search
main
0

«Ты не один!». Начинающим педагогам Чувашии предложили поддержку и помощь

​Человек, который только начинает свой путь в профессии, неизбежно сталкивается с вопросами и трудностями, о которых, возможно, и не подозревал. Молодым педагогам Чувашии дали понять, что они не одиноки, у них есть поддержка, им есть куда прийти за советом и помощью. В первых числах ноября на базе санатория «Чувашия» прошел I Республиканский образовательный форум «Время молодых». Его организаторами стали Министерство образования и молодежной политики Чувашии, республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Республиканский институт образования и Чувашский государственный педуниверситет имени И.Я.Яковлева.

На три дня в санаторий съехались более сотни учителей, которые пришли в школы в 2016-2017 учебном году и успели проработать два месяца. Много это или мало? Казалось бы, всего ничего. И в то же время есть первые впечатления, есть первые радости и первые разочарования. И может быть, именно сейчас, после окончания самой первой учебной четверти, молодым более всего и нужна поддержка.- Из районов республики мы пригласили всех педагогов, начавших работать в сентябре 2016 года, – рассказывает председатель республиканской профорганизации Зинаида Степанова. – Только для тех, кто начал работу в Чебоксарах, пришлось ввести квоту, ведь в городские школы приходит значительно больше молодых учителей, чем в районах.На открытии форума выступили министр образования и молодежной политики ЧР Юрий Исаев, председатель Чувашской республиканской организации профсоюза образования Зинаида Степанова, ректор Чувашского республиканского института образования Сергей Савин, заместитель председателя Чувашрессовпрофа Ирина Филиппова. Директор, главный врач санатория «Чувашия» Юрий Симунов также приветствовал участников форума и пожелал им успешной работы.После торжественного открытия в первый день всех ждали командообразующие игры и конкурсы. Так что в дальнейшем участники форума уже сидели в конференц-зале разделенные по командам, в желтых, синих, розовых, зеленых, красных и белых косынках-галстуках.Работу в командах над проектами организовала главный специалист – эксперт отдела по работе с детьми и молодежью управления молодежной политики Мин­об­ра­зо­ва­ния Чувашии Вероника Федорова. С лекцией о государственной молодежной политике в регионе выступила начальник управления Анна Головина.Второй день стал днем теоретических занятий. Впрочем, можно ли назвать только теорией занятия, на которых более опытные коллеги делятся наработанным опытом, рассказывают о своей практике? Так, очень интересным было выступление Светланы Ильиной, директора Центра образования и комплексного сопровождения детей Минобра республики, победителя конкурса «Учитель года Чувашии»-2015. Его темой стало проведение открытых уроков, а также участие в профессиональных конкурсах.- Я учитель «совершеннолетний», педстаж у меня 18 лет, – сказала Светлана Васильевна. – И 17 лет мне понадобилось, чтобы стать учителем года. А сколько раз я плакала и порывалась написать заявление об уходе в свой первый год, особенно когда директор говорил, что придет ко мне на открытый урок!На открытых уроках, по ее словам, учитель показывает собственную наработанную методическую систему. У кого-то она может сложиться за 10 лет, а у кого-то за полгода, причем есть учителя, у которых не сложилось собственной системы и за 30 лет. Светлана Ильина посоветовала молодым учителям искать себя и пробовать все, что не приносит детям вреда. И обязательно участвовать в профессиональных конкурсах.- Люди идут на конкурсы по двум причинам: чтобы победить либо чтобы себе доказать: я чего-то стою. Первый – пагубный путь, он может привести к сильнейшему разочарованию. На конкурс надо идти, чтобы попробовать себя, увидеть, как работают коллеги, научиться чему-то.Светлана Ильина назвала адрес своей электронной почты и предложила обращаться к ней в любое время.Трудно перечислить все интересное на форуме. Победитель республиканского конкурса «Педагогический дебют»-2016 Екатерина Солдатова выступила по теме «Методика преподавания урока», проректор по учебно-методической работе института образования Галина Николаева рассказала об аттестации, о повышении квалификации как о форме профессионального роста педагогов.Очень живо прошла встреча с и.о. ректора ЧГПУ им. И.Я.Яковлева Владимиром Ивановым, в прошлом – министром образования Чувашии. Журналисты республики, которым приходилось встречаться с Владимиром Николаевичем как министром, знают его как открытого, простого в общении человека, влюбленного в педагогику.Встречу и. о. ректора начал с того, что спросил, кто окончил именно Чувашский педагогический университет. Подавляющее большинство присутствующих подняли руки. При этом многие, имея диплом бакалавра, продолжают учиться в магистратуре, а кто-то планирует поступить в аспирантуру.Что тревожит руководителя вуза? По его словам – разрыв в преемственности поколений в подготовке кадров. Необходимо возобновить целевое обучение, когда студент получает серьезную социальную поддержку, но должен потом отработать три года в определенном месте. В каждом районе у педуниверситета должна быть своя школа, в ней будут педклассы, будет площадка для практики. Вообще, практике Владимир Николаевич придает большое значение. Работать с будущими педагогами, по его словам, нужно с 10-11‑го класса, ведь сегодня только примерно 25% абитуриентов твердо знают, что им надо учиться в педагогическом. Остальные как-то сдали ЕГЭ, надо учиться дальше.Молодые учителя интересовались, можно ли ввести в вузе такой предмет, как классное руководство, возможны ли какие-либо послабления при сдаче сессии работающим магистрам очной формы обучения. На все вопросы были даны подробные ответы.Преподаватель математики одной из сельских школ заметил, что, работая в школе, повторяешь то, что выучил когда-то давно – в пятом, шестом, седьмом классе. И учителю неинтересно. А хочется идти дальше, заниматься наукой, делать свой проект. Владимир Николаевич спросил у молодого человека, что его интересует. Оказалось, он изучал в вузе математическую статистику, программирование, теорию вероятности. Руководитель ЧГПУ посоветовал сельскому учителю поступить в аспирантуру и сказал, что преподавание не мешает научной работе. Даже повторяя то, что давно знаешь, все равно растешь, начинаешь видеть предмет глубже.Немалая роль в организации форума принадлежит республиканскому Совету молодых педагогов. Беседую с его председателем, членом Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза Львом Подъельниковым.- Лев Андреевич, в идеале что должен дать этот форум?- В идеале те учителя, которые пришли в школу в этом году, останутся работать, а не уйдут. Они получат здесь те знания, которые помогут им профессионально развиваться. И, кроме того, проведение форума должно повлиять на привлечение новых кадров именно в село – там очень большая нехватка кадров.- Подавляющее большинство участников форума – девушки. Это отражение реальной ситуации в школах?- Да. Здесь соотношение примерно как 90 и 10. Так и в школах, причем не только в Чувашии, но и по всей стране. Мужчины туда не торопятся. Работать в школе пока еще не престижно и при этом достаточно трудно. Можно найти гораздо менее эмоционально затратную работу за те же деньги. Учитель сегодня воспринимается как универсальный инструмент. Различные городские, районные мероприятия часто на нем, и эта работа не оплачивается.- И здесь же – зависимость зарплаты от стимулирующих выплат. Это, наверное, не способствует хорошим отношениям в коллективе?- А как вы думаете? Каждый человек хочет большего. Людям кажется: вот рядом человек работает так же, как я, а заработная плата у него выше. При этом стимулирующие выплаты – это часто единственный вариант для учителя заработать больше. Еще одна проблема: та работа, которую педагог должен проводить как классный руководитель, практически не оплачивается.- Вы председатель Совета молодых педагогов республики. Насколько вы доступны для обращений?- Моя основная задача – наладить работу в районах, чтобы людям там было к кому обратиться. Для этого, собственно, и созданы советы в городах и районах. Но если люди обращаются непосредственно ко мне – решаю проблемы. У нас не принято жаловаться, но бывает, что у кого-то накипает, накапливается непонимание, и получается уже даже не жалоба, а крик души. По идее у каждого молодого педагога в школе должен быть куратор, который бы защищал его в каких-то ситуациях. Ведь каким бы человек хорошим ни был, всегда найдутся те, кто им недоволен.- Наверное, в сельской местности начинать работать в какой-то мере проще, чем в городе? Там традиционно отношение к учителю как к сельской интеллигенции.- Учитель – это в глазах многих уже не интеллигенция, а бюджетник. Так же, как и врач. В обществе распространена точка зрения, что это люди, которые живут за счет государства. Эту ситуацию надо менять. Что касается сельской местности, то там молодые люди редко хотят работать учителем. Чаще они стремятся уехать в город. В Порецком и Шумерлинском районах молодые учителя не приходили в школы уже несколько лет.- Может ли профсоюз что-то сделать, чтобы переломить эту ситуацию?- Да, и не только в виде поддержки и юридической, правовой помощи, но и в виде обучения, проведения семинаров по профессиональным вопросам.Одним из участников форума стал и. о. директора Верхнеаккозинской основной образовательной школы Красночетайского района Анатолий Иванов.- Анатолий Николаевич, вы тоже приступили к работе только в этом учебном году и уже исполняете обязанности директора школы?- Да, я и. о. директора и преподаю физику. В 2014 году я окончил ЧГСХА, учился на агроинженера. Потом мне предложили пойти в Тимирязевскую академию, в магистратуру. И в Чебоксарах, и в Москве окончил вузы с красным дипломом. Я был в курсе, что есть вакантное место директора Верхнеаккозинской школы. В Москве параллельно с учебой работал главным специалистом в частной фирме, а когда закончил учебу в 2016 году, решил вернуться.- Как вам работается сейчас, в качестве директора школы? Вы, наверное, самый молодой в коллективе?- Да, это так. Но у нас есть взаимопонимание, мы поддерживаем друг друга. Коллектив небольшой, 8 педагогов. В школе 43 ученика. Из-за нехватки преподавателей начальные классы мы объединяем в одном помещении – первые занимаются вместе со вторыми, а третьи – с четвертыми. Зарплата в школе небольшая, но работа очень интересная, все время находишься в движении. Хотя если бы мне в 11‑м классе сказали, что я буду работать директором школы – я бы не поверил.- А кем хотели быть?- С техникой хотел работать, у меня получается. Но я не жалею сейчас, мне интересно.- Как вы считаете, что вам даст форум?- Это возможность и отдохнуть, и познакомиться с молодыми преподавателями со всей республики, так что теперь в случае каких-то проблем мы сможем обращаться друг к другу. Познакомились и с опытными работниками, которые могут помочь и поддержать. Хотя, конечно, важно быть активным самому, работать. Организаторы форума очень хорошо сделали, что начали с активной игры и всех поделили на команды. Мы все приехали, не зная здесь никого, а теперь у нас есть свой ближний круг общения, люди, с которыми можешь перекинуться словом, поделиться впечатлениями. И еще мы знаем теперь, где и как искать нужную информацию, куда обращаться. Понятно, что в Интернете все есть. Но там очень много лишнего, и ты теряешься. А теперь мы сможем находить все нужное легче и быстрее.Еще одним значимым событием второго дня форума стал брифинг с первым заместителем министра образования и молодежной политики ЧР Светланой Петровой и председателем республиканской организации профсоюза образования Зинаидой Степановой. Молодые педагоги заранее подготовили вопросы. Большинство из них касалось заработной платы и возможностей профессионального роста – именно это волнует молодых.Начальник отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Центра образования и комплексного сопровождения детей Минобразования ЧР Надежда Федорова провела практические занятия по медиации.Учителя ознакомились с инновациями в профсоюзной жизни. Специалисты филиала «Образование и наука» НПФ «САФМАР» Элина Жаворонкина и Валентина Улянды подробно представили современную систему пенсионного обеспечения работников образования. Председатель правления кредитного потребительского кооператива «Учительский» г. Чебоксары Алексей Степанов помог молодым педагогам разобраться с планированием личного и семейного бюджета, рассказал о различных финансовых институтах. Главный правовой инспектор рескома профсоюза Людмила Шушпанова провела час правовых знаний, логическим завершением которого стала викторина по правовым вопросам.Чтобы снять напряжение от бурного потока информации, вечером был организован мастер-класс по танцам. Эмоциям молодежи не было границ, что называется, оторвались от души.В заключительный день перед участниками форума выступила директор центра внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии Ольга Тарасенко на тему «Активные и интерактивные формы работы с обучающимися».На закрытие мероприятия с приветственным словом прибыл председатель объединения профсоюзов «Чувашрессовпроф» Анатолий Коршунов. Каждая команда представила небольшую презентацию. Ярким завершением программы стал созданный и исполненный молодыми педагогами гимн форума.Все мы заинтересованы, чтобы у наших детей были творческие, открытые, думающие учителя, чтобы самые лучшие и талантливые не уходили из школ. А для этого многое должно измениться. Пусть форум станет шагом к добрым переменам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте