«Нужно, чтобы профсоюз не складывал ручки в брючки, а работал вовсю… Без широкой помощи со стороны профсоюза по-настоящему новой школы нам не построить». Слова эти, сказанные Надеждой Крупской на I Всероссийском съезде профсоюза работников начальной и средней школы, были встречены бурей оваций. Актуальны они и сейчас.
В год 20-летия Общероссийского профсоюза образования и 10-летнего юбилея газеты «Мой профсоюз» хотелось бы рассказать о первых учительских профессиональных союзах, о тех, кто стоял у истоков «профсоюзной реки» – сестрах Вере и Людмиле Менжинских, Надежде Крупской, Викторе Познере. Думаю, что это будет интересно читателям, ведь рождение профсоюзных организаций в образовании не случайность, а объективная закономерность.
Профессиональные сообщества в учительской среде стали возникать в конце XIX века. Существовал запрет на любую независимую от властей политическую общественную деятельность, поэтому профсоюзные объединения учителей были нелегальными или действовали под вывеской касс взаимопомощи, благотворительных организаций. Профсоюзы появились как ответ на определенные потребности общества – единение, сплочение, справедливость. Кто еще защитил бы учителя?
В дырявом сюртуке и рваном пальто, в стоптанных сапогах бредет по грязи земский учитель, получающий зарплату 10-13 рублей в месяц. «Нельзя без содрогания и нравственной муки смотреть на эту бледную, исхудалую, забитую горькой нуждой фигуру», – пишет в 1885 году газета «Тамбовские ведомости».
Проходит 20 лет. 1904 год. Писательница В. Дмитриева: «Неприветливо встретила школа свою учительницу. Холодно, окно разбито и заткнуто соломой… Было так неуютно, печально в этой холодной избе с сырыми стенами, с растоптанным полом, с едким запахом гари, овчинных полушубков…И Надежда Григорьевна думала, что вся ее жизнь пройдет вот так же трудно и печально. И не одна только ее жизнь, а сотни, тысячи жизней учителей рассеяны по селам, деревням, хуторам великой Руси, и тихо пропадают они в борьбе с бедностью и темнотой, всеми забытые, никем не оплаканные».
Давно известно, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих и под лежачий камень вода не течет. В письме в редакцию «Русских ведомостей» за 1905 год (№266) бывший учитель Волженский не только указывает на «ненормальность условий, в которые поставлены наши учителя», но и вносит практические предложения: обеспечить учителя в старости, создать «убежища для больных, престарелых и одиноких», обеспечить материально «всех, прослуживших 25 лет и свыше».
Средства в общества взаимопомощи учителей поступали не только за счет членских взносов и добровольных пожертвований, но и от городских управ. Профессиональные сообщества, кружки, товарищества оказывали педагогам необходимую помощь, в том числе и денежную, на лечение, оздоровление учителей, образование для учительских детей. Уже тогда общества к числу больных мест «скромного труженика, народного учителя» относили «полное незнание им своих прав и совершенную беспомощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью». Это подтолкнуло учительство к проведению в 1903 году Всероссийского съезда учительских обществ взаимопомощи. На съезде было принято решение о подготовке Устава Всероссийского союза учительских обществ.
Татьяна КИЯЩЕНКО, учитель основной школы №34, Белгород
Комментарии