search
main
0

У каждого свой профиль

Образование, которое мы имеем сейчас, не отвечает реальным потребностям развития нашего государства, общества, потребностям людей.

Одна из проблем современного школьного образования то, что молодому человеку для жизни нужно одно, а школа учит другому. Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию, а школа ему преподносит ее готовой, только запомни. Без уверенного знания компьютера на хорошую работу не берут, это уже стало полноправным компонентом элементарной функциональной грамотности, а школа этим знанием не обеспечивает. Жизнь требует способности работать в команде, понимать людей, вести диалог, а школа пока этому учит довольно слабо. Общество провозглашает ценность индивидуальности, особенность каждого школьника, а школа продолжает учить всех всему одинаково, фронтально и невзирая на различия склонностей и интересов. Одним из эффективных путей решения этих и ряда других проблем школьного образования станет профильное обучение. Профильное обучение – это, во-первых, форма дифференцированного обучения по интересам; позволяющего человеку достаточно быстро войти в мир избранной профессии, подготовиться к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, продолжить получать профессиональное образование. Отсюда следует, что одна из важнейших задач профильного обучения –  формирование профессионального самоопределения. Во-вторых,  в настоящее время наиболее эффективен межшкольный уровень дифференциации, предусматривающий создание образовательных комплексов. Эта задача была поставлена перед педагогическим сообществом города Москвы в программе «Столичное образование-6».Очевидно, что наиболее востребованы многопрофильные школы, в которых учащиеся имеют большую возможность получить качественную подготовку к выбранной профессиональной деятельности. Но пока далеко не каждая школа может обеспечить старшеклассникам широкий выбор профилей, большинство школ предлагают лишь один-два. Основная проблема однопрофильных школ и образовательных учреждений с двумя профильными направлениями обучения – слишком маленький выбор предметов (или его отсутствие) для старшеклассников при определении дальнейшего образования. Оптимальный выход из сложившейся ситуации – формирование образовательных комплексов, как это предусмотрено Программой развития столичного образования на 2012-2016 годы. Такие комплексы будут иметь достаточную материальную, кадровую базу для удовлетворения «в пределах шаговой доступности» образовательных запросов учащихся и их родителей. Однако их создание – процесс, требующий продуманных действий. Прежде всего это связано с необходимостью постепенного изменения отношения педагогического сознания к каждому ученику как «собственности» одной данной школы. Если наш выпускник может найти необходимый спецкурс или руководителя проектной работы по интересующей его проблеме в соседней школе, а на занятие элективного курса или урок по базовому предмету он вернется в свою школу, не затратив на дорогу много времени, то образовательный комплекс создан для успешной подготовки к овладению выбранной профессией. Методический центр ЮОУО разработал программу формирования сети опорных образовательных учреждений профильного обучения, рассчитанную на период до 2016 года. Реализация этой программы предусматривает три этапа. 1-й этап (2012) – информационно-координационный.На данном этапе в округе была сформирована сеть опорных образовательных учреждений в каждом районе по каждому из профилей (профильных направлений): физико-математическому, социально-гуманитарному, экономическому, естественно-научному, военно-спортивному, художественно-эстетическому. 2-й этап (2013-2014) – образовательный.Задачи опорных образовательных учреждений на данном этапе – это: мониторинг соответствия содержания профильного обучения запросам обучающихся и родителей, организация обучения администрации и педагогов опорных образовательных учреждений сетевому взаимодействию, расширение сети опорных образовательных учреждений.3-й этап (2015-2016) – системообразующий, на котором ожидается завершение «формирования территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов, включающих государственные образовательные учреждения дошкольного, общего (по ступеням) и дополнительного образования детей; формирование сети профильных общеобразовательных учреждений, в том числе по естественным наукам и технологиям; поддержка проектов сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений (старшая ступень), колледжей, вузов для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся». В успешном решении задач третьего этапа большая роль отводится программе взаимодействия образовательных учреждений с вузами, в нее включены не только ставшие традиционными дни открытых дверей, но и совместная проектно-исследовательская работа студенческих и школьных научных обществ, приглашение школьников с проектами и докладами на выставки и конференции в вузы, участие старшеклассников в общественных студенческих мероприятиях, театрально-художественных постановках, спортивных соревнованиях. Все это послужит достижению главной цели среднего образования – качественной подготовке выпускника к продолжению непрерывного образования.Информация к сведениюОбразовательное пространство Юго-Западного округа включает 87 ОУ с профильным обучением (в них 203 класса); 18 ОУ с предпрофильной подготовкой (в них 33 класса); 49 ОУ с гимназическими классами (271 класс), 10 ОУ с лицейскими классами (всего 60 классов), 4 ОУ с педагогическими классами, ОУ с повышенным уровнем обучения – 34, из них 23 с углубленным изучением отдельных предметов, 4 гимназии и 4 лицея. Из 87 образовательных учреждений с профильным обучением в 2011-2012 учебном году обучали старшеклассников по программам одного профиля – 49, по двум профильным направлениям – 21, по трем – 9, 4 школы вели обучение старшеклассников по 4 профилям. Т.ПАВЛОВА, руководитель структурного подразделения общего содержания образования МЦ ЮЗОУО, методист по работе с классами повышенного уровня обучения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте