Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Творение самой природы. Урок в 8-м классе на тему «Что нам известно о Фемиде?»

Учительская газета, №48 от 25 ноября 2008. Читать номер
Автор:

Цель: создать положительную мотивацию к изучению курса.

Задачи

Познакомить учащихся с правовой сферой жизни общества и основными правовыми ценностями.

Развивать учебные навыки отбора содержания материала для краткой лекционной записи.

Актуализировать знания учащихся и личный социальный опыт путем включения их в активную работу на уроке.

Ход урока

Знакомство учащихся с богиней правосудия Фемидой. Богиня правосудия Фемида – дочь Урана и богини земли Геи. От матери богиня унаследовала скрупулезность, деловитость и основательность, а от отца – способность к прозрениям, гениальным озарениям и неожиданным действиям. До замужества Фемида отличалась стихийностью и непредсказуемостью поступков. Выйдя замуж за Зевса, она остепенилась и стала богиней справедливости, богиней «прекрасного человеческого правопорядка».

Фемида не была слепой, она закрывала глаза, чтобы непредвзято вершить справедливость.

Вопросы: 1) Что означают символы Фемиды: повязка на глазах, меч и весы?

2) Что понимали жители Греции под «прекрасным человеческим правопорядком»?

Что такое право, как оно появилось

Два подхода к пониманию происхождения права

Естественное право

Цицерон: «Право, как и разум и справедливость, присуще людям от рождения. Это естественное право, оно, в отличие от законов, является творением не людей, не государства, а самой природы». В эпоху Возрождения и буржуазных революций возникла теория естественного права (все люди от рождения обладают неотъемлемыми правами, данными самой природой). Такое право называют субъективным правом, что значит право как возможность отдельного человека: «Я имею право», «Я могу это сделать».

Нормативный подход

Совокупность действующих законов государства.

Правила, соблюдение которых ведет к достижению общечеловеческих ценностей (справедливость, равноправие, безопасность).

Вопросы для беседы

В чем суть нормативного подхода?

Каковы достоинства нормативного подхода? Почему он привлекателен с практической точки зрения? (Для правоприменителей и рядовых граждан решающее значение имеет единое понимание права как законов, подзаконных актов, изданных в надлежащем порядке и заключающих в себе строго определенную юридическую норму. Следует понимать, что если бы право понималось всеми по-разному, то оно вообще перестало бы выполнять роль по стабилизации и упорядочению общественных отношений. В современном мире существует тенденция к единообразию в понимании права. Не случайно при переезде из одной страны в другую граждане быстрее адаптируются к жизни в новых условиях, если в этих странах существует одинаковое понимание права.)

Всегда ли понимание, что является справедливым, было одинаково? (Примеры: рабство в древнем мире, суд по «Русской правде», обычай кровной мести, захоронения фараонов вместе со слугами, гонения на еретиков и т. п., проблема смертной казни.)

Какие ценности, на ваш взгляд, являются общечеловеческими, что сегодня понимается под справедливостью, равноправием, безопасностью?

Имеется ли взаимосвязь между двумя подходами к пониманию права? Какими путями естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность?

(Включение идей естественного права в государственные документы, в первую очередь в конституцию, представляет собой новый этап эволюции права: идеи воплощаются в юридические нормы и тем самым обретают реальную силу – общеобязательность, формальную определенность, обеспеченность государственным принуждением.)

Задание: придумайте ситуацию (вспомните историю), когда закон нарушал естественные права человека.

Почему знание о прирожденных правах человека накладывает на каждого из нас ответственность?

Закономерность возникновения права: самостоятельно ознакомьтесь с текстом учебника с. 23, задание 2, с. 31.

Рефлексия

Задания для итогового обсуждения:

1. Что такое право? Выберите правильный ответ:

Право – это совокупность правил поведения (норм), которые регулируют отношения:

а) людей в обществе;

б) государства и граждан;

в) организаций и граждан;

г) предприятий и организаций;

д) между гражданами, организациями и самим государством.

2. Право зарождается:

а) в среде бизнесменов;

б) в группе лиц;

г) в самом обществе;

д) в среде политиков;

е) в органах власти.

3. Право должно отражать интересы:

а) только группы лиц;

б) правительства;

в) представителей власти;

г) всего населения страны.

4. Право обязательно:

а) только для граждан;

б) только для государства, организаций и предприятий;

в) для граждан, организаций и государства.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту