search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Творить вопреки трудностям

Беспристрастных заметок об учителе – участнике конкурса – не получится, как не может быть и беспристрастных оценок его личности. Человек тем и интересен, что не идеален.

Все мы, в том числе и уважаемое жюри, умудренное опытом педагогики, учеными знаниями и званиями, – все, кто видел конкурсные уроки, имеют свое представление о личности как таковой. Потому что образ идеала у каждого складывается не только из книжных знаний, увиденного и услышанного. Но в большой степени – из собственного жизненного опыта.

Один математик-конкурсант в кулуарах бросил такой каламбур: “Пустая голова, до краев заполненная эрудицией, равна интеллигенту в красном пиджаке без носового платка в кармане”. В этом парадоксе есть доля правды. Но речь идет об учителе, а не просто об интеллигенте или эрудите.

И все же как выявить, распознать на конкурсе не просто хорошего учителя, а учителя-личность? Очевидно, жюри долго билось, вырабатывая эти критерии, и ему не оставалось ничего другого, как разложить личность учителя на “составляющие”: содержание урока, методика, результативность, самоанализ, обаятельность, имидж. Этот список достоинств можно не без оснований продолжить. А где, скажем, интеллект и интеллигентность? Или: как по одному уроку можно выяснить результативность? По тем анкетам, которые сами учителя раздают классу, и дети ставят ему оценки за урок?..

Жюри на уроках в классе обычно сидело за спинами учеников. Оно видело лицо учителя, но не видело лиц детей. Учитель эмоционален: и поет, и танцует, и стихи читает. А лица учеников ничего при этом не выражают. И наоборот: учитель истории из Надыма Александр Евгеньевич юносов давал урок по граждановедению (хотя в протоколе было написано – урок истории). Урок назывался “Я и война”. Учитель был по-мужски сдержан, говорил негромко, но факты истории нашей страны и его собственной жизни, жизни еще совсем молодого человека, были настолько эмоциональны, убедительны и пропущены через собственное “я”, что мальчишка-десятиклассник, которому через год-другой надо будет взять в руки оружие, опустил глаза с навернувшейся слезой. Я видел это, я сидел сбоку от класса.

Учитель обратился к классу: “За 96 лет нашего века одну треть, двадцать восемь лет, мы прожили в войнах. Кто из вас, ребята, жил без войны?.. Нет таких”.

И как эхо этого урока, прозвучали на пресс-конференции победителей слова учителя литературы Елены Евгеньевны Пиетилайнен из карельской глубинки: “У меня трое мальчиков не вернулись из Чечни… За что они погибли? Может быть, и я виновата, что воспитала их не на тех образах”… Она сказала это так искренне и горько, как может это сказать учитель-гражданин. Ком в горле встал.

И Юносов, и Пиетилайнен совсем еще молодые учителя. Растет новая учительская генерация…

Так где же эта грань между личностью и просто очень хорошим учителем? Как нащупать эти критерии?

Учителя граждановедения и экономики вместе с историками входили в одну номинацию – “Обществознание”. Граждановедов и экономистов вместе всего было шестеро. Видно, не пришло еще время, когда эти специалисты на конкурсах будут не в меньшинстве. Гражданское общество еще только робко стучится в школьные двери. Но те, кто приехал на конкурс, победил в своих регионах, очень интересно заявили о том, что и экономика, и граждановедение начинают занимать ведущее место в современной российской школе. И, думаю, не нужно обьяснять, почему это так важно для будущего России.

Граждановеды узаконили свое право в школьном расписании. Более того, они уже создали и свою ассоциацию. Они завязывают творческие контакты с коллегами за рубежом, ездят к ним за опытом. Образно говоря, в конкурсом матче граждановеды – экономисты счет 4:2 в пользу граждановедов: их на конкурс приехало четверо, а экономистов – всего двое.

Экономисты с легкой руки министерства уже не первый год толкутся на пороге школ: в перечне школьных предметов экономика пока не обязательна, разнобой с учебниками, программами, да и просто еще не созданы стандарты по этому предмету. Хотя предложений и конкретных наработок от ученых, преподавателей экономики и управленцев в бывшем министерстве была не одна сотня…

От каждой номинации в победители могли выйти только два учителя. А предметов в номинации числилось по три. В “Обществознании” – историки, обществоведы и экономисты. Кто-то из трех должен был уступить по праву завоеванное в номинации первенство. И им оказался граждановед. Не знаю, кого из них жюри лишило этого права.

Помню интересный, но немного сумбурный (конечно же, от волнения!) урок “Личность среди сверстников”, который дала в 9-м классе Наталья Антоновна Кузь╝ина из 24-й школы Орла. Она была победителем конкурса “Урок граждановедения”, который проводила “Учительская газета”. На финальном же конкурсе меня она покорила умением свободно общаться с классом, который впервые увидела. Смена настроения давалась ей легко, когда ученики от понятия дружба переходили к теме одиночества подростка. У учителя менялись и манеры, менялись голос и интонации. Она спросила ребят: “Как вы думаете, когда начинается взросление?” Класс в минутной растерянности напряженно думал. Каждый что-то вспоминал, примеряя это понятие к себе. А потом посыпались ответы. Получился откровенный разговор. “Я живу в Орле, вы – москвичи. И вы, и мои ребята иногда нуждаются в совете, и не только в родительском или учительском. У возраста есть свои секреты. Я вам помогу: запишите московский телефон доверия – 122-32-77”.

После звонка класс ей аплодировал.

Но будь я членом жюри, лучшим среди граждановедов я бы назвал Галину Алексеевну ро╝анову, учителя 19-й школы Сызрани. На конкурсе она, как и все участники, давала два урока: один – в школе, перед учениками, другой – для учителей-конкурсантов, урок-экспромт: вечером получаешь от жюри тему урока, а утром уже даешь его. И в классе вместо учеников – коллеги по конкурсу.

Урок Романовой для школьников – “Заключение брака”. Урок-экспромт – “Это сладкое слово “свобода”. Две полярные темы. Полярные не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою.

“Заключение брака” в 9-м классе – это урок-откровение. И хотя его костяк был построен на законодательных актах России о браке и семье, он был так наполнен эрудицией учителя, так умело и четко велся диалог с классом, что сорок минут пролетели, как одно мгновение. Когда в заключение она задала классу вопрос, что, по мнению ребят, связано со словом “семья”, класс вразнобой весело закричал: “Счастье! Радость!” Только Артур поднял руку и сказал: “Я могу обеспечить несколько жен, значит, я могу иметь несколько семей. Ислам мне это позволяет”. Класс не шумел, не смеялся. Учитель сказал: “Но в России моногамия. И ты, как гражданин этого государства, должен уважать его законы… Хотя господин Жириновский и предлагает Думе принять закон о многоженстве”. И вот тут класс рассмеялся. Учитель улыбался: “Когда вы увидите свадьбу и когда сами будете вступать в брак, вспомните о тех законах, о которых мы с вами говорили на этом уроке”.

Этот урок готовился учителем дома, апробировался в родной школе. Его помогали готовить сызранские педагоги. И он получился блестящим. А вот второй урок – “Это сладкое слово “свобода” – потребовал от учителя полной отдачи, педагогического опыта и мастерства, собственной эрудиции и внутреннего перевоплощения. Потому что учеников изображали учителя и ответы их были взрослыми, не позволяли порой вступить в диалог с “классом”. Но Романова выдержала и это испытание.

Скупой на информацию руководитель жюри номинации ректор РИПКРО профессор Эдуард Михайлович Никитин сказал мне по секрету: “Будем надеяться. Это личность!”

Но в пятерку финалистов Романова не попала. Так решило большое жюри конкурса…

Личность среди личностей. Этот выбор – сверхзадача. И хотя перевес был небольшим, среди финалистов был назван директор 1151-й московской школы, экономист по образованию, учитель экономики Игорь Геннадьевич Агапов.

О нем много спорили, много говорили и участники конкурса, и члены жюри. Учитель он необычный и, я бы сказал, непривычный, неудобный для конкурса, не вписывается в традиционные рамки методик. Но методика, как сказал мой коллега, это ведь только канва, по которой учитель вышивает свой узор.

Агапов, что называется, педагог от рождения, а не от образования. Хотя и большой эрудит не только в своей специальности. Он еще и психолог. Придуманные и показанные им на конкурсе приемы усвоения материала, может быть, и спорны, но, безусловно, талантливы. Манера его общения с классом – натиск, напор. Но при этом не подавление инициативы ребенка, а наоборот: говори, мысли, соображай, парируй, спорь. Агапов молод, ему 33 года. Стиль его общения, язык и манеры поначалу, наверное, вызывают некоторое неприятие. Но он таков, каков есть, и класс в него влюбляется сразу же. Усатый десятиклассник на мой вопрос после урока, понравился ли ему учитель Агапов, ответил исчерпывающе: “Полный кайф”.

У Агапова был один конкурент – Андрей Владимирович Худяков из Омской области, тоже директор школы, историк. За неимением учителя экономики стал вести этот предмет. На конкурсе он показал тоже интересный урок – “Товарный рынок”. Но конкуренции Агапову он не составил.

Методика Агапова находит множество поклонников. Его приглашают в разные регионы для проведения разработанных им тренинг-семинаров для преподавателей экономики. Ученики его школы побеждают не только на российских, но и всемирных олимпиадах по экономике.

Многие конкурсанты на своих уроках пели и даже танцевали. Иногда это было к месту, органично вплеталось в содержание и канву урока. Иногда – не очень.

Агапов тоже пел на уроке. И не потому, что хотел показать свои способности заядлого КВНщика. Песни он пишет сам, и не про что-нибудь, а про экономику. В рифму заложены основные понятия и термины, которые надо запомнить ученику по конкретной теме. Песня – повторение и закрепление пройденного материала… Это необычно. Но так может быть. И пусть будет! Ведь это его урок.

Личность учителя на конкурсе распознать непросто. Но у конкурса в потенциале еще много возможностей, чтобы выбирать лучших из лучших и назвать их победителями.

Победители этого года названы. Дома их чествуют родные школы, ученики, родители, власти. На смену победителям уже подрастают другие. Об этом говорили многие участники конкурса.

Творить мы умеем вопреки трудностям. Только бы в стране было спокойно. Как говорит ведущий “Взгляда”, “пусть на этой неделе ничего не случится”.

Игорь АФАНАСЬЕВ

На снимках:

Галина Романова и Игорь АГАПОВ

Попробуйте

Этот гимн сочинил учитель экономики Игорь Агапов. Поет он его в заключение первого урока экономики в 10-м классе.

ГИМН ЭКОНОМИКЕ

Не веселая, не печальная

К нам в Россию недавно пришедшая.

То ты с прибылью, то летальная,

Ну а чаще всего сумасшедшая.

Все, что спросится, то предложится

По цене, что зовут равновесная.

Помнят все, что маршалловы ножницы

Кейнс считал и стихами, и песнею.

Преклонюсь пред твоими законами,

Выбирая принятье решения.

И о том, что ресурсами скован я,

Расскажу остальным поколениям.

Очарована, околдована,

Наконец-то и с нами повенчана.

В упражнения и тесты закована

Экономика – словно как женщина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте