Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Творчество спасет мир. Соединение логического и абстрактного мышления – желаемый результат образования

Учительская газета, №33 от 19 августа 2014. Читать номер
Автор:

Вопросы воспитания личности, освещенной идеями добра и созидания, очень актуальны для цивилизации. Она судорожно пытается дать на них ответы, но пока бессистемно. Так считает Александр Геннадьевич САЙБЕДИНОВ, народный учитель РФ, лауреат премии правительства в области образования, поэт, художник, писатель, директор Губернаторского Светленского лицея.

Светленский лицей открылся 1 сентября 1995 года на базе экспериментальной педагогической площадки, занимающейся проблемами создания качественной, эффективной модели художественно-эстетического обучения и воспитания в системе образования. Это элитарное учебное заведение не по составу, а по содержанию образования! У нас нет платных услуг. В лицее, расположенном в пригородном поселке, обучаются все желающие. Доступность – принципиальный момент в концепции, усиливающий значимость внедрения в образование творческого начала, необходимого для всех.Именно эта идея лежала в основе организации интернатского отделения для учащихся области и других регионов с присвоением лицею статуса «Губернаторский». Сегодня здесь успешно обучаются 40 учащихся. Ребята обеспечены питанием, комнатами для проживания повышенной комфортности. Есть бассейн, тренажерный зал, современный компьютерный класс для индивидуальных занятий.Используя принципиально новую структуру моделирования художественно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования, мы соединили две системы образования в единую программу гармоничного развития, воспитания и формирования личности. Однако это не специализированная художественная школа – это лицей, где учатся все желающие. Светленский лицей – это новая модель образовательного учреждения, где предметы художественно-эстетического цикла доведены до уровня качественной нормы.Образовательная структура лицея представляет собой два самостоятельных образовательных блока: блок «Искусство», объединяющий все предметы художественно-эстетического цикла, и блок «Знание», традиционно включающий в себя общеобразовательные предметы. Причем увеличение образовательного блока «Искусство» до 19,4% за счет уменьшения нагрузки на основные предметы (в обычной школе это не более 5%) привело, как это ни удивительно, к тому, что успеваемость по ним не только не уменьшилась, но увеличилась на 10-15%.Многоуровневое обучение позволило учебному процессу не зависеть от недостатка часов на получение результата. Три уровня высеивают сквозь творческое сито наиболее одаренных ребят, а человеческий фактор отбора гениев отпадает. Обязательное обучение на первом уровне закладывает базу знаний и формирует интерес учиться на втором, обучение же на третьем уровне полностью зависит от способностей. Эффективность обучения достигается за счет увеличения образовательного пространства и свободы перемещения внутри него.Новая структура обучения наполнилась и новым содержанием. Учебные предметы «Изобразительное искусство» в 1-7-х классах, «» и «История изо» в 8-11-х, «Основы дизайна» в 10-м, «Художественный труд» в 1-11-х классах системно, из года в год, обеспечивают качественные учебные результаты. Предмету «» нет аналогов не только в российском, но и в мировом образовании. Это уроки ответов на многие жизненные вопросы. Развивается абстрактное мышление, что является творческой вершиной интеллектуальных возможностей человека. Соединение двух систем мышления – логического и абстрактного – и есть желаемый результат образования, который рождает мысль созидающую, способную поднять человека на большую высоту.Темы уроков предусматривают поиск собственного ответа на вопрос, звучащий в самой формулировке: «Я рисую мой мир таким, каким я хочу его видеть, и он будет таким» или «Человек, который идет впереди, или Размышления о природе слова «учитель». Ученики активно формируют свое мировоззрение, что является постоянно новым процессом для них, ведь духовность и нравственность – единицы не консервируемые, а всегда вновь обретаемые. И для того чтобы ответить на вопрос, опосредованно возникающий в теме «Мое ощущение настоящего в состоянии предчувствия будущего, освещенное отношением к прошлому», мало знаний, получаемых на традиционных уроках. Необходим системный навык философского диалога с собой, с обществом, с окружающим миром. Любой человек рано или поздно в свое время задает себе главные вопросы, и важно, чтобы он их задал как можно раньше, в процессе учебы.Еще одно принципиальное решение касается оценки по творческим дисциплинам, которые настолько примерны, условны и не наполнены содержанием, что только дискредитируют саму систему оценки. Когда ученик рисует на тему «Моя мечта» не для получения пресловутой оценки, а потому что хочет что-то сказать (а это очень важно для процесса творчества), то результат будет иной. Ему не нужна оплата за мировоззрение в виде отметки, ему важна оценка в виде отношения учителя к его работе. Разве радость и интерес можно оценить в пятибалльной системе?И образовательная, и воспитательная системы в лицее обеспечивают переход от деятельности в учебной ситуации к практической, в жизни. Я уверен: только тот может полноценно действовать в изменяющемся мире, кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать свой выбор, принять решение. Воспитательная работа имеет целью формирование лидерских качеств, мировоззрения, нравственно-ценностных аспектов личности. Это «Блицтурниры», «», «Лицей-концерт» и т. д.Каждый понедельник мы проводим линейку. Это своеобразная планерка, информирующая о том, какие события будут происходить на неделе. Проходит она весело, знаменуя начало нового отрезка жизни. Разве можно начинать его со стресса? Спор-клуб – уникальная форма школьной деятельности. Зародившись в стенах лицея как способ формирования свободного человека, обладающего собственным мировоззрением и умеющего его отстаивать, с каждым годом он становится все более нужным.А каждую среду в изостудии зажигается приглушенный свет лампы. Директор приглашает к диалогу тех, кого волнует что-то в этой жизни. На «лампу» приходят, как правило, 15-20 старшеклассников, которые хотят задать самые разные вопросы. Например: «Что лучше – жить честно, но бедно или богато, но нечестно?», «Прав ли Наполеон, считавший, что мужчина, допускающий, чтоб им помыкала женщина, – ничто?». Эти вопросы очень важны для взрослых, а тем более для подростков, переживающих этап становления личности.Немалую роль играет и сама территория школы. Образовательное пространство, лозунг которого «Книга – источник знаний», желаем мы того или нет, уходит в историю. Источником знаний становится информационное пространство. Уйдя от наследия коридорной школы, мы смогли создать образовательное, культурное, информационное место, ставшее еще одним учителем лицея. Звонок с урока не выпускает детей на прогулку, а растворяет их в тематических холлах и выставочных залах, которые к тому же используются как учебные площади. Установили и терминалы знаний – компьютеры в холлах, которыми можно пользоваться в любое время: в них заложена информация о великих художниках, поэтах, ученых.Раньше лицей являлся федеральной экспериментальной площадкой по направлению «Авторская экспериментальная школа», теперь мы получили узаконенный статус федеральной инновационной площадки, значит, его опыт востребован. Может возникнуть сомнение: «Ну рисуют – и хорошо! Но зачем же до 11-го класса учить, это им не нужно, не всем же быть художниками!» Да нет, как раз всем нужно быть художниками! Чем раньше мы это поймем, тем быстрее закончим безумный забег цивилизации в пропасть бездуховности. Чем больше будет созидателей и ценителей красоты, тем больше будет на земле добра и радости. Мы не будем сомневаться, нужны ли ученику уроки творчества, и, более того, почувствуем безусловную ответственность школы за то, чему и как мы учим!- На вопрос, зачем нужно образование, есть один ответ: для ощущения радости. Именно это ощущение и дает детям авторская модель Губернаторского Светленского лицея.- Внедрение модели смогло бы максимально приблизить творчество к сухой образовательной системе. Имея две-три художественные школы на многотысячный город, мы превращаем творчество в недоступную для общества форму образования личности.- Модель применима для массового тиражирования, так как методическое, организационно-структурное обеспечение достаточно экономично и не требует больших финансовых затрат. Необходимо глубокое осмысление самой идеи, целей и задач.- Результат деятельности Губернаторского Светленского лицея не столько внешние достижения учеников и учителей, сколько глубинные изменения, связанные с решением системных проблем современного образования.Томская область, фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту