search
main
0

У человека все переплетено, как в клубке. Альберт ФИЛОЗОВ

Мало кто может похвастаться тем, что владеет сразу несколькими профессиями, к тому же столь несовместимыми, как актер и… токарь. А вот Альберт Филозов может. И если сведения о достижениях в токарном деле очень недостоверны, то результаты его актерской работы общеизвестны и, как говорится, в комментариях не нуждаются. Он романтичный, положительный, всегда с серьезными намерениями, небогатый, но честный или стремящийся быть таковым.

Ни безобидный, ни злодей

– Альберт Леонидович, вы играете и безобидных интеллигентов. И законченных злодеев. Кто вам ближе?

– У человека обычно все переплетено, как в клубке: за какую ниточку потянешь, ту и вытянешь. Меня самого в жизни не назовешь ни безобидным, ни, конечно же, злодеем. Не могу сказать, что мне нравится, как меня используют режиссеры, предлагая в основном роли безобидных интеллигентов, не давая проявить и другие мои качества.

– Вы соглашаетесь работать только с известными режиссерами или с молодыми тоже?

– В фильме «Апокриф», например, я работал с молодым режиссером, дебютантом в кино. Адель Аль-Халад оказался человеком, который знает, чего хочет, так что сниматься у него было приятно. К тому же мне понравился сценарий, который написал Юрий Арабов.

– Мне понравился ваш барон Корф в телесериале «Бедная Настя». Такого человека не назовешь крепостником.

– Вы правы, этот человек скорее исключение из правил. Люди его положения обычно были другими. С удовольствием снимался в этом телесериале, даже когда появлялся в роли «тени отца Гамлета».

– У вас есть любимая роль?

– Есть. Это картина «Три года». Ее сняли Любшин и Долинин. Конечно, здесь был великолепный литературный материал, глубокий, драматичный, ведь фильм снят по повести Чехова. Я работал с такими потрясающими актерами, как Юрий Яковлев и Алиса Фрейндлих. Пожалуй, ни до этого, ни после не получал такого наслаждения от работы.

– До сих пор не могу забыть фильм «Вам и не снилось…», где вы исполнили одну из главных ролей. Картина получилась пронзительной.

– Это в основном заслуга кинорежиссера Ильи Фрэза, который точно подобрал исполнителей. И мне было очень интересно работать с Лидией Федосеевой-Шукшиной, Ириной Мирошниченко, Татьяной Ивановной Пельтцер. Успеху картины способствовала и прекрасная музыка Алексея Рыбникова. Про него говорят, что у него в жизни произошла похожая история. Он женился против воли родителей, но в итоге прожил с женой много лет.

Все уехали, а он остался

– Первая работа в кино вам запомнилась?

– Это была картина «Вид на жительство». Ассистент режиссера увидел в Театре имени Станиславского, где я тогда работал, мою фотографию. Вскоре я получил приглашение в студию «Мосфильм». Я не рассчитывал, что меня утвердят на роль, потому что до этого пробовался в различные картины, но дальше фотопроб дело не доходило. Но на этот раз меня утвердили практически сразу, и я сыграл роль советского ученого, который во время туристической поездки остается за рубежом. Парадокс заключался в том, что почти все артисты, занятые в фильме, впоследствии уехали за границу. Вика Федорова стала американкой, Инна Сергеева вышла замуж за немца, оператор Юрий Сокол имеет собственную фирму в Австралии. А вот я никуда не уехал, остался в своей стране.

– О каких фильмах со своим участием вы вспоминать не любите?

– Их несколько. Например, среди моих нелюбимых фильмов «Великий укротитель». Моей партнершей в картине была обезьяна. Мы с ней никак не могли найти общего языка, и в конце концов она меня покусала. Не смог я реализоваться и в картине «Расмус-бродяга». Там я сначала снимался с бородой, был такой мрачный бродячий певец. Потом у режиссера появилась другая идея – сделать из меня красавца. Меня побрили и надели белый парик, накрасили глаза. А потом оказалось, что меня озвучил Олег Даль.

– Среди театральных работ есть роли, которые отвечали бы вашей актерской сущности?

– «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Славкина. У меня была роль того самого «молодого человека» по кличке Бэмс – бывшего стиляги, кумира своего института, ставшего потом обычным, рядовым инженером с такой же рядовой зарплатой. Сколько существует наш «Театр современной пьесы», а это больше пятнадцати лет, столько играем спектакль «Пришел мужчина к женщине». Пьеса Семена Злотникова написана великолепно, здесь легкий, бытовой, узнаваемый текст.

– Почему он идет так редко?

– Потому что я прошу ставить его пореже. Мне уже давно не сорок пять, как моему герою, и даже уже не шестьдесят. Эта же причина отказа играть еще в одном спектакле, где герой объявляет со сцены, что ему 35. А вот в чеховской «Чайке» продолжаю играть Дорна, потому что ему 55.

Мечтал о карьере музыканта, а стал актером

– Вы ведь приехали покорять Москву из Свердловска.

– Я действительно не коренной москвич. Вырос в Свердловске, в городе, который запомнился мне черно-коричневыми зданиями чудовищной архитектуры. Отец родом из Польши, мама – из крестьянской семьи. Я рос без отца, которого расстреляли как «врага народа», когда мне не исполнилось еще и года. Наверное, мне повезло, что еще школьником пристрастился к чтению, книги читал буквально запоем, пропадал в библиотеке. Летом на каникулы уезжал в лагерь. И там выяснилось, что у меня хороший голос.

Стал посещать Свердловский Дворец пионеров, пел даже сольную партию Медведя в детской опере, нас записывали на радио в сопровождении симфонического оркестра. Потом у меня сломался голос, но любовь к музыке осталась, я даже мечтал о карьере музыканта, собирался стать дирижером.

– И именно тогда появилась мысль стать актером?

– Как раз актером становиться я не собирался. Просто случилось так, что к нам в Свердловск приехал на гастроли МХАТ. Здесь был объявлен набор в Школу-студию. К этому времени я как раз закончил школу. Друг буквально силой затащил меня с собой на приемные экзамены. Получилось так, что неожиданно для всех я успешно прошел три отборочных тура и поехал в Москву сдавать общеобразовательные предметы. В Москву я сразу и навсегда влюбился и решил, что останусь здесь жить.

– Наверное, учиться вам было легко?

– Наоборот, очень тяжело. Мешали мои провинциальная необразованность, невоспитанность, мои слабые физические данные, потому что я никогда не занимался спортом. Тяжело давались сценическое движение и танец. Курс у нас был потрясающий. Со мной учились Слава Невинный, Женя Лазарев, Саша Лазарев, Алла Покровская, Володя Кашпур, Гена Фролов, Таня Лаврова… Все они стали известными актерами, каждый из них – это личность. На дипломный спектакль к нам пришел директор Театра имени Станиславского, и мы вместе с Юрой Гребенщиковым получили туда приглашение.

– Но оттуда ушли?

– Ушел… Я сначала играл в театре Ворона в сказке «Снежная королева», а потом пошли сплошные вводы, чего не любит ни один актер. Я там не получил ни одной значительной роли. Взбесившись, через год написал заявление об уходе и стал работать в Театре имени Ермоловой. Отсюда меня забрали в армию, служить пришлось в саперном батальоне. Жена ходила по всем инстанциям, писала заявления, и в конце концов меня перевели в Москву. Здесь я часто убегал домой в самоволку, правда, каждый раз удачно. А после службы вернулся в Театр имени Станиславского, где уже был другой режиссер – Львов-Анохин. Здесь прослужил двадцать лет.

Необыкновенный роман

– У вас были такие великолепные партнерши: Мирошниченко, Полищук, Алферова, Чурсина, Андрейченко, Удовиченко… Наверняка у вас были романы с актрисами.

– Я же мужчина, так что романы, конечно, были, но ничего о них говорить не буду. Мне на всю жизнь запомнился один роман с необыкновенной прибалтийской актрисой, она до сих пор выглядит потрясающе.

– Вы очень скупо говорите о своей семье.

– Моя семья – это мое частное дело, и я принципиально считаю, что не надо об этом говорить и писать.

– Тем не менее читателям это интересно.

– Ну хорошо. Первый раз я женился после института, в 1961 году, детей у нас не было. Мы познакомились в одной компании, она не имела отношения к искусству. Со второй женой тоже произошло банальное знакомство. Она закончила театроведческий факультет и работала во ВГИКе. Мы жили с ней на даче в Серебряном Бору, летом к нам часто приезжали друзья, у нас бывали веселые вечеринки. Словом, было замечательно.

– Но все-таки разошлись и с ней.

– Разошлись. У нас с ней общий сын Андрей. Он уже вполне взрослый, мы с ним друзья. Андрей закончил Историко-архивный институт, часто публикуется в журналах. У него, на мой взгляд, интересные статьи.

Отбил жену

у итальянца

– Что за романтическая история, которая предшествовала вашему знакомству с нынешней женой?

– Мы с ней познакомились в Киеве, куда я приехал на съемки картины «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Меня встретила заместитель директора картины, там же на перроне мы с Наташей и познакомились. Она в то время собиралась замуж за какого-то итальянца, с которым долго переписывалась, даже ездила к нему в гости. Но… вышла замуж за меня. Мы даже обвенчались. Наташа моложе меня на двадцать лет. У меня тогда не было собственного жилья, и наш режиссер разрешил нам жить в театре: маленькая гримерка служила и спальней, и столовой, и гостиной. Когда родилась Настя, мне дали квартиру.

– Теперь у вас две дочери.

– Настя и Анечка – девицы самостоятельные, у каждой свой характер. Настя инфантильная, не очень слушается, требует к себе повышенного внимания. У Анечки, наоборот, чувствуется упорный, сильный, упрямый характер. Если что не по ней, сразу уходит и где-нибудь прячется. Зато, когда у нее хорошее настроение, становится веселой и покладистой.

– Дочки понимают, что их папа – известный артист?

– Если бы вы видели, с каким увлечением они смотрят «Мэри Поппинс…»! Я этот фильм уже видеть не могу, надоел…

– Наказывать их приходится?

– Младшую – нет, а старшей порой приходится давать шлепка.

– Станете помогать дочерям, если они захотят пойти по вашим стопам?

– Видите ли, в театральном институте можно получить очень неплохое образование. Для девушек оно особенно полезно: пение, танцы, хорошая литература, умение правильно говорить. Все это в жизни пригодится. Хотя в свое время мне все-таки удалось отговорить сына пойти в театральный институт, и я очень этому рад.

– Что сегодня происходит в вашей творческой жизни, какие имеются предложения?

– Разные предложения поступают. Я соглашаюсь на многое, потому что я актер и должен играть, чтобы меня не забывали зрители. Но стараюсь избегать пошлятины, не снимаюсь в фильмах про мафию, а также в рекламе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте