В этот раз среди участников конкурса учителей изобразительного искусства, МХК меньше, чем в прошлые годы, но качество работ повысилось, учтены требования организаторов конкурса. На конкурс представлено 14 работ.Оценивая присланные работы, начну с их соответствия конкурсным критериям.
Соответствие содержания заявленной теме, уровню, возрасту ученика Практически все работы соответствуют этому требованию. К сожалению, как и в прошлые годы, выбор номинации «ИКТ в образовательном процессе» не всегда соответствует темам разработок некоторых авторов, что снижает оценку работы. Наличие целей, задач, четко выстроенной структуры работы Большинство авторов четко формулируют цели и задачи. Но настораживает, что иногда у разных авторов цели и задачи вне зависимости от темы как под копирку звучат одинаково: «ознакомить с искусством… расширить кругозор, развить творческие способности…». Но цель должна подсказать, какие стороны детской души и ума способно затронуть знакомство с той или иной темой. Например, вазопись, бисероплетение или знакомство с творчеством М.В.Ломоносова. Совершенно разные темы, которые должны пробудить разные чувства у детей, а в целях одно и то же – знакомство с искусством. Наверное, формулировка цели урока вызывает наибольшие трудности. Новизна материала. Активное участие детей в мероприятии, реализация программВ этом году наиболее интересны работы в номинации «Организация внеклассной работы по предмету». С чем это связано? Наверное, во внеклассной работе учитель чувствует себя более свободным, позволяя детям больше самостоятельности, использует новые подходы в обучении. Целый ряд работ в номинации «Сценарий урока» начинается со слов «отличительной особенностью программы является объединение творческой изобразительной деятельности обучающихся с теоретическим курсом истории изо…». А как же школы Б.М.Неменского, Б.П.Юсова и др.? В их исследованиях тщательно отработаны методики, согласно которым теория и практика существуют в единстве творческого развития учеников. Вообще категоричность суждений иногда мешает авторам реально посмотреть на свои достижения. Бывает, учитель «открывает Америку», тогда как его концепция лишь маленькая часть больших фундаментальных исследований. Большинство разработок уроков методически четко выстроено, снабжено схемами, презентациями. И вместе с тем при всем обилии материала иногда авторы увлекаются демонстрацией своих личных знаний, а ученику остается либо выполнить задание дома, либо ограничить свои возможности, используя готовые схемы решений. Учителя не должно быть много на уроке, он должен мудро управлять процессом, помогать ученику предлагать свои решения. Это очень трудно – отказаться от авторитарного стиля. Но зато, если добиться максимального раскрытия индивидуальных детских возможностей, создать условия для их самостоятельной работы, получается действительно ценный труд. Практическая ценность разработки Несмотря на недочеты, каждая работа может быть полезна любому учителю. В каждой – подробная подборка материала, четкая система его подачи. И нужно поблагодарить всех участников конкурса за то, что поделились с нами своими достижениями. Оформление материалов, грамотность Следует отметить, что в этом году работы оформлены более грамотно, подчеркнуты наиболее яркие стороны разработок. По-прежнему вызывает недоумение стремление некоторых авторов кроме разработок представлять огромное количество документов о себе, своих достижениях, копии дипломов, отзывы о работе и т. д. Некоторые присылают авторские программы, по объему претендующие на диссертации, которые уже получили признание и были опубликованы. Но на конкурсе «Сто друзей» другие приоритеты. Ожидаются ваши разработки, ваши неповторимые находки. Ведь никто не сомневается, что наши авторы – творческие учителя, не останавливающиеся на достигнутом. С большим уважением я изучала ваши работы, вкратце рассмотрю некоторые из них. Номинация «Сценарий урока» Ольга Георгиевна Евстигнеева, зам. директора по УВР, учитель МХК и литературы вечерней (сменной) общеобразовательной школы города Онеги, Архангельская область. Тема «Вазопись», 9-й класс. Урок построен по традиционной схеме, но тщательный подбор материала позволяет расширить кругозор учеников. Автор предлагает игровую форму урока, даются задания на стихи О.А.Таратурина «Античные вазы», лото, интерес вызывает задание «Поможем юному археологу» (дети восстанавливают утраченные изображения). К сожалению, творческое задание – роспись вазы – дается на дом, что обедняет непосредственно сам урок, на котором и должно происходить творческое действо. Номинация «Организация внеклассной работы по предмету» Ольга Витальевна Инявкина, педагог дополнительного образования центра развития творчества детей и юношества «Амурский», Омск. «Семь цветов радуги». Сценарий праздника посвящения в студийцы. Интерес вызывают командные соревнования. Команды «Карандаши» и «Краски» участвуют в конкурсе «Художники-фантазеры», эстафете «Нарисованный дом», конкурсе «Волшебный сад». Игровые формы работы стимулируют мотивацию детей. Ирина Адриановна Серикова, учитель школы №168, Екатеринбург. Тема «Виртуальное путешествие. Замки Средневековья». Урок-обобщение. Ученики, получая маршрутные листы, включаются в поисково-исследовательскую деятельность, работая самостоятельно с разными источниками. Пройдя маршрут, ученик сможет создать образ своего замка. Проект можно выполнить в электронном виде или на бумажном носителе. Учитель не ограничивает свою роль выдачей заданий. Он умело направляет детей в ходе всего маршрута, подсказывает нужные поисковые системы, ключевые слова, ссылки, предлагает основные «остановки»: замки мира, строительство, планы, быт обитателей, одежда, интерьеры, легенды. Ребята проводят и исследовательскую, и творческую практическую деятельность. Окончание работы – защита проекта. Ученики в ходе работы знакомятся с объектами культурного наследия Средневековья, приобретают опыт исследований, используя различные источники, у них формируется целостное представление о культурном объекте. В данной работе ярко проявляется роль учителя, который умело предоставляет ученикам свободу поиска и тонко корректирует их работу, учит самостоятельно получать знания. Полноценно используются ИКТ. Работа представляет интерес для всех, кто ищет новые формы в преподавании. Олег Владимирович Комаров, учитель истории и основ православия лицея №13 города Саранска, Республика Мордовия. Тема «Внеклассное мероприятие по предмету «Основы православной культуры», 4-11-е классы. Программа реализовывалась в летнем православном лагере на острове Селигер. Автор считает, что помимо уроков «Основы православной культуры» организация летнего православного лагеря углубляет понимание и принятие православной культуры и норм жизни учениками. Цель – возрождение связей поколений, традиций, знакомство детей с православием. Дана структура работы лагеря: – духовная составляющая: работа священника, посещение богослужений, участие в православных таинствах, молитвы, молебны; – отдых – игры, соревнования, походы, театрализованные представления; – значимые для общества дела: посильная помощь в восстановлении памятников православной культуры; – совместная работа с бойцами поисковых отрядов – поиск и захоронение останков солдат Великой Отечественной войны. Общие дела объединяют младших и старших. Походные условия, труд по самообслуживанию вырабатывают у детей навыки самостоятельности и ответственности. В лагере не ставится цель воцерковления всех участников, но создаются условия, при которых можно ознакомиться с православием изнутри. Прикосновение к церковной жизни, посильное участие в ней могут стать началом восстановления православных традиций. Цель работы лагеря высокая и благородная, и ознакомиться с опытом будет полезно. Однако дети в школе учатся разные, не только из православных семей. Как быть детям, чьи родители исповедуют другие религии? Номинация «ИКТ в образовательном процессе» Нурманбет Тангатарович Зарманбетов, Нариманская средняя школа имени А.Б.Асанова, Ногайский район, село Нариман, Республика Дагестан. Тема «Авторская программа «Народные художественные промыслы ногайцев», 8-11-е классы. Программа предназначена для работы с девушками. Основной материал – шерсть и войлок. Особенность программы – не только научить навыкам работы, продолжая национальные традиции, но и подготовить девушек к сознательному выбору будущей профессии. Даны четкие технологические разработки по каждой теме. Автор постоянно проводит экскурсии по родному краю. Вызывает уважение идея экскурсий по домам жителей села, где девушки знакомятся с самыми красивыми образцами рукодельного творчества соседей. Автор создал рабочую тетрадь по изучению ногайских орнаментов, алфавит орнамента. Материалы Нурманбета Тангатаровича отличаются глубокой проработкой всех тонкостей самобытного искусства его родного края, а опыт заслуживает уважения. Изучая присланные на конкурс материалы, еще раз убеждаешься, как интересно работают творческие учителя со своими учениками. Разнообразие тем, индивидуальные творческие подходы развивают учеников, учат их широко мыслить, самостоятельно трудиться. Учителей из разных уголков страны объединяют любовь к искусству и желание передать своим ученикам и коллегам знания и мастерство. Всем спасибо за интересные и содержательные идеи. С большим интересом ждем новых открытий и находок! Наталья БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №807 Москвы, заслуженный учитель РФ
Комментарии