место сегодня занимает школа в иерархии образования, на самом деле останавливает процесс инноваций, саму модернизацию образования. Поэтому нужно немного расслабить директоров, сказать им, что важно не то, какое место в рейтинговом списке занимает школа, дать им возможность рисковать, реализовывать новую образовательную парадигму, даже если это приведет к временному сдвигу в таблице рейтинга. Таким образом, нам нужна мощная поддержка директоров школ, дающая возможность принимать независимые решения. С другой стороны, нам нужны лидеры среди молодежи, которая приходит в школы после завершения высшего образования, чтобы они тоже обладали этим видением.

В том видении, которое мы пытаемся сформировать, особенно в образовательном сообществе и среди местных властей, от которых зависят существование и финансовая поддержка школы, – общее видение, начинающееся с того, что важен каждый ребенок. Нам очень важно повысить уровень индивидуализации образования таким образом, чтобы школа дошла до каждого учащегося и поддерживала в нем его собственные желания, устремления и самоуважение. Нам нужно поддержать участие учащихся в том, чтобы формировать новую модель школы.

Сегодня у нас есть представление, как должно быть сформировано и виртуальное, информационное пространство, информационная среда школы в отличие от обсуждения того, каким должно быть чисто физически школьное здание. Большинство тех виртуальных средств, с которыми нынче работают наши школы, скорее ориентированы на учителя, предназначены для учения, для того, чтобы учить детей, а не для того, чтобы использоваться детьми. Если мы построим новое здание и туда не придут дети, потому что не смогут там учиться, случится огромный общественный скандал. Если мы строим такую виртуальную среду, которая неудобна и неинтересна детям, никто этого не заметит. Мы должны строить такие виртуальные среды, где дети будут чувствовать себя комфортно и где в то же время перед ними будет стоять важная задача для решения, где у них будет свое индивидуальное пространство.

Подводя итоги всему сказанному, отмечу: очень здорово, что правительство Великобритании приняло решение о выделении этих значительных средств для полной перестройки системы образования в ближайшие 15 лет. Когда у нас возникают какие-то технологические проблемы в школах, мы приходим к людям из промышленности, к строителям, к технологам и спрашиваем, можно ли сделать то или другое, мы слышим в ответ: «Да, эту технологическую проблему или эти технологические проблемы можно решить». Проблемы, которые у нас остаются, – это проблемы нашей собственной ментальности, то, как воспринимают директора школ и учителя изменения, в какой-то мере это проблемы того, какие представления по поводу этих изменений и по поводу образования есть у власти, какие представления есть у правительства. Это и есть главные проблемы, которые сегодня стоят перед нами.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту