Многие обучающиеся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в сочетании имеют и другие нарушения, которые влияют на развитие не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия. В заключении прописан образовательный маршрут ребенка, названы специалисты, которые должны его сопровождать. Важно, что заключение имеет рекомендательный характер, только родители (законные представители) принимают решение, в какой именно организации будет обучаться их ребенок.
Специальная индивидуальная программа развития – СИПР – разрабатывается специалистами, которые работают с ребенком, – учителями, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, тьютором, социальным педагогом. После составления программа развития проверяется заместителями директора или методистами образовательной организации, далее предлагается родителям (законным представителям) обучающегося, которые в свою очередь, ознакомившись, подписывают его. Подготовка качественного, грамотного, продуманного СИПР обеспечивает целенаправленность и комплексность образовательного маршрута.
Все специалисты, реализующие СИПР, работают в одной команде, так как цель едина, различие состоит только в том, что у каждого специалиста свои задачи. В статье подробно раскроем взаимодействие учителя и тьютора.
Учитель и тьютор реализуют один СИПР, их взаимодействие осуществляется в процессе обучения и социализации. Они ведут дневники наблюдений, в которых ежедневно отмечают положительную или отрицательную динамику, особенности поведения обучающегося. Учитель чаще фиксирует поведение на уроке, тьютор же ведет наблюдение на протяжении всего учебного дня, именно поэтому его данные могут быть более информативными. Если возникают трудности, необходимость внесения изменений в СИПР, анализируются зафиксированные наблюдения, учитель и тьютор планируют наиболее эффективное построение взаимодействия в тройке «ребенок – учитель – тьютор».
Тьютор и учитель совместно реализуют поиск способов эффективного усвоения материала обучающимся, осуществляют подбор наглядного материала, компьютерных программ, специальных дидактических пособий.
Каждый урок планируется совместно, обозначаются цели и задачи урока, обсуждаются методы оказания помощи для минимального и достаточного уровня, предполагаемые результаты освоения. Индивидуальные и дифференцированные задания на урок готовит учитель, однако каждое задание обсуждается с тьютором, так как на уроке важно понимать, кто из обучающихся с какими трудностями может столкнуться и кому какой вид помощи необходим. Обозначаются все виды деятельности на уроке, включение учеников в различные формы активности, в различные формы учебного взаимодействия (индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах, фронтальная работа).
Тьютор помогает облегчить процесс восприятия и обработки обучающимся получаемого учебного материала и выступает в качестве посредника между учителем и учеником. К примеру, работая фронтально, учитель дает инструкцию к заданию, но ребенок не может самостоятельно обработать полученную информацию, тьютор в этом случае помогает ребенку, индивидуально адаптируя инструкцию учителя. Тьютор открыто не вмешивается в учебный процесс. Взаимодействие учителя и тьютора является односторонним. Учитель непосредственно обращается к ребенку, но опосредованно к тьютору. Тьютор всегда сосредоточен и внимателен, готов помочь обучающемуся в любую минуту.
Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности, именно поэтому не существует определенных шаблонов и инструкций для педагогов. Это говорит о том, что тьютор на уроке самостоятельно определяет, какой вид помощи или подсказки использовать, учитывая уровень знаний ребенка, его индивидуальные особенности, эмоциональное состояние.
Обозначим некоторые виды подсказок, которыми мы пользуемся на уроках.
Физическая подсказка может использоваться при обучении игровым навыкам, навыкам письма, при формировании навыка понимания речи, инструкций, при выполнении заданий на визуальное восприятие. Физическая подсказка может быть полной или частичной. Полная физическая подсказка – это когда учитель дает инструкцию к заданию, тьютор, придерживая руки ребенка, выполняет задание руками ребенка, ребенок пассивен, тьютор направляет действия обучающегося на протяжении всей целевой деятельности. При этом говорит и хвалит ребенка учитель. В варианте частичной физической подсказки учитель дает инструкцию к заданию, а тьютор предоставляет обучающемуся помощь, управляя действиями обучающегося на протяжении части целевой деятельности. Цель обучения – самостоятельность ребенка. Навыки должны быть автоматизированы, и ребенок должен выполнять действия без поддержки. Поэтому специалисты планируют постепенное снижение уровня физической поддержки.
Жестовая подсказка включает в себя указание, кивание или любой другой вид действия, которое обучающийся может наблюдать у учителя или тьютора. Ребенок во время выполнения задания следит за жестами и понимает, продолжать задание или закончить. Например, начало движения по хлопку или окончание игры после движения педагога в виде скрещенных перед собой рук. Жестом одобрения, подбадривания могут быть просто улыбка, кивание головой, движение руки, приглашающее ребенка войти или продолжить действие. Учителю и тьютору необходимо показывать ребенку свои одобрение и радость от совместной с ним деятельности.
Позиционную подсказку часто используем при работе за партой. Педагог располагает учебный объект ближе к ученику, выстраивает на столе нужную последовательность, для того чтобы ребенок правильно выполнил задание. К примеру, учитель показывает три объекта – куклу, шапку, грушу, – а затем дает инструкцию: «Покажи фрукт». Тьютор размещает грушу ближе всего к ребенку, и он сразу ее замечает.
Вербальная или словесная подсказка используется при обучении умению просить доступным способом или для обучения спонтанному произнесению звуков. Вербальная подсказка может быть полной или частичной. Полная вербальная подсказка – когда тьютор дает обучающемуся полный устный ответ на заданный учителем вопрос, а ребенок повторяет за тьютором. Частичная – тьютор дает ответ на заданный учителем вопрос ученику частично или же просто произносит первый слог или звук.
Таким образом, подсказку важно использовать сразу же после инструкции учителя. При подаче нового учебного материала, формировании нового навыка подсказки должны быть максимальными. На следующем этапе подсказки нужно использовать только в том случае, если ученику сложно самостоятельно выполнить учебное задание, далее стараться полностью избавляться от них, чтобы ребенок выполнял инструкции без подсказок.
Подводя итоги, хочется отметить, что взаимодействие учителя и тьютора в учебном процессе не открытое, работа по обучению и коррекции навыков ребенка подразумевает единую направленность педагогического воздействия. Командная работа учителя и тьютора позволяет в полной мере реализовать системный подход и повысить эффективность образовательного процесса, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития ребенка и формирования ключевых жизненных компетенций.
Кристина КУЗЕЙКИНА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы №571;
Кирилл ВОЛКОВ, тьютор
Комментарии