Понятие «мегаполис», а точнее «мегалополис», в полной мере применимо к нашему городу. В древнегреческой мифологии мегалополис понимался как «город великих идей». Действительно идей и проектов в Санкт-Петербурге появляется много.
Продолжением «Петербургской концепции воспитания» является программа «Петербургская школа-2004», в обсуждении которой принимали участие и наши учителя. В ней, в частности, говорится о том, что гражданское воспитание, воспитание гражданственности может рассматриваться как критерий результативности деятельности учителей. При этом воспитание петербуржца (гражданина) включает в себя: знание исторических, культурных традиций города; его современных проблем; знание перспективы развития Санкт-Петербурга.
Наша задача сегодня заключается в том, чтобы воспитывать в молодых петербуржцах созидательную гражданскую позицию, учить их согласовывать свои жизненные планы с перспективой и интересами развития города. А это означает, что выпускники наши должны уметь жить в огромном городе, адаптироваться в нем. Причем не только устроить свой быт, но и проявить готовность к созидательному труду, приложить усилия для того, чтобы он развивался как культурная столица, как безопасный город, как город с открытой экономикой и как европейские ворота России.
Эти идеи изложены в программе дополнительного образования «Стратегия развития города в жизненных планах молодого петербуржца», состоящей из трех разделов: «Мегаполис Санкт-Петербург», «Человек в информационном пространстве мегаполиса», «Технологии социального проектирования».
Какими же качествами должен обладать нынешний выпускник? Он должен уметь самостоятельно думать, выбирать, действовать как взрослый человек и отвечать за принятые решения и совершенные поступки.
Как можно этому научить? Есть много вариантов. Один из них – использование технологий педагогического проектирования, к которым, в частности, относятся технология организации диалога, технологии игрового моделирования и другие. Они помогут воспитать у детей умение самостоятельно думать, вступать в диалог с людьми, работать в команде, создавать мини-проекты и пытаться их реализовать. Иными словами, ученики таким образом смогут приобрести навыки социализации.
Другой вариант – включение учащихся в жизнь школы, района, города, страны, мира. Речь идет об участии детей в конкурсах различного уровня («Кенгуру», «Европа в школе», олимпиады при вузах, «Мир против наркотиков», конкурсы в рамках школьных фестивалей и т.д.).
Участие в акциях, проводимых в школе, районе, городе, мире, дает возможность ребенку попробовать самому сделать свободный выбор (участвовать или не участвовать; если участвовать, то на какой стороне), формирует самостоятельность суждений и ответственность за их последствия. Это могут быть разные акции, например, «Манифест 2000 года», который был разработан группой лауреатов Нобелевской премии мира, собравшихся в Париже по случаю празднования пятидесятой годовщины Всеобщей декларации прав человека. Ожидалось, что под «Манифестом 2000 года» подпишутся 100 миллионов человек. Все подписи были представлены Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в сентябре 2000 г. (Среди них есть подписи учащихся и учителей 147-й школы).
«300 дел в подарок великому городу» – так называется программа, разработанная группой петербургских педагогов к 300-летию Санкт-Петербурга. Это своеобразное путешествие на Петербургском кораблике по реке времени (прошлое, настоящее, будущее). Авторы проекта пригласили с собой в путешествие юных и взрослых, все сообщества; всех, кто умеет жить интересно и заражать энергией других; тех, кто умеет строить и созидать, а не только критиковать и разрушать созданное другими.
Есть еще один подход к решению проблемы воспитания гражданина в Санкт-Петербурге. В школьной практике часто моделируются ситуации выбора. Например, выбор деятельности (учебной, внеурочной, внеклассной), общения (одновозрастное, разновозрастное, деловое), позиций и социальных ролей (лидер, организатор, исполнитель). В создании этих ситуаций участвуют две стороны. Во-первых, дети. Ведущим в их выборе является содержание деятельности, а также удовольствие от самой возможности сделать выбор. Во-вторых, учителя которые целенаправленно создают данные ситуации. Однако практика показывает, что не всегда педагоги решительны и последовательны в своих действиях. Ратуя за самостоятельность и свободу детей, учителя сами попадают в ситуацию «неопределенности» – придут или не придут дети ко мне на занятие; сколько их будет у меня, а сколько у коллеги; что движет детьми в их выборе. Эти размышления вызывают у нас чувство тревожности, желание избежать подобной ситуации различными способами. Создавая ситуацию выбора, следует учесть и состояние самого учителя. Но, несмотря на это, педагоги и психологи отмечают, что одним из следствий создания в школе ситуаций выбора является осознание детьми жизни школы вообще, их личного места и роли в этой жизни, возрастание критичности и самостоятельности оценок и действий.
Немалое значение имеет собственная гражданская позиция учителя, его готовность демонстрировать ее (для чего подчас требуется немалое мужество), уважать позицию других. Иными словами, учитель сам должен обладать теми качествами, которые он стремится воспитывать у учеников.
Сегодня в воспитании достойного петербуржца как гражданина смещаются акценты. На первый план выходят задачи социальной адаптации школьников, сохранение их индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку, подростку, старшему школьнику в освоении городского пространства, формирование образа своего города (Я – в городе; я – городу; я – с городом).
Комментарии