search
main
0

У каждой страны свой Достоевский. Творчество писателя включают в курс национальной литературы

183 года исполнилось со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Петербург, визитной карточкой которого стал писатель наряду с Пушкиным, отметил эту дату международной конференцией «Достоевский и мировая культура».

Вообще этот день ежегодно празднуется во всем мире исследователями и читателями великого русского классика. Достоевский сегодня настолько востребован в образовании и науке, что, к примеру, есть американские университеты, где курсы по Достоевскому представляют сразу несколько кафедр. Удивительно, когда Достоевский оказывается американским, японским, французским писателем, и по переводам его включают в курс национальной литературы.

Для России Достоевский важен тем, что учит понимать ее. Завершая свой путь, Достоевский ставил задачу себе, интеллигенции – «Учиться России», хотя мало кто так понимал природу русского человека, как он.

Сегодня к традиционным центрам изучения Достоевского – Москве и Петербургу – прибавились значительные университетские центры по всей России: от Владивостока до Калининграда, и это доказывает, что интерес к творчеству классика не иссякает. Более того, к научному сообществу примыкает молодежь. По словам Виктора Дудкина, члена правления Российского общества Достоевского, декана филологического факультета Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, интересен не столько их подход, сколько исполнение. У молодых людей еще нет жизненного опыта, который помогает в чисто научных вещах находить ответы, но зато есть наивность и талант. А это в свою очередь дает такую свежесть восприятия, которой уже лишены исследователи. И самое отрадное, что «в болоте массовой культуры, когда родители не выключают телевизор ни днем, ни ночью, дети все равно тянутся к Достоевскому».

Великий писатель тем и велик, что каждое поколение его прочитывает по-своему, и сколько ни существует взглядов, они все имеют право на жизнь. Сегодня самая главная проблема в изучении творческого наследия Достоевского – его знаменитый реализм в высшем смысле, который писатель определял как свой творческий метод. По мнению ученых, это терра инкогнита в исследованиях по Достоевскому, и бесчисленное множество научных трудов сейчас выходит именно по данной теме.

В ближайшем будущем поклонников, исследователей творчества Достоевского ожидает знаменательная дата: в 2006 году мир будет отмечать 500-летие рода Достоевских, 185-летие со дня рождения писателя и 125-летие со дня смерти. В рамках подготовки к этому событию реализуется большое количество проектов, посвященных классику. В частности, представители Российского общества Достоевского намерены обратить внимание государственных структур на жалкое состояние имения Даровое под Москвой, где прошли детские годы писателя. На конфликтную ситуацию вокруг музея-квартиры Достоевского в Кузнечном переулке в Петербурге, скверик рядом с которым пытаются «уплотнить», не заботясь о том, что дом постройки XIX века, может просто не выдержать и развалиться.

К 500-летию рода Достоевских планируется переиздать хронику этого рода, которая, по мнению исследователей, представляет собой живую модель отечественной истории, особенно в XX веке, где есть и расстрел, и иммиграция, и участие в Великой Отечественной войне, и блокада.

Еще один аспект в рамках подготовки к юбилейной дате – это поиск бесценной рукописи романа «Братья Карамазовы». Судьба ее загадочна. До 1917 года черновой и беловой варианты рукописи хранились у вдовы писателя, Анны Григорьевны. Это было 900 страниц, переплетенных в два тома. Однако после революционного переворота книга исчезла.

Как рассказал вице-президент Российского общества Достоевского, заместитель директора по научной работе музея Ф.М. Достоевского Борис Тихомиров, существует гипотеза, любопытная и небеспочвенная. Ее в свое время разделял и внук писателя – Андрей Федорович Достоевский. Она заключается в предположении, что рукопись романа приобрел Стефан Цвейг. Эту гипотезу не поддерживало большинство ученых, поскольку Цвейг неоднократно описывал свою коллекцию, и «Братья Карамазовы» в его описаниях не присутствовали. Что касается самой коллекции, то она была поистине фантастической. Писатель собирал не только автографы и личные вещи великих, но старался приобрести и то, что сделало их таковыми. Таким образом, «Братья Карамазовы» являлись лакомым куском для одержимого коллекционера. Последняя публикация Цвейга о своей коллекции относится к 1930 году. В среде российских исследователей существует версия, что именно в 1930 году рукопись «Братьев Карамазовых» мог приобрести Цвейг. Тогда в Советской России распродавали Эрмитаж, на Запад уходили Рафаэль, Тициан, Рембрандт, а видный большевик, директор Ленинской библиотеки Владимир Невский писал Луначарскому: «Мы продаем Рембрандта, Тициана, скоро будем торговать рукописями Достоевского, Толстого». Рукопись, по предположению ученых, скорее всего находилась в Историческом музее и вполне могла уйти в руки немецкого писателя в период распродажи шедевров. Другое дело, что в 1937 году, после прихода к власти нацистов, Цвейг в депрессивном состоянии покидает родной Зальцбург, какое-то время живет в Лондоне, Нью-Йорке, потом перебирается в Бразилию, где кончает жизнь самоубийством. Его коллекция оказывается распыленной и очень многое, что в ней было, пропадает. Однако российские ученые утверждают, что версия покупки «Братьев Карамазовых» Стефаном Цвейгом реальная. Сегодня уже ведутся переговоры с руководителями Исторического музея об изучении внутренних документов. Как считает Борис Тихомиров, все идет к скорой развязке почти детективной истории рукописи, и ученые надеются к 185-летию великого классика отыскать его бессмертный шедевр.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте