Инклюзивное образование подразумевает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс, тем самым не допуская дискриминации по отношению к таким детям.
Одной из важнейших проблем организации инклюзивного образовательного процесса является необходимость создания особых условий для усвоения образовательных программ детьми с ОВЗ. Так, индивидуально-дифференцированное обучение способствует эффективной реализации учебного процесса для разных детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Дифференциация обучения представляет собой создание однородных групп внутри класса согласно одному либо ряду критериев, например, по уровню умственного развития (уровню успеваемости), личностно-психологическому типу (мышления или темперамента), уровню физического здоровья.
Индивидуализация – взаимодействие педагога с той или иной группой учащихся в соответствии с индивидуальным подходом, учитывающим особенности детей данной группы.
В практической деятельности учителей общего образования индивидуализация в чистом виде используется достаточно редко, именно поэтому имеет смысл рассматривать индивидуально-дифференцированное образование как более общий метод работы в инклюзии детей.
В педагогической практике обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дифференциацию. К первому виду относится создание специализированных школ или классов, в том числе для детей с ОВЗ (коррекционные школы, специальные классы). Внутренняя же дифференциация предполагает разделение учащихся на группы внутри одного, как правило общеобразовательного, класса. Именно внутренняя дифференциация позволяет достичь целей эффективного инклюзивного образования.
Дифференциация образования позволяет применять различные методы, задания и организационные формы в различных группах обучающихся. Кроме того, надо отметить, что состав групп может меняться в соответствии с поставленной педагогической задачей.
В системе общего образования данный подход реализуется путем применения дифференцированных заданий, посильных для детей каждой из сформированных групп. Это позволяет поставить перед обучающимся непростую, но решаемую задачу, соответствующую уровню его эмоционального и умственного развития, а также постепенно усложнять ее.
Так, дети с неустойчивым вниманием, слабо развитой памятью, проблемами коммуникации и иными особенностями развития, затрудняющими познавательную деятельность, зачастую не способны усвоить традиционный общеобразовательный материал. Учащиеся с высоким уровнем развития в свою очередь также нуждаются в дифференцированном обучении, которое в данном случае позволит развивать их способности.
Таким образом, можно сказать, что использование индивидуально-дифференцированного подхода в образовании необходимо при организации инклюзивного обучения, так как это положительно скажется на уровне развития как детей с ОВЗ, так и детей с высоким уровнем успеваемости.
Практические аспекты использования индивидуально-дифференцированного подхода в инклюзивном обучении заключаются в необходимости соблюдения следующих условий.
В первую очередь условием эффективного инклюзивного обучения является получение обратной связи от ученика. Учитель должен понимать, в каком объеме и насколько быстро обучающийся усваивает материал, чтобы в случае возникновения трудностей остановиться на заданиях более подробно. Для этого необходимо задавать вопросы по пройденному материалу, а также уточнять, правильно ли ученик понял задание. Данный аспект особенно важен для учащихся с проблемами концентрации внимания, трудностями в письменной и устной речи, так как позволяет избежать пробелов в обучении.
Следующим условием является индивидуализация формы выполнения учебных заданий. Так, для детей с нарушениями слуха и расстройствами аутистического спектра визуальный и письменный материал более предпочтителен, чем устный. Учащимся с трудностями понимания речи необходимо более подробное разъяснение задания – деление его на более мелкие части и поэтапное выполнение.
Также в зависимости от особенностей группы учеников или конкретного учащегося можно применить такие средства, как адаптирование текстов для чтения, использование бланков с минимальным заполнением, применение диктофона для записи лекции.
Еще одним немаловажным условием личностно ориентированного обучения в инклюзивном образовании является возможность выбора формы и сроков предоставления ответа учеником.
Так, например, дети, испытывающие трудности с письменной речью, должны иметь возможность устного ответа, в то время как ребенку с расстройством аутистического спектра стоит дать возможность ответить письменно.
Что касается сроков выполнения работы, то в рассматриваемом контексте качественный результат более важен, чем время выполнения задания. Поэтому зачастую целесообразно позволить ученикам доделать работу дома, а также избегать жестких временных рамок, отведенных на выполнение задания.
Последнее условие – использование качественного подхода при оценивании проделанной учеником работы. Ученикам очень важно слышать заслуженную похвалу, это один из важных мотивирующих факторов, повышающих желание учиться.
Также при оценивании важно учитывать не только базовый уровень развития ребенка, но и его личностный прогресс в освоении материала.
Чтобы снизить уровень стресса при обучении и приблизить итоговую оценку к объективной, следует регулярно оценивать работу учеников во избежание ситуации, когда итоговый тест становится решающим фактором в выведении оценки и перечеркивает работу ученика в течение четверти.
Таким образом, индивидуализация и дифференциация в инклюзивном обучении необходимы для того, чтобы учитывать потребности ученика или группы учеников, а также способствовать эффективному усвоению образовательной программы учениками с ОВЗ. Для реализации этих подходов учитель, во-первых, должен хорошо знать личностные особенности каждого ученика, а во-вторых, применять наиболее подходящие приемы индивидуально-дифференцированного обучения, исходя из каждого конкретного случая.
Александра ТОКАРЕВА, педагог-психолог школы №1532
Комментарии