Образование, которое мы имеем сейчас, не отвечает реальным потребностям развития нашего государства, общества, потребностям людей.
Одна из проблем современного школьного образования то, что молодому человеку для жизни нужно одно, а школа учит другому. Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию, а школа ему преподносит ее готовой, только запомни. Без уверенного знания компьютера на хорошую работу не берут, это уже стало полноправным компонентом элементарной функциональной грамотности, а школа этим знанием не обеспечивает. Жизнь требует способности работать в команде, понимать людей, вести диалог, а школа пока этому учит довольно слабо. Общество провозглашает ценность индивидуальности, особенность каждого школьника, а школа продолжает учить всех всему одинаково, фронтально и невзирая на различия склонностей и интересов. Одним из эффективных путей решения этих и ряда других проблем школьного образования станет профильное обучение. Профильное обучение – это, во-первых, форма дифференцированного обучения по интересам; позволяющего человеку достаточно быстро войти в мир избранной профессии, подготовиться к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, продолжить получать профессиональное образование. Отсюда следует, что одна из важнейших задач профильного обучения – формирование профессионального самоопределения. Во-вторых, в настоящее время наиболее эффективен межшкольный уровень дифференциации, предусматривающий создание образовательных комплексов. Эта задача была поставлена перед педагогическим сообществом города Москвы в программе «Столичное образование-6».Очевидно, что наиболее востребованы многопрофильные школы, в которых учащиеся имеют большую возможность получить качественную подготовку к выбранной профессиональной деятельности. Но пока далеко не каждая школа может обеспечить старшеклассникам широкий выбор профилей, большинство школ предлагают лишь один-два. Основная проблема однопрофильных школ и образовательных учреждений с двумя профильными направлениями обучения – слишком маленький выбор предметов (или его отсутствие) для старшеклассников при определении дальнейшего образования. Оптимальный выход из сложившейся ситуации – формирование образовательных комплексов, как это предусмотрено Программой развития столичного образования на 2012-2016 годы. Такие комплексы будут иметь достаточную материальную, кадровую базу для удовлетворения «в пределах шаговой доступности» образовательных запросов учащихся и их родителей. Однако их создание – процесс, требующий продуманных действий. Прежде всего это связано с необходимостью постепенного изменения отношения педагогического сознания к каждому ученику как «собственности» одной данной школы. Если наш выпускник может найти необходимый спецкурс или руководителя проектной работы по интересующей его проблеме в соседней школе, а на занятие элективного курса или урок по базовому предмету он вернется в свою школу, не затратив на дорогу много времени, то образовательный комплекс создан для успешной подготовки к овладению выбранной профессией. Методический центр ЮОУО разработал программу формирования сети опорных образовательных учреждений профильного обучения, рассчитанную на период до 2016 года. Реализация этой программы предусматривает три этапа. 1-й этап (2012) – информационно-координационный.На данном этапе в округе была сформирована сеть опорных образовательных учреждений в каждом районе по каждому из профилей (профильных направлений): физико-математическому, социально-гуманитарному, экономическому, естественно-научному, военно-спортивному, художественно-эстетическому. 2-й этап (2013-2014) – образовательный.Задачи опорных образовательных учреждений на данном этапе – это: мониторинг соответствия содержания профильного обучения запросам обучающихся и родителей, организация обучения администрации и педагогов опорных образовательных учреждений сетевому взаимодействию, расширение сети опорных образовательных учреждений.3-й этап (2015-2016) – системообразующий, на котором ожидается завершение «формирования территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов, включающих государственные образовательные учреждения дошкольного, общего (по ступеням) и дополнительного образования детей; формирование сети профильных общеобразовательных учреждений, в том числе по естественным наукам и технологиям; поддержка проектов сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений (старшая ступень), колледжей, вузов для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся». В успешном решении задач третьего этапа большая роль отводится программе взаимодействия образовательных учреждений с вузами, в нее включены не только ставшие традиционными дни открытых дверей, но и совместная проектно-исследовательская работа студенческих и школьных научных обществ, приглашение школьников с проектами и докладами на выставки и конференции в вузы, участие старшеклассников в общественных студенческих мероприятиях, театрально-художественных постановках, спортивных соревнованиях. Все это послужит достижению главной цели среднего образования – качественной подготовке выпускника к продолжению непрерывного образования.Информация к сведениюОбразовательное пространство Юго-Западного округа включает 87 ОУ с профильным обучением (в них 203 класса); 18 ОУ с предпрофильной подготовкой (в них 33 класса); 49 ОУ с гимназическими классами (271 класс), 10 ОУ с лицейскими классами (всего 60 классов), 4 ОУ с педагогическими классами, ОУ с повышенным уровнем обучения – 34, из них 23 с углубленным изучением отдельных предметов, 4 гимназии и 4 лицея. Из 87 образовательных учреждений с профильным обучением в 2011-2012 учебном году обучали старшеклассников по программам одного профиля – 49, по двум профильным направлениям – 21, по трем – 9, 4 школы вели обучение старшеклассников по 4 профилям. Т.ПАВЛОВА, руководитель структурного подразделения общего содержания образования МЦ ЮЗОУО, методист по работе с классами повышенного уровня обучения
Комментарии