Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.
Не случайно гипокинезию и гиподинамию называют издержками научно-технического прогресса и рассматривают как своего рода конфликт между биологической сущностью человека и условиями жизни, которые он создал.Существует несколько видов двигательной активности. Здоровье в значительной мере определяется уровнем привычной двигательной активности, привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. На формирование привычной двигательной активности оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы.Ведущие биологические факторы, формирующие потребность организма в движения, – пол и возраст. Важный социальный фактор, формирующий привычную двигательную активность, – пропаганда физкультуры и спорта, образ жизни семьи, ее двигательный режим, формирование у детей мотива осознанной потребности в активной двигательной деятельности.В «Школе здоровья» №1136 была разработана и педагогами школы реализована программа двигательной активности в рамках окружной экспериментальной площадки «Северо-Запад – территория здоровья». Составной частью программы стала индивидуальная карта «Маршрут ДА», которая была создана для решения таких проблем, как:- риски статического напряжения учащихся;- неравномерное распределение ДА в течение дня;- отсутствие индивидуального подхода при организации ДА с учетом индивидуальных особенностей;- несоответствие физиологических потребностей ребенка возможности осознанного их удовлетворения;- несформированность ценностного отношения к ДА, отсутствие мотивированности на всех уровнях школы и социума;- отсутствие взаимодействия всех участников образовательного процесса в комплексной деятельности по формированию ДА.Следовательно, цель – формирование карты как инструмента организации, контроля, коррекции ДА учащихся. Карта состоит из списка учащегося, группы здоровья (данные поступают от медицинского работника школы по результатам диспансеризации), объема ДА, который получают учащиеся в течение учебного дня, – она для всех разная, все зависит от индивидуальных особенностей школьника, все это просто необходимо, в связи с тем что работоспособность детей на уроке, в течение дня, недели не остается постоянной, поэтому ДА следует организовывать так, чтобы дети могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность. В карте есть информация о ДА учащихся в течение всей недели, примерный объем ДА учащегося в соответствии с таблицей. Следует обратить внимание на особенности личностного характера трудных детей или детей, которые требуют к себе повышенного внимания. Заключительная часть карты – индивидуальные рекомендации для ученика и родителей.Карта не просто база данных, она постоянно работает. В нее вносят изменения, связанные с результатами диспансеризации, психофизического состояния, интересов учащихся (имеются в виду смена секции, изменения социального статуса родителей, двигательного режима дня и режима обучения). В нее также своевременно вносят корректировки индивидуальных комплексов ДА и интеллектуального развития.Какие результаты мы получили? Увеличилась динамика роста количества учащихся основной и первой групп, возрос интерес учащихся к спортивным секциям и здоровому образу жизни. В результате работы по программе мы пришли к выводу, что карта – информационно-аналитическая база ДА школьников, так как она формирует ценностное отношение к своему здоровью через осознание необходимости реализации ДА – это составление собственных КДА учениками, саморегуляция, самовосстановление, пропаганда ДА, тьюторское сопровождение младших школьников. Информация, данная в карте, доступна для всех, кроме того, на основе КДА разработана целостная индивидуальная программа здорового образа жизни, которая включает в себя подпрограммы «Индивидуальное пищевое поведение», «Индивидуальный режим дня», «Формирование оптимального образовательного маршрута в сочетании с ДА», «Устойчивость к вредным аддикциям».Таким образом, наша работа с КМДА в течение трех лет стала качественным и эффективным инструментом достижения целей и задач программы ДА.Дина СТЕПАНОВА, учитель физической культуры «Школы здоровья» №1136, автор программы двигательной активности
Комментарии