В российской столице прошла торжественная церемония закрытия конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы». Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого хотят учиться. Именно таких педагогов, как отметили ведущие церемонии, награждали в Московском центре качества образования. Первые среди лучших рассказали Сетевому изданию «Учительская газета» о своем участии в конкурсе.
Конкурс проходил с 20 января 2023 года по шести номинациям, на старте в нем было более 2 тысяч участников. В финал вышел 171 педагог. Конкурсантам предложили такие номинации, как «Учитель года Москвы», «Воспитатель года Москвы», «Сердце отдаю детям», «Педагог-психолог года Москвы», «Учитель-дефектолог года Москвы», «Педагогический старт».
Оператором конкурса выступил Корпоративный университет московского образования. Его директор, доктор педагогических наук Маргарита Русецкая на торжественной церемонии награждения призеров и победителей выразила благодарность коллективу, который на протяжении полугода готовился, думал, переживал, организовывал конкурс. Маргарита Николаевна отметила неравнодушие, идеи и профессионализм педагогов. Напомнила, что хорошим специалистам приходится находить подход к каждому ребенку, в том числе к детям с особенностями развития и заболеваниями. В частности, от работы педагогов-дефектологов и логопедов зависят не только академические результаты ребят, но и то, как сложится их жизнь.
Победители поделились своими впечатлениями от состязаний с Сетевым изданием «Учительская газета». Так, для лидера профессионального конкурса в номинации «Учитель года Москвы» Сергея Валюгина, учителя русского языка и литературы Школы имени Ф.М. Достоевского, самым сложным испытанием показался «Классный час», который проходил в суперфинале. Педагог рассказывает:
«Сложность его объяснялась тем, что мы не знали аудиторию школьников, которые должны были прийти. И плюс ко всему тема была не предметная, а связанная, скорее, с нашими навыками работы как педагогов. Предположить, как пойдет занятие, не зная аудиторию, непросто – это могло предполагать огромное количество разных ответвлений от хода занятия, что необходимо предусмотреть. Поэтому, готовясь к 15-минутному проведению классного часа, я, наверное, 30 раз переписывал материал, чтобы понять, что «выстрелит», что сможет быть результативным за эти 15 минут».
На школьных уроках бывает разное – случаются курьезные ситуации. Так бывает, например, когда приходят коллеги на открытый урок, учитель полностью уверен, что его дети знают, о чем идет речь, потому что с ними учебный материал пройден. Однако…
«Задаешь им вопрос, дети с уверенностью отвечают – но совершенно не то. И в этот момент необходимо и детям показать, что они ошиблись, и в глазах коллег не выглядеть нелепо. Так может происходить, когда для школьников фамилии разных писателей оказываются схожими. Подобного рода ляпы бывают на итоговом сочинении, которое проверяют мои коллеги и удивляются, как же дети могли перепутать авторов. Бывает, что дети приписывают известные произведения другому писателю, создавшему не менее известные произведения. То, что Достоевский написал «Войну и мир», в итоговом сочинении иногда встречается. Это объяснимо волнением, стрессом. Иногда в сочинении бывают обороты из разряда «я не помню как зовут автора, и название произведения я тоже не помню, но там точно говорилось про…». Подобный аргумент на итоговом сочинении не засчитывается, но дети всячески стараются, хотя не всегда получается».
В Год педагога и наставника многие педагоги чаще вспоминают собственных наставников. Сергей Викторович так рассказал о своем учителе:
«В моей школе был учитель литературы, с которым я сейчас работаю бок о бок, – Александр Геннадиевич Гутов. Он вел в нашем классе литературу с 5 по 11 класс. Когда я заканчивал школу, четко понимал, что мне было бы интересно пройти тот путь обучения, который он прошел в свое время. Я поступил на филологический факультет МГПУ, окончил его с красным дипломом, затем по истечении некоторого времени пришел в родную школу, чтобы с ним работать в команде».
В настоящее время Сергей Валюгин готовится к федеральному этапу конкурса. Он рассказал:
«Уже опубликовано положение, в котором указаны конкурсы, которые будут проходить в сентябре. Мы уже понимаем формат этапов и то, что на них будет происходить. Единственное, что сейчас пока не понятно, это какой будет класс в сентябре, и, соответственно, какую тему выбрать. Пока это – в процессе обсуждения. Я думаю, что летние месяцы будут потрачены как раз на то, чтобы подготовить материалы и достойно представить Москву на Всероссийском конкурсе. Помощь в подготовке идет от сложившегося единодушного братства всех финалистов – Учителей года из тридцатки на предпоследнем этапе конкурса. Все ребята сказали, что Москва должна выступить очень хорошо в этом году, и готовы помогать. Разумеется, очень помогает также оргкомитет, Корпоративный университет, все московские организации сейчас делают многое, чтобы в сентябре учителя выступили хорошо. От этого появляется большая ответственность. Я думаю, что смогу добиться отличного результата на Всероссийском конкурсе».
Главное не победа, а участие – в некоторых случаях, по словам Сергея Викторовича, это действительно так. «Но когда за тобой Москва и отступать некуда, это не совсем так. Когда ты представляешь целый регион, огромное количество людей, которые вкладывались в тебя, болеют за тебя, хотят, чтобы город был показан на хорошем уровне. От этого появляется ощущение, что ты уже не волен выбирать варианты. И здесь, как в случае со сборной командой России, которая выезжает на международные соревнования: участие – это хорошо, но нам нужно золото. Поэтому я буду стараться, чтобы Москва в этом году получила золото».
Отвечая на вопрос, каково быть первым, педагог отметил, что на последнем этапе конкурса у членов жюри была очень сложная задача: конкурсанты не сильно расходились в уровне знания предмета, в навыке педагогической деятельности. «Поэтому я чувствую, что я среди равных. И то, что в этом году мне выпала честь представлять Москву, это отдельная награда и ответственность. Я должен приложить больше усилий, потому что все, кто стоит рядом, сделали так, чтобы мы все вместе прошли на этот конкурс», – отметил Сергей Валюгин.
Лучший в номинации «Сердце отдаю детям» Алексей Яковлев – педагог дополнительного образования ГБОУДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведении и туризма» – рассказал, что для него самым сложным в конкурсе оказалось то, что ему на период испытаний пришлось оставить своих учеников:
«Очный тур проходил три дня, поэтому довольно напряженное мероприятие, когда дети участвуют в одних конкурсах, педагог – в другом конкурсе. Естественно, это было эмоционально напряженное событие, но, в целом, я очень доволен тем, что мне удалось сделать. Мне удалось познакомиться с большим количеством замечательных людей, у которых было чему поучиться, было, с кем обмениваться опытом. Наверное, это даже приятнее, чем сама по себе победа в конкурсе».
Относительно своего пути в профессию Алексей Александрович отметил, что пришел в биологический кружок в возрасте 9 лет:
«У меня была замечательная руководительница кружка Огнева Ольга Юрьевна, она же стала моим наставником, когда я в этот же Центр детского творчества в Тушино вернулся молодым педагогом – еще студентом – работать. Дальше я перенял эстафету, и объединение детей, которое тогда удалось сформировать, несмотря на все изменения в работе образовательных организаций, продолжает следовать традициям, заложенным еще в прошлом веке. Я работаю в сфере дополнительного образования всю свою профессиональную жизнь. Сейчас многое меняется: дети другие, у них другие интересы, другие подходы. Но я – биолог, и с детьми изучаю живую природу, а в ней изменения проходят значительно медленнее, эволюционный масштаб все-таки крупнее. Так что мы рассматриваем тех же самых птиц, те же растения и экосистемы, что и в прошлом веке. Хотя глобальные изменения в природе все же происходят, и не без участия человека.
Мы с детьми выезжаем в экспедиции – в отличие от спортивных походов, у нас нет задачи достичь определенной точки на карте первыми. Мы должны дойти до назначенного места и увидеть все интересное, что нас окружает. Двигаемся медленно, с применением всех возможных способов передвижения. Регулярно в путешествиях встречаем потомков динозавров, детям приходится рассказывать, кто они такие. Это обычные птицы – прямые потомки доисторических рептилий».
Непростым моментом в испытаниях, по словам педагога, стал также выход на сцену спустя четверть века работы: «Чувствуешь себя почти как на экзамене, приходится вспоминать много навыков – это интересно».
Сейчас Алексей Александрович готовится к федеральному этапу конкурса. Ему помогает «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведении и туризма». Педагог отмечает: «Без поддержки коллег было бы очень тяжело готовиться. Помогают также коллеги из Корпоративного университета, ученики – они все болеют, переживают, постоянно дают напутствия».
Анна Калабухова – педагог-психолог ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег», одержавшая победу в номинации «Педагог-психолог года Москвы», сказала, что для нее самым сложным в испытаниях был финал, потому что это работа без длительной подготовки: «Много экспромта – это такой стресс-тест. В первых турах была подготовка, возможность подумать, а в финале ты остаешься один на один с тем, что у тебя есть в голове. Планирую готовиться к федеральному этапу, возможно, будет помогать Городской психолого-педагогический центр».
Анна Алексеевна работает с детьми с расстройствами аутистического спектра. У них – свои особенности поведения. О своем пути в профессию она рассказала так:
«Меня в профессию привел счастливый случай. Я – из тех людей, кто в 16 лет попал пальцем в небо и обрел свою специальность. Я как педагог-психолог всегда имела дело с детьми с особенностями развития. Работала в Центре психолого-педагогического сопровождения, и детей с аутизмом стали ко мне массово направлять. Я вполне согласна с выражением «главное – участие, а не победа», потому что конкурс в любом случае показывает уровень участника, ему самому – интересно посмотреть на себя с профессиональной точки зрения, насколько ты способен функционировать и держать себя в таких условиях».
На вопрос каково быть лучшими из многих, педагог ответила, что «человеком с синдромом самозванца себя чувствовать странно». Но если серьезно, то она чувствует, что ее участие в конкурсе было вовремя: «Пока могу и хочу, и уже что-то умею». Она раньше участвовала в конкурсах как дефектолог, как коррекционный педагог, проработав пару лет – и это было, по словам Анны Алексеевны, странно и неуместно. Сейчас педагог понимает, что ей есть, что рассказать и показать.
«Когда я заполняла анкету на участие в конкурсе, я не надеялась пройти дальше первого испытания, потому что у меня есть проблемы с ведением медиа (в анкете требовалось указать личный, профессиональный блоги). Поэтому особых ожиданий у меня не было. Специфика работы с детьми с особенностями в рамках работы педагога-психолога – это грань между дефектологом и психологом. Так что мои ожидания были минимальными», – рассказала победитель.
Победители и призеры столичного конкурса профессионального мастерства
Разные номинации профессионального конкурса были адресованы педагогам самых разных направлений деятельности. В номинации «Сердце отдаю детям» могли участвовать педагогические работники дополнительного образования всех направлений из образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Победителем в ней стал Алексей Яковлев, педагог дополнительного образования ГБОУДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма». Алексей Александрович участвовал в конкурсе по направлению «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности». Призерами объявлены Тимофей Харкевич, Андрей Задубровский, Антон Суарес, Вадим Романов, Алена Белева и Ринат Шайдуллин.
В номинации «Воспитатель года Москвы» за победу, помимо воспитателей, состязались музыкальные работники и инструкторы по физической культуре. Победителем признан Егор Харитонов, инструктор по физической культуре школы № 338, призерами – Елена Зайцева, Наталья Калагина, Марина Маликова, Юлия Шахова.
Участниками «Учитель года Москвы» выступили учителя из образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Лучшим признали Сергея Валюгина – учителя русского языка и литературы школы им. Ф.М. Достоевского. Призерами объявили Марину Бастрыгину, Ирину Герасимову, Артема Гольцова, Юлию Давыдову, Анну Олсен, Наталью Сопот и Елену Юдину.
За победу в номинации «Педагог-психолог года Москвы» боролись педагоги-психологи из образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Победила Анна Калабухова, педагог-психолог школы № 1321 «Ковчег». Призерами стали Ольга Беломестнова, Виктория Власова, Оксана Игнатьева и Оксана Каленкович.
В номинации «Учитель-дефектолог года Москвы» участвовали учителя-дефектологи и учителя-логопеды из образовательных организаций. Лучшим «учителем-логопедом» объявили Екатерину Шмакову из школы № 1498. В ходе конкурса она представила свою педагогическую находку, связанную со здоровьесберегающими технологиями в обучении. По направлению «учитель-дефектолог» победу одержала Виктория Игнашина, педагог школы № 109. Призеры среди логопедов – Тамара Иванчикова, Елена Королева и Оксана Решетник. Призерами также стали учителя-дефектологи Валерия Красильникова, Светлана Радченкова, Анастасия Читанава.
Молодые педагоги со стажем работы от 3 и от 5 лет стали участниками конкурса в номинации «Педагогический старт». По направлению «Учитель-мастер» в треке «Учитель» победила София Сергеева, учитель математики школы № 904, в треке «Воспитатель» – Елизавета Малышкина, воспитатель ГБОУ Школа № 236, в треке «Педагог-психолог» – Юлия Голощапова, педагог-психолог школы № 1504, в треке «Учитель-дефектолог» – Мария Иванова, учитель-дефектолог школы № 158. По направлению «Учитель-лидер» победу в номинации одержал Кирилл Смирнов, преподаватель ОБЖ колледжа сферы услуг № 10. В командном направлении конкурса «Профессиональный союз» победителем признали команду школы № 1159.
Сетевое издание «Учительская газета» определило обладателей специального приза «За творческий подход к преподаванию» профессионального конкурса «Педагоги года Москвы». В номинации «Сердце отдаю детям» главный редактор Никита Чудин вручил его Тимофею Харкевичу (школа № 1210). Он стал обладателем статуэтки «За творческий подход к преподаванию», а также сертификата на 30 билетов от Театрального фестиваля «Школьная классика» Кроме того, Тимофей Харкевич автоматически стал автором сетевого издания UG.RU.
«Наша аудитория – это более 3 миллионов читателей в месяц и 7 миллионов просмотров. Думаю, что Тимофею и его ученикам из студии «Телевидение школы №1210», которой он руководит, будет полезен такой большой ресурс, ведь мы входим в ТОП-10 СМИ России», – сказал Никита Чудин.
Также спецприз Никита Чудин вручил финалисту в номинации «Воспитатель года Москвы» конкурса «Педагоги года Москвы», воспитателю школы № 1517 Зое Нечаевой. Она стала обладателем сертификата на 50 тыс. рублей для приобретения игр, игрушек и учебного оборудования от Национальной премии «Золотой медвежонок», Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) и Сетевого издания «Учительская газета».
Учредителями конкурса «Педагог года Москвы» являются Департамент образования и науки города Москвы и Московская городская организация Общероссийского Профсоюза образования. Партнерами профессиональных состязаний выступают Сетевое издание «Учительская газета», печатное издание «Учительская газета», издательство «Просвещение», Банк ВТБ, VK Образование, Яндекс Учебник, образовательная платформа «Сферум», онлайн-платформа «Учи.ру», Умскул.
Сетевое издание «Учительская газета» поздравляет всех финалистов с профессиональным признанием коллег и экспертов! Желаем дальнейших свершений и успешной работы!
Комментарии