Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Тюльпан» для любимых

Учительская газета, №32 от 8 августа 2006. Читать номер
Автор:

Один из эффектных элементов высшего группового пилотажа – роспуск группы – воздушные асы именуют «тюльпан». Летчики Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка, входящего в Центр боевого применения и переучивания летного состава Военно-воздушных сил имени В.П. Чкалова, дарят этот воздушный «цветок» ветеранам и любимым женщинам.

Небесный «бутон» распустился в голубой выси и во время показательных полетов, посвященных 65-летию авиаполка. В середине полуторачасовой программы с участием свыше двадцати истребителей и бомбардировщиков в небе появилась шестерка истребителей Су-27 под командованием начальника Липецкого авиацентра военного летчика-снайпера, заслуженного военного летчика России генерал-майора Александра Харчевского. В плотном боевом порядке вели самолеты заместитель начальника авиацентра по научно-исследовательской работе полковник Юрий Сушков, старший летчик-исследователь исследовательского отдела авиацентра полковник Сергей Жихарев, старший летчик отдела боевой подготовки авиацентра подполковник Юрий Спрядышев, старший летчик-инструктор исследовательского отдела авиацентра подполковник Александр Гостев, командир эскадрильи самолетов Су-27 подполковник Андрей Сорокин.

Полет в сомкнутом боевом порядке на групповую слетанность на малых высотах – зрелище завораживающее. Шестерка истребителей, снизившись на 200 метров, выполнила восходящий разворот с набором высоты до 700 метров. Затем группа «переложилась» с креном в 70 градусов и по нисходящей развернулась со снижением до 200 метров… Трудно было поверить, что все эти сложнейшие маневры на огромной скорости выполняют не какие-то специальные самолеты, а 30-тонные истребители, держа дистанцию между крыльями – всего лишь 10 метров. О том, насколько это непросто даже для воздушных асов, свидетельствует такой любопытный показатель: в ходе такого пилотажа летчики теряют в весе по 2 – 3 килограмма.

В завершение программы группового пилотажа установленные на летном поле динамики доносят до зрителей команду генерал-майора Александра Харчевского:

– Приготовиться к отстрелу! Отстрел – и, раз!

Над истребителями взмывают салютом, вызывающим овации на земле, тепловые инфракрасные ловушки.

Следует новая команда Харчевского:

– Роспуск – и, раз!

И группа распадается на «лепестки» изумительного небесного «тюльпана» – подарка женщинам и ветеранам.

Приземлившись, участники демонстрационных полетов попадают в окружение однополчан, гостей праздника, родных и близких.

– Уважили, ребята! – одобрительно кивает головой заслуженный ветеран полка, фронтовик, кавалер семи орденов генерал-майор авиации Константин Подбуртый, который в годы Великой Отечественной войны совершил 270 боевых вылетов, сбив 10 самолетов врага.

-Belissimo! Превосходно! – эмоционально жмет руку генерал-майору Александру Харчевскому гость праздника, воздушный ас, старший летчик пилотажной группы «Национальный акробатический патруль Италии» полковник ВВС Умберто Росси.

– Да, брось, какой праздник?! – смеется, еще не остывший от полета начальник отдела фронтовой бомбардировочной авиации авиацентра полковник Олег Старожук. – До того, пока не подняли первый тост, у нас обычная работа.

Для воздушных бойцов авиацентра это действительно была обычная нелегкая небесная работа с элементами боевой подготовки. Просто в честь юбилея полка радушные хозяева пригласили наблюдать за ней гостей. И от чистого сердца подарили им незабываемое яркое зрелище.

Следя за завораживающим авиационным шоу, наверное, никто из зрителей не задумывался над тем, что же происходило в воздухе, когда бомбардировщики Су-24М, выполнив свою часть программы, скрылись из виду. А летчики даже в праздничный день отрабатывали учебно-боевые задачи. Бомбардировщики ушли на полигон, нанесли по целям снайперский бомбовый удар и затем вернулись к месту проведения воздушного праздника.

Вот так, совмещая приятное с полезным, Липецкий авиацентр праздновал 65-летие прославленной воинской части, ведущей свою историю от 402-го истребительного полка особого назначения.

Самый результативный

Рассказывает начальник музея авиацентра подполковник запаса Владимир Масликов:

– Дата основания 968-го Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка, ведущего свою историю от 402-го истребительного авиационного полка особого назначения, – 25 июня 1941 г. В первые дни Великой Отечественной войны по приказу Ставки Верховного Главнокомандования было создано 10 авиационных полков особого назначения. Они комплектовались летчиками-испытателями научно-исследовательского института Военно-воздушных сил и Народного комиссариата авиационной промышленности. Из них два полка были вооружены истребителями МиГ-3, в том числе 402-й, которым командовал Петр Стефановский, будущий генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Позднее испытателей отозвали к месту основной работы, а полк стали комплектовать обычными летчиками. И тем не менее за годы Великой Отечественной войны полк стал самым результативным истребительным полком советских Военно-воздушных сил. Всего было 12 полков, боевой счет которых соствалял 500 и более сбитых самолетов противника. 402-й «завалил» 810! А сам потерял восемьдесят одного летчика.

Великую Победу 402-й истребительный авиационный полк встретил под Берлином. Непосредственно в полку 10 летчиков удостоились звания Героя Советского Союза, а всего через него прошли 33 летчика, удостоившихся этого высшего отличия Отечества. В их числе Григорий Бахчиванджи – испытатель первого отечественного реактивного истребителя Би-1.

После войны полк базировался в Германии, потом в Белоруссии, а в 1989 г. – снова в Германии. С мая 1992 г. Севастопольский, Краснознаменный, ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк вошел в состав 4-го ордена Ленина, Краснознаменного Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени В.П. Чкалова, размещенного в Липецке, и ныне служит главной «площадкой» для проведения летных экспериментов. Так ратная история замкнула круг. Летчики-испытатели в годы великих битв с фашизмом стали бойцами, а их наследники вновь вернулись к исследовательской работе. В воинской части появились бомбардировочная и штурмовая эскадрильи, она стала исследовательско-инструкторским смешанным авиаполком.

После трудных времен

Кардинальные изменения в жизни полка произошли в не самые лучшие для Вооруженных Сил и военной авиации годы. Лишь преданность летчиков трудной и романтичной профессии крылатых бойцов помогла пережить послеперестроечные невзгоды. К счастью тех, кому не безразлична судьба отечественной авиации, ушли в прошлое времена, когда пилоты на грани пенсионного возраста не служили, а досиживали на земле до увольнения в запас, «подлетывая» на последних каплях добытого у инвесторов топлива. Сегодня полк решает важнейшую задачу – участвует в поддержании на должном уровне боеготовности не только фронтовой авиации, но Военно-воздушных сил в целом. В лабораториях и учебных классах, на тренажерах и полигонах летчики-исследователи открывают все новые возможности лучших в мире боевых самолетов и затем опробуют результаты исследований практикой учебно-боевой работы на ежегодных летно-тактических учениях.

В последние 10 лет летчики также приобрели серьезный международный опыт. Благодаря мастерству пилотов полка флагу России и ее Военно-воздушным силам отдают должное на всех континентах. В 1992 г. два истребителя Су-27 впервые в истории фронтовой авиации побывали в США на авиабазе в Ленгли. Затем в Южной Африке на совместных учениях ВВС России и ЮАР наши летчики выиграли три с лишним десятка учебных воздушных боев. Убедительная демонстрация возможностей российских бомбардировщиков и штурмовиков делегации индийских ВВС сыграла не последнюю роль в заключении очень выгодного для России контракта на поставку в Индию российских самолетов. Можно привести массу аналогичных примеров.

Известности летчикам полка прибавил и вылет в Чечню в то время еще исполняющего обязанности Президента России Владимира Путина. Самолет пилотировал начальник авиацентра генерал-майор Александр Харчевский.

К сожалению, Чечня запомнилась летчикам полка не только этим уникальным полетом, но и гибелью сослуживцев. 3 февраля 1995 г. не вернулся с боевого задания экипаж бомбардировщика Су-24 – полковник Александр Касьянов и подполковник Александр Петляков. Посмертно они были награждены орденами Мужества.

«Щит Союза-2006»

Недавно летчики Липецкого авиацентра и Севастопольского полка блестяще проявили себя на командно-штабных учениях «Щит Союза – 2006» в Белоруссии.

– В учениях участвовали экипажи бомбардировщиков Су-24М под командованием полковника Олега Сторожук, ведомые – подполковники Александр Волошин и Эдуард Занчурин, с ними в парах на прикрытие и развитие успеха ходили на истребителях СУ-27М подполковники Юрий Спрядышев, Андрей Сорокин и Александр Гостев. В группу прикрытия на Су-27 также входили начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский, два его заместителя – экипаж в составе полковников Николая Гостева и Юрия Сушкова, а также наш экипаж – полковник Сергей Жихарев и я, – вспоминал старший инспектор-летчик подполковник Юрий Грицаенко.

На учения привлекли самолеты фронтовой авиации Су-24М и Су-27. Они работали, как правило, в одной связке: Су-24М наносили удары, а Су-27 наращивали усилия группировки. В учебных боях также участвовала группа прикрытия этой группировки с воздуха – три Су-27.

Из Липецка группа вылетела 13 июня. Затем были тренировки в несколько смен. Основной день работы был намечен на 24 июня, но из-за непогоды в воздух подняли лишь 2 самолета – Су-24М и Су-27. Они отработали точно, с высоким результатом. Нештатных ситуаций ни в воздухе, ни на земле не было.

От фонда Святителя

На следующий день после авиашоу Севастопольского авиационного полка праздник продолжили новые шефы Липецкого авиационного центра – Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца. Эта некоммерческая организация действует под патронатом Всероссийской политической партии «Единая Россия». Руководитель фонда Андрей Быков вручил командиру полка полковнику Сергею Прокофьеву и его заместителю по воспитательной работе подполковнику Андрею Гордееву ключи от новенького автобуса ПАЗ. Затем прошел концерт мастеров искусств Москвы и Иванова, приглашенных на средства фонда. Свое искусство летчикам и их семьям подарили народные артисты России певцы Ренат Ибрагимов и Тамара Гвердцители, 87-летний виртуоз-балалаечник, фронтовик, народный артист России Михаил Рожков и гитаристка Надежда Калмыкова, солист Большого театра заслуженный артист Ингушетии Александр Захаров, солистки Московского государственного академического камерного музыкального театра Надежда Нивинская и Татьяна Ветрова, солистка Московского центра оперного пения Галины Вишневской Людмила Воробьева и хоровая капелла мальчиков и юношей Иванова под руководством заслуженного деятеля искусств России Александра Жуковского.

– Это был лучший концерт в моей жизни, – отметил, провожая гостей, генерал-майор Александр Харчевский. За вклад в развитие авиации, поддержание высокой боевой готовности и личное участие в жизни Липецкого авиацентра его начальник своим приказом зачислил почетными военными летчиками авиацентра руководителей фонда Святителя Николая Чудотворца Андрея Быкова и Михаила Чепеля.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту