search
main
0

Тысяча лет дружбы и противостояний

Экспозиция с огромным просветительским значением

Текущий год объявлен перекрестным Годом межрегионального сотрудничества России и Франции. Поэтому неудивительно, что именно сейчас в Кремле состоялась знаковая выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе», посвященная многовековой истории культурных и дипломатических отношений двух стран. А отношения были непростыми: два государства то дружили, то враждовали, то даже были попытки объединения при помощи брачных уз представителей царствующих фамилий… Все это нашло отражение в экспозиции.

Генеральный директор музеев Московского Кремля Елена ГАГАРИНА. Фото Анны ЮФЕРЕВОЙ

«Я бы сказала, что Россия и Франция на протяжении десяти веков переживали разные периоды во взаимоотношениях: дружбу, взаимный интерес, восхищение достижениями друг друга, противостояние, – сообщила на пресс-конференции генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. – Наша история переживала разные этапы на протяжении своего существования, но именно это делает ее интересной».

На выставке, организаторами и участниками которой стали Музеи Московского Кремля, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Российская государственная библиотека, Музей Виктории и Альберта, Национальная библиотека Франции и многие другие культурные учреждения России и Франции, представлено более двухсот экспонатов, среди которых мемориальные предметы, архивные документы и произведения искусства из российских и зарубежных музеев.

В зале Успенской звонницы собраны экспонаты средневековой эпохи, когда отношения между двумя странами только зарождались. Первый из них, который видят посетители экспозиции, – это грамота 1063 года с надписью на кириллице, предположительно являющейся автографом Анны Ярославны, дочери великого князя Ярослава Мудрого, вступившей в династический брак с французским королем Генрихом I. Об этих событиях, ознаменовавших союз двух великих держав, напоминает и другой экспонат – Реймсское Евангелие королевы Анны.

Однако наиболее динамично контакты между Россией и Францией стали развиваться в XVII столетии: именно тогда во Францию были направлены первые русские посольства. Но постоянные дипломатические отношения были установлены лишь в 1717 году, после поездки Петра I в Париж. Об этом напоминает рисунок художника Демаре «Петр I и Людовик XV в Париже 11 мая 1717 года», преподнесенный в 1944 году в качестве дипломатического подарка советским властям во время визита в Москву генерала Шарля де Голля.

В XVIII веке российский императорский двор активно заказывал и приобретал произведения живописи и скульптуры, оружие, ткани, ювелирные изделия у знаменитых французских мастеров. Об этом свидетельствуют представленные уже в другой части экспозиции, которая демонстрируется в Патриарших палатах, картины, шпалеры, парадные костюмы монархов, кружева императриц. Весьма сильное впечатление производят громоздкие, но в то же время изящные предметы из Парижского серебряного сервиза императрицы Елизаветы Петровны и Орловского сервиза работы Жака-Николя Ретье, принадлежавшего Екатерине II, а также драгоценный письменный прибор с часами, выполненный для Екатерины парижским мастером. Настоящим произведением искусства выглядят пистолеты работы королевского оружейника Жана-Батиста Лароша, принадлежавшие императору Петру II.

О взаимоотношениях России и Франции в период правления императора Александра I напоминают Олимпийский сервиз, созданный на Севрской фарфоровой мануфактуре и в 1807 году преподнесенный русскому государю императором Наполеоном I по случаю заключения Тильзитского мира, а также звезда ордена Св. Духа, врученная Александру I королем Людовиком XVIII после победы над Бонапартом и реставрации монархии во Франции.

Нельзя не обратить внимание на такие исторически значимые раритеты из французской коллекции, как ружье с золоченой фигурой дельфина, изготовленное в честь рождения будущего французского короля Людовика XIV или табакерка с миниатюрным портретом королевы Марии-Антуанетты с детьми работы придворного художника Пиата-Жозефа Соважа.

По некоторым экспонатам можно восстановить и драматические события в истории Франции, связанные с революцией и бонапартизмом. Например, это многочисленные изображения Людовика XVI и Марии-Антуанетты из собрания Павловского дворца – бюсты, рисунки на посуде, портреты, подаренные Павлу I и его супруге Марии Федоровне во время их путешествия по Европе. Тридцать декоративных пуговиц с профильными портретами Людовика XVI и семнадцати политических деятелей Французской революции (некоторые изображены на пуговицах в трех экземплярах) были привезены в Россию князем Юсуповым. Кстати, среди экспонатов выставки присутствуют также парные бюсты Павла I и Марии Федоровны и миниатюра с портретом Павла, чем-то напоминающие изображения французской четы. Обе пары состояли в достаточно близких дружеских отношениях. Вспомним, что и Людовика с женой, и российского императора постигла ужасная участь – насильственная смерть, хотя и при разных обстоятельствах. Когда смотришь на эти портреты, то кажется, что на них лежит печать рока, предчувствие будущей трагедии…

На картине немецкого художника Альбрехта Адама «Наполеон в горящей Москве» полководец едет на лошади во главе своего войска среди руин зданий, все небо в клубах дыма… На другом полотне, кисти Гектора Виже, с гораздо более яркими красками, бывшая супруга Наполеона императрица Жозефина представляет русскому императору Александру I своих детей… Эта встреча происходила в 1814 году, уже после разгрома Бонапарта.

Многие моменты взаимоотношений двух европейских государств, пожалуй, до сего времени были известны только узкому кругу специалистов и любителей истории. Поэтому выставка имеет огромное просветительское значение.

Экспозицию можно посетить до 9 января 2022 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте