Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ты меня уважаешь? В центре внимания – человек

Учительская газета, №48 от 25 ноября 2008. Читать номер
Автор:

Место классного руководителя в системе воспитания учащихся

Продолжение. Начало в №№31, 34, 40, 44 за 2008 год.

1. Характеристика среды, формирующей личность на разных возрастных этапах

Предпринятый выше анализ ситуации в общественной и школьной жизни, основных подходов к определению целей и задач образования школьников позволяет сделать следующий шаг – рассмотреть место классного руководителя в системе воспитания учащихся. Но для этого надо ответить на вопрос: какие факторы формируют растущего человека?

Известно, что социализация личности (ее образование в самом широком смысле) проходит как под стихийным влиянием со стороны социальной среды, так и в результате целенаправленных воздействий со стороны специально создаваемых государственных и общественных институтов.

В зависимости от возраста ребенка те или иные влияния становятся более существенными, другие отодвигаются на второй план, третьи имеют постоянное фоновое воздействие. Так, домашняя среда оказывает решающее воздействие на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Оставаясь столь же могущественным фактором воспитания в младшем школьном возрасте, семья в психологическом восприятии ребенка уступает место школе. Ведущей, как утверждают психологи, становится учебная деятельность, а наибольший авторитет в формировании ценностных ориентаций приобретает мнение учителя.

Начиная с младшего подросткового возраста социальная ситуация развития детей характеризуется решительной сменой ориентиров. Для подростка главное значение имеет отношение к нему товарищей и их моральная оценка всего происходящего в мире. Мальчики и девочки в этом возрасте обостренно вглядываются в сверстников, сравнивают себя с ними, чтобы ответить на жизненно важные вопросы: «Какой я?», «Не хуже ли я других?». Просыпается потребность самоутверждения, самореализации, которая при неблагоприятных условиях обретает острые конфликтные, а порой и антисоциальные формы. Поэтому одна из важнейших педагогических задач в работе с этим «трудным возрастом», которую успешно реализуют опытные педагоги, – развернуть многообразные виды деятельности, где бы каждый мог раскрыть себя с лучшей стороны, заслужить уважение товарищей.

При этом будем иметь в виду острую ценность для подростков общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Cледует учитывать, что не всякая группа сверстников одинаково значима для подростка. Он стремится войти в так называемую референтную группу, оценками которой он особенно дорожит и нормы отношений которой с удовольствием принимает. Однако часто случается, что та или иная дружеская компания, к которой тянется девочка или мальчик, не отвечает им взаимностью и даже решительно отвергает их. Здесь широкое поле для педагогической помощи школьнику: в одном случае – работа по изменению ценностной ориентации референтной группы (если она дает отрицательный социальный опыт); в другом (если группа с педагогических позиций оценивается позитивно) – повышение в их глазах авторитета того ученика, который стремится стать членом этой группы.

Начиная с 7-го класса (11-12 лет) в психологии и поведении школьников появляются новые тенденции, мир их возможностей и интересов расширяется, они стремятся выйти за пределы класса, искать себя не только в ближайшем товарищеском окружении и привычной деятельности. Детей этого возраста мы чаще встречаем в спортивных секциях, кружках и клубах внешкольных учреждений. Идет активная проба сил, поэтому они переходят из кружка в кружок, из секции в секцию, пока не совершат какой-либо выбор (или, как часто бывает, ничего не выберут, и для них приоритетной останется лишь сфера свободного общения).

Для 13-14-летних вполне обозримой становится перспектива их будущей жизни. Активно формируется представление о своем Я. Возникает проблема морального выбора способов поведения и в учебной работе, и в борьбе за любовь, уважение других людей. При этом в саморазвитии важное значение приобретают не столько литературные герои, сколько ценности молодежной субкультуры, поклонение звездам кино, поп-музыки. В этом, а также в обретении духовных приоритетов, общественных идеалов образцами становятся школьники, находящиеся на ступеньку- две старше по возрасту и по классу (старшеклассники). В этой связи решающее значение для воспитания старших подростков приобретает формирование духовно-нравственной атмосферы жизни старшей школы.

Восприятие учителя детьми на протяжении подросткового возраста меняется. Безоговорочный авторитет, которым пользовался педагог у младшего школьника, в подростковом возрасте сменяется более критичной позицией. Классный руководитель остается авторитетным, если формирует себя как старшего товарища, способного войти в референтную среду школьника.

Кино, телевидение, газеты и журналы, музыка, литература сопровождают ребенка все школьные годы, но их восприятие, как показывают специальные исследования, преломляется через оценки значимых для школьника людей: родителей, учителей, товарищей. Семья и школьные педагоги с первого и до последнего дня учебы ребенка оказывают на его развитие постоянное влияние. Однако это влияние тем успешней, чем точнее они отвечают изменившейся социальной ситуации развития школьника, чем прочнее находят контакт с авторитетными для него компонентами социальной среды.

Таким образом, воспитатель, кем бы он ни был (родителем, учителем, внешкольным работником), во-первых, должен знать все возможные влияния среды на ребенка, во-вторых, определить свои возможности, свои функции, исходя из особенностей того социального института воспитания, который он представляет.

В частности, речь идет об определении роли классного руководителя как представителя школы в воспитании детей.

Обычно при определении функций того или иного педагогического работника мы привыкли ориентироваться только на государственную программу и определяемые ею цели. Отсюда появлялись такие направления работы, как идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание. Характерная черта такого подхода – его обезличенность: во внимание принимается только общее, исключается то особенное, что присуще данной школе, классу, отдельному ребенку. Последний становится объектом, который надо привести в соответствие с задачами, определяемыми функционерами где-то далеко в Центре. (Предполагалось, что Центр лучше знает, что нужно родителям, детям, учителям.)

Демократическая школа, как указывалось выше, ставит в центр своего внимания не программу, а человека с его самобытным характером, способностями, жизненными делами. Поэтому заказчиками на воспитание выступают не столько государство, ведомства, сколько самые близкие для ребенка люди – родители, учителя, общественные силы, заботящиеся о национальном, духовном возрождении своего региона.

В течение многих лет господства административно-командной системы проблема социального заказчика в области образования и воспитания решалась однозначно: и школа, и внешкольные учреждения, и средства массовых коммуникаций работали только в один адрес – в адрес партийно-государственной олигархии, в адрес ведомств (в том числе идеологических), которые, по сути дела, монополизировали право на тип формируемой личности, игнорировали реальные региональные, национальные интересы, запросы на образование и воспитание отдельных слоев общества. Родители, учащиеся и даже учителя были вообще лишены права определять тип школы, цели и содержание образования, поставлены в рамки раз и навсегда определенных программ, методов и форм обучения и воспитания. Все это приводило к отчуждению воспитательных институтов от общества, детей – от воспитателя.

В этой связи сегодня особенно актуально замечание Н.К. Крупской, высказанное на заре становления советской школы и применимое ко всем воспитательным учреждениям: «…Необходимо разбить тот бюрократический механизм, который до сих пор определял характер всей постановки дела школьного образования. Нужно, чтобы и программы школ, и типы школ вырабатывались самим населением, чтобы они были делом демократии…».

Возвращение обществу, народу прав заказчика жизни, заказчика системы образования и воспитания – первостепенная задача демократии сегодня. Она ставит в один ряд с государственным общественного заказчика, в частности учеников и их родителей.

Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту