search
main
0

Творческий потенциал наращивается в проектной работе

​Сегодня в школах особенно важны задачи по формированию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, развитию различных компетенций, универсальных учебных действий.

Личностные и метапредметные результаты качественного обучения нынче рассматривают наравне с предметными, потому что они определяют важные позиции будущей социальной успешности, востребованности и конкурентоспособности выпускников школы. Именно школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. На протяжении многих лет гимназия №1409 совместно с ведущими московскими и федеральными вузами, Северным окружным управлением образования, Благотворительным фондом наследия Менделеева организует работу Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо». Идея фестиваля была разработана доктором педагогических наук, профессором МПГУ Ириной Подругиной и внедряется с 2006 года. О повышении интереса к фестивалю говорит ежегодный рост числа его участников. Учащиеся от начальной до старшей школы, учителя, руководители образовательных учреждений ежегодно приезжают к нам на заключительный этап фестиваля. В этом году в фестивале приняли участие более 1000 учащихся из разных уголков России: Екатеринбурга, Казани, Лянтора Ханты-Мансийского АО, Омска, Калуги, Астрахани, Перми, Краснодара, Уфы, Северной Осетии, Сургута, Тюмени, Ижевска, Оренбурга, Свердловска, Твери, Владимира, Белгорода, Владикавказа, Вологды, Сочи и, конечно, из Москвы и Санкт-Петербурга. В Положении о фестивале сказано, что «идеология фестиваля обусловлена его педагогической направленностью, где во главу угла ставится Человек как исследователь и творец, преодолевающий препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к знаниям и представлениям другого человека». Перспективность фестиваля заключается в том, что он позволяет учитывать разнообразные познавательные потребности учащихся, создает условия для самоопределения и самореализации личности каждого ребенка, возможность выразить в исследовательской, проектной работе свои взгляды, отношение к миру, понимание значимости происходящих в нем явлений и процессов. Работа над проектами фестиваля «Леонардо» идет постоянно, продолжается в новых и новых работах. Весь год ребята вместе с учителями готовят проекты, обсуждают темы, изучают литературу, участвуют в дискуссиях, проводят дебаты, создают презентации. Вся образовательная среда школы направлена на развитие творчества, продвижение детей к высшим познавательным уровням в выбранной области знаний. Мы стараемся поддерживать участие родителей в исследовательской, творческой деятельности своих детей, приветствуем создание сетевых проектов, работу образовательных сообществ. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает внедрение ФГОС, ориентированных на педагогику мышления, когда на первый план выходит освоение деятельностных характеристик содержания образования, умение ставить цели, планировать и проектировать, продуктивно действовать, анализировать результаты и оценивать себя. Становятся важными навыки социальной компетентности, умение сотрудничать, быть толерантными к разным мнениям, уметь обоснованно высказывать свою точку зрения на проблемы. На развитие творческого потенциала каждого ребенка в гимназии работают Малая академия наук «Начало», ресурсный центр «Способности и компетенции», школьное телевидение, интеллектуальный центр «Просветитель», научное общество «Карамзинисты», клубы, кружки, студии, объединения дополнительного образования по интересам детей. На сайте гимназии в рубрике «Фестиваль «Леонардо» мы задаем ориентиры каждого нового этапа, информируем о ходе фестиваля, обсуждаем на форуме новости и публикуем фотоотчеты. Фестиваль живет школьной жизнью московской гимназии вместе с детьми других регионов нашей страны, объединяя, помогая выстраивать коммуникации, погружая в среду заинтересованных, творческих людей. Защита проектных и исследовательских работ учащихся проходит по секциям, представляющим предметные области и направления социального проектирования. За последние годы темы проектов становятся все более серьезными и социально ориентированными: «Водные ресурсы», «Город детства», «Человек – источник энергии», «Эти удивительные пчелы», «Культура здоровья», «Творить добро – мое призванье», «Математика и путешествие Гулливера» и др. Сегодня много говорят о формировании новых ценностных смыслов, социальной ответственности, гражданской позиции. Но становление гражданской позиции невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейший источник гражданского сознания и поведения – собственный опыт жизни, который школьник получает в школе и проживает самостоятельно. Поэтому мы стремимся, чтобы каждый ребенок прошел через нашу школу проектирования, научился представлять в презентации идеи и основные смыслы проектов, понимал их практическую значимость. Мы считаем, что включение в реальную деятельность особенно важно в подростковом возрасте, когда в работе над социальными проектами происходит формирование жизненно важных установок, совершенствование и самосовершенствование личности школьника. Школа как образовательная организация вместе с семьей призвана помочь детям стать активными гражданами общества, в этом наша социальная миссия. Фестиваль «Леонардо» помогает выявить творческий потенциал каждого ученика, помочь в дальнейшем развитии исследовательского таланта, научить работать самостоятельно. Возможно, что известные слова К.Э.Циолковского о творческом поиске смогут когда-нибудь сказать о своем пути и наши ученики: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Ирина ИЛЬИЧЕВА, директор гимназии №1409

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте