“…изучая предков, мы узнаем самих себя”.
В.О. Ключевский
Цель программы: формирование у школьников навыков научно-исследовательской деятельности через изучение родословной и вспомогательных исторических дисциплин.
Задачи:
– обучить методам исследовательской работы, приемам работы с генеалогическими источниками, архивными документами и материалами, книгами, периодикой;
– привить интерес к истории своего рода, составлению своей родословной, созданию семейного архива;
– познакомить с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.
Предметом курса “Твоя родословная” является генеалогия, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением происхождения, истории и родственных связей родов и семей, составлением родословной.
Через изучение генеалогии ученики глубже изучат историю Отечества, познакомятся с историей российских родов, научатся приемам составления генеалогических росписей, таблиц, картотек, начнут работать над историей своей семьи, своей родословной.
Генеалогия взаимодействует с родственными науками. В связи с этим предусмотрен раздел “Вспомогательные исторические дисциплины”.
Программа “Твоя родословная” ориентирована на учащихся 10-11-х классов и рассчитана на курс занятий продолжительностью два года.
В течение первого года обучения учащиеся осваивают теоретические направления генеалогии, постигают основы научно-исследовательской деятельности. Преобладают групповые занятия. Количество учащихся в группе – 8-10 человек.
В основу второго года обучения положен принцип индивидуальных занятий, проведение самостоятельной исследовательской работы, а также посещение музеев, выставок, архивов, библиотек, участие в семинарах, конференциях, краеведческих чтениях, конкурсах и т.п.
Первый год обучения
I. Вводное занятие (2 часа). Знакомство с учащимися. Анкетирование, тестирование. Выявление интересов и склонностей детей в области истории.
II. Генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина (20 часов).
1. Тема “Развитие генеалогии” (4 часа). Предмет и задачи генеалогии. Из истории генеалогии. Становление изучения родословной в России. “Бархатная книга”. “Государев родословец”. Русская генеалогия в XVI-XIX вв. Генеалогия в России конца XIX – начала XX века. Генеалогия в советское время. Современные методики изучения родословной.
2. Тема “Виды родословной” (4 часа). Виды родословной: восходящие и нисходящие, смешанное, мужское и женское. Оформление родословных. Поколенная роспись. Основные типы нумераций.
3. Тема ” Родство и свойство” (3 часа). Родственно-свойские отношения. Терминология родственных и свойских отношений. Кровное и побочное родство. Кумовство.
4. Тема “Сословия в России” (3 часа). Происхождение сословий. Привилегированные и непривилегированные (податные) сословия. Ревизские сказки. Городовые обывательские книги.
5. Тема “Титулы, чины и звания в Российской империи” (2 часа). “Степенная книга”. Дворянские титулы. Титулование. Общественные классы. Табели о рангах 1722 и 1913 годов. Обзор чинов по классам.
6. Тема “Генеалогические источники” (4 часа). Генеалогические источники: официальные и неофициальные, прямые и косвенные. Письменные и вещественные источники. Разрядный приказ. Палата родословных дел. Особенности работы с генеалогическими источниками.
III. Вспомогательные исторические дисциплины (10 часов).
1) Тема “Историография по генеалогии” (2 часа). Родословцы и родословные книги. Литература по генеалогии XX века. Ученые-генеалоги: В.В. Руммель, Л.М. Савелов, С.Б. Весиловский, А.А. Черепнин.
2) Тема “Геральдика. Сфрагистика” (4 часа). Геральдика – наука о гербах. История геральдики. Элементы и формы герба. Родовые личные гербы. Из истории Государственного герба и флага России. Вексилология – наука о флагах. Сфрагистика – наука о печатях.
3) Тема “Ономастика” (4 часа). Предмет и задачи ономастики. Антропонимика. Происхождение имен. Происхождение фамилий на Руси. Однофамильцы и тезки. Псевдонимы. Топонимия. История происхождения географических названий.
IV. Итоговое занятие (2 часа).
Второй год обучения
На втором году обучения школьники занимаются персональными исследованиями. Занятия происходят в форме консультаций, собеседований, дискуссий. Предусматривается посещение тематических лекций, семинаров, конференций, экскурсий.
Результатом программы становится научно-исследовательская работа учеников по генеалогии.
А.Н.ПОДОБАЕВ,
учитель истории гимназии N 8
Вологда
Комментарии