search
Топ 10

Творим все вместе

Опыт, который можно тиражировать

В Детско-юношеском центре (ДЮЦ) Петрозаводска работает мультстудия. Здесь дети, в том числе и с особенностями развития, создают мультфильмы. Проект направлен на предоставление равных возможностей для участия во внешкольных программах для детей с аутизмом. Расти и развиваться наравне со своими обычными сверстниками, в совместном общении и творчестве – такое право детей с инвалидностью становится общепризнанным. Но в практической реализации этого права делаются лишь первые шаги. Детей с аутизмом это касается в первую очередь, поскольку их взаимодействие с окружающими людьми затруднено. В ходе предыдущих проектов ДЮЦ накопил позитивный опыт включения детей с аутизмом в совместную деятельность с обычными детьми. Отработаны методики, позволяющие расширить пространство совместной деятельности детей с РАС и обычных детей, предоставить и тем и другим возможность жить в инклюзивной среде и получать от этого позитивный жизненный опыт. В ходе проекта в Петрозаводске апробирована модель включения детей с аутизмом в допобразование.

– Общение и совместная деятельность с детьми с аутизмом помогают другим детям преодолеть стереотипы в отношении особых сверстников, сформировать навыки взаимодействия и толерантного отношения к людям с особенностями в развитии. В рамках проекта педагоги дополнительного образования, специалисты общественных организаций, представители культурных учреждений, волонтеры знакомятся со стратегиями взаимодействия и коммуникации с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития, – рассказала об идее проекта Наталья Никулина, доброволец АНО «Центр поддержки детей и взрослых с ментальными особенностями и их семей «Творим вместе».

ДЮЦ: один за всех

Жизнь здорового ребенка, как правило, насыщена яркими событиями: праздники, походы, лагеря, игры, развивающие занятия и мастер-классы. Дети могут выбирать различные кружки, внешкольные программы. Дети с аутизмом и другими особенностями ментального развития не имеют такой возможности. Из-за нежелательного поведения и неумения общаться чаще всего дети с РАС занимаются только в специализированных школах, в узком кругу. Педагоги и ведущие внешкольных программ не знают, как наладить работу и взаимодействие с особыми детьми. Родители особых детей боятся, что над их детьми будут смеяться.

В Карелии, например, совместные программы для особых детей и детей с аутизмом развиваются только в Детско-юношеском центре города Петрозаводска. Благодаря президентскому гранту в Петрозаводске появилась программа адаптивного скалолазания для детей с аутизмом и синдромом Дауна. Инициатива показала свою эффективность, хотя многие педагоги и специалисты не верили, что такое возможно. Благодаря совместной деятельности повысился уровень социальной адаптации детей с особенностями в развитии, нормотипичные дети научились общаться и дружить с ними. Одной программы недостаточно, для того чтобы принять всех желающих и учесть интересы особых детей, чтобы они, так же как и здоровые дети, могли выбрать кружок, программу по душе. Поэтому необходимо расширять спектр таких возможностей. В рамках проекта в Петрозаводске создана пилотная модель, которая в дальнейшем может тиражироваться.

Выйти из изоляции

Так, в 2020 году проект Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии «Продвижение. Создание новых площадок инклюзивного образования» создал новые возможности включения особых и обычных детей в совместную деятельность в Республике Карелия и Пермском крае. Благодаря предыдущим проектам и деятельности АНО «Центр поддержки детей и взрослых с ментальными особенностями и их семей «Творим вместе» многие дети с ограничениями здоровья получили возможность выйти из изоляции и стать частью социума, узнать, чем живут их сверстники, и участвовать вместе с ними в занятиях и интересных событиях. Организация, сотрудничая с Детско-юношеским центром Петрозаводска, смогла апробировать ряд инклюзивных программ в дополнительном образовании, благодаря чему в городе впервые стали принимать на занятия наиболее труднообучаемых ребят – детей с аутизмом и другими ментальными особенностями.

– Мы регулярно организуем семинары для педагогов и специалистов Республики Карелия, на которых популяризируем методики с доказанной эффективностью для работы с детьми с аутизмом. Педагоги отмечают востребованность полученной информации. Мы имеем опыт подготовки волонтеров для особых детей и проведения выездных летних мероприятий.
Проект «Продвижение» позволил расширить спектр программ в городе Петрозаводске, которые смогут принимать особых детей, модернизирует прежние программы на основе новых методик. В рамках проекта мы передали опыт интегрированных программ, апробированных в Карелии, организациям и специалистам Пермского края, – пояснила Наталья Никулина, волонтер ДЮЦ, доброволец АНО «Центр поддержки детей и взрослых с ментальными особенностями и их семей «Творим вместе».

Проект также показал новые модели инклюзивного образования для детей с аутизмом в школе. В Петрозаводске открыта новая программа дополнительного образования по робототехнике, которая включила в деятельность детей с аутизмом и другими ментальными особенностями. Проект позволил тиражировать накопленные технологии в Пермский край. Лидеры РДМОО «Пермский скаутский центр» и центра дополнительного образования Перми «Луч» прошли стажировку в Петрозаводске, по завершении которой апробировали самые востребованные интегрированные программы по адаптивному скалолазанию и мульттерапии, включив в систему дополнительного образования детей с особенностями в развитии. Одной из самых эффективных моделей инклюзивного образования для детей с аутизмом является «Ресурсный класс», она успешно реализуется школами и общественными организациями в Перми. На основе опыта Пермского края добровольцы и педагоги разработали план внедрения этой модели в Карелии.

От первого лица

Наталья НИКУЛИНА, мама ребенка с РАС, доброволец АНО «Центр поддержки детей и взрослых с ментальными особенностями и их семей «Творим вместе»:

Магия оживления рисунка

Степа взял ручку года в полтора. Очень быстро каракули превратились в цифры. Сначала это радовало, потом пришло понимание, что это проявление диагноза. Когда я всячески пыталась переключить его на рисование что-то чего-то другого, начинались истерики. Степа переключился на буквы. Так он и рисовал цифры и буквы, переводя тонны бумаги. Когда Степе было пять, мы встретились с арт-терапевтом Ольгой Калмыковой. Оля начала дорисовывать к цифрам и буквам глазки, ножки, ручки. И Степа это оценил и подхватил. Мы создали творческую студию «Творим вместе», чтобы и другие дети смогли получать радость от совместного творчества. Наша студия стала инклюзивной. Дети очень быстро привыкают к особенностям друг друга, если взрослые им в этом помогают. Общение с разными людьми делает и особых, и здоровых ребят более коммуникабельными, открытыми, доброжелательными.

После того как наша арт-студия для детей с аутизмом и другими ментальными особенностями уверенно заработала, мы стали задумываться, а что дальше. Ведь хочется, чтобы дети испытывали гордость за свои свершения, чтобы множество интересных рисунков не уходило в стол. Параллельно с этой деятельностью мы изучали и популяризировали эффективные методики для детей с аутизмом. Одна из них – PECS – альтернативная коммуникация с помощью карточек. Но столкнулись с такой проблемой. Многие родители не решаются учить ребенка общаться карточками, потому что он будет выглядеть смешно. Мы решили сделать социальную рекламу. Познакомившись с мультипликаторами из новороссийской студии «Анимакино», мы предложили им сделать мультфильм на основе рисунков Степы. В 2018 году этот мультфильм вошел в десятку лучших на Фестивале короткометражного кино об альтернативной коммуникации в Австралии. Когда мы увидели восхищение ребенка от своих движущихся рисунков, уверенность, что надо создавать мультстудию, окрепла.

Мы несколько раз подавали проекты по созданию мультстудии. В 2019 году удача была на нашей стороне. Проект «Обычная жизнь не­обычных детей» Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии получил поддержку Фонда президентских грантов. Благодаря следующему проекту «Продвижение. Создание новых площадок инклюзивного образования» мы смогли продолжить развитие нашей студии. Специалисты из мультстудии «Да» из Санкт-Петербурга, которые не только сами делают классные мультфильмы, но и имеют большой опыт работы с особыми детьми и взрослыми, поделились с нами опытом на семинарах. Также за счет проекта мы смогли закупить необходимое оборудование и программы для работы мультстудии.

Руководитель мультстудии Наталья Васильева часто рассказывает, что если первый мультик она с ребятами делала несколько месяцев, то сейчас они могут сделать его за одно занятие. Конечно, мы не гонимся за количеством. Но детям важно увидеть магию оживления их рисунков, магию появления результата, который оценит множество людей. Для нас в первую очередь важны процесс общения разных детей, их умение договориться между собой, ценить свой, чужой и общий результат.

Марина МЕРЕЖИНА, мама особого ребенка, который занимается в ДЮЦ Петрозаводска:

Наше мультипликационное счастье

В начале прошлого учебного года в ДЮЦ начала работу инклюзивная мультстудия. Если честно, изначально я даже не планировала посещение Николаем этих занятий. Создание мультфильма – очень длительный, кропотливый процесс, многократное повторение одного и того же, долгая дорога к видимым результатам, а усидчивость и терпение не являются сильными сторонами сына. Мы пошли, как говорят, на имя педагога – Наталья Васильева. С этим замечательным человеком мы знакомы несколько лет, знаем, что ее энергия и энтузиазм превратят любое мероприятие в увлекательнейшее приключение. Так и получилось! Каждую субботу рано утром Николя начинал собираться на съемки. За последний год он и режиссером побывал, и звукооператором, и сценаристом, и художником-аниматором. За это время наша творческая группа создала очень интересный мульт­фильм «Пластилиновая история». На мультфестивале состоялась премьера фильма, Коля получил очередную награду. Как он был счастлив! Я тоже счастлива. Счастлива, что есть такие интересные занятия, где дети не делятся на особенных и обычных, где они с уважением относятся к особенностям других, учатся жить, дружить… Огромное спасибо Наталье Никулиной и Наталье Васильевой за наше мультипликационное счастье.

Александра СЕВЕРНАЯ, Республика Карелия

От редакции

Закон «Об образовании в РФ», Конвенция прав инвалидов закрепляют право особых детей учиться и развиваться в сообществе своих здоровых сверстников. Однако это право реализуется с трудом. По результатам проведенной в Петрозаводске фокус-группы, более 70% родителей особых детей отмечают, что большинство учреждений допобразования не готовы принимать особых детей. Общественные организации способствуют изменению этой ситуации и создают новые модели совместного обучения разных детей. Самые эффективные и устойчивые инклюзивные практики появляются в результате сотрудничества общественных организаций и образовательных учреждений. Поэтому общественным организациям важно активно передавать накопленные технологии и модели, изучать положительный опыт других организаций.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту