Цель: создать положительную мотивацию к изучению курса.
Задачи
Познакомить учащихся с правовой сферой жизни общества и основными правовыми ценностями.
Развивать учебные навыки отбора содержания материала для краткой лекционной записи.
Актуализировать знания учащихся и личный социальный опыт путем включения их в активную работу на уроке.
Ход урока
Знакомство учащихся с богиней правосудия Фемидой. Богиня правосудия Фемида – дочь Урана и богини земли Геи. От матери богиня унаследовала скрупулезность, деловитость и основательность, а от отца – способность к прозрениям, гениальным озарениям и неожиданным действиям. До замужества Фемида отличалась стихийностью и непредсказуемостью поступков. Выйдя замуж за Зевса, она остепенилась и стала богиней справедливости, богиней «прекрасного человеческого правопорядка».
Фемида не была слепой, она закрывала глаза, чтобы непредвзято вершить справедливость.
Вопросы: 1) Что означают символы Фемиды: повязка на глазах, меч и весы?
2) Что понимали жители Греции под «прекрасным человеческим правопорядком»?
Что такое право, как оно появилось
Два подхода к пониманию происхождения права
Естественное право
Цицерон: «Право, как и разум и справедливость, присуще людям от рождения. Это естественное право, оно, в отличие от законов, является творением не людей, не государства, а самой природы». В эпоху Возрождения и буржуазных революций возникла теория естественного права (все люди от рождения обладают неотъемлемыми правами, данными самой природой). Такое право называют субъективным правом, что значит право как возможность отдельного человека: «Я имею право», «Я могу это сделать».
Нормативный подход
Совокупность действующих законов государства.
Правила, соблюдение которых ведет к достижению общечеловеческих ценностей (справедливость, равноправие, безопасность).
Вопросы для беседы
В чем суть нормативного подхода?
Каковы достоинства нормативного подхода? Почему он привлекателен с практической точки зрения? (Для правоприменителей и рядовых граждан решающее значение имеет единое понимание права как законов, подзаконных актов, изданных в надлежащем порядке и заключающих в себе строго определенную юридическую норму. Следует понимать, что если бы право понималось всеми по-разному, то оно вообще перестало бы выполнять роль по стабилизации и упорядочению общественных отношений. В современном мире существует тенденция к единообразию в понимании права. Не случайно при переезде из одной страны в другую граждане быстрее адаптируются к жизни в новых условиях, если в этих странах существует одинаковое понимание права.)
Всегда ли понимание, что является справедливым, было одинаково? (Примеры: рабство в древнем мире, суд по «Русской правде», обычай кровной мести, захоронения фараонов вместе со слугами, гонения на еретиков и т. п., проблема смертной казни.)
Какие ценности, на ваш взгляд, являются общечеловеческими, что сегодня понимается под справедливостью, равноправием, безопасностью?
Имеется ли взаимосвязь между двумя подходами к пониманию права? Какими путями естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность?
(Включение идей естественного права в государственные документы, в первую очередь в конституцию, представляет собой новый этап эволюции права: идеи воплощаются в юридические нормы и тем самым обретают реальную силу – общеобязательность, формальную определенность, обеспеченность государственным принуждением.)
Задание: придумайте ситуацию (вспомните историю), когда закон нарушал естественные права человека.
Почему знание о прирожденных правах человека накладывает на каждого из нас ответственность?
Закономерность возникновения права: самостоятельно ознакомьтесь с текстом учебника с. 23, задание 2, с. 31.
Рефлексия
Задания для итогового обсуждения:
1. Что такое право? Выберите правильный ответ:
Право – это совокупность правил поведения (норм), которые регулируют отношения:
а) людей в обществе;
б) государства и граждан;
в) организаций и граждан;
г) предприятий и организаций;
д) между гражданами, организациями и самим государством.
2. Право зарождается:
а) в среде бизнесменов;
б) в группе лиц;
г) в самом обществе;
д) в среде политиков;
е) в органах власти.
3. Право должно отражать интересы:
а) только группы лиц;
б) правительства;
в) представителей власти;
г) всего населения страны.
4. Право обязательно:
а) только для граждан;
б) только для государства, организаций и предприятий;
в) для граждан, организаций и государства.
Комментарии