search
main
0

Творческая образовательная среда в школе. Педагогические иллюзии и экспертный анализ

Важнейшей исследовательской задачей в контексте построения своей педагогической системы Я.Корчак считал доскональное изучение условий и характера среды, в которой воспитывается ребенок. На основе многолетнего опыта собственной практической воспитательной работы и психолого-педагогических исследований им была предложена типология «воспитывающей среды», которая носит, на мой взгляд, эвристический характер и может рассматриваться в качестве методологической основы для экспертизы и проектирования развития школьной среды.

Типология среды Януша Корчака

В главной педагогической работе Я.Корчака «Как любить ребенка», впервые изданной в 1919 году в Варшаве, дана характеристика четырех типов воспитывающей среды: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры».

Догматическая среда

Догматическая среда характеризуется следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков… Догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог – Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь».

В качестве примера организации догматической среды в наиболее ярко выраженной форме можно привести прежде всего монастырь и армию. Безусловно, семья с крепкими религиозными традициями также формирует среду догматического типа. Именно такая среда – основа психологической «обработки» адептов различных сектантских течений и группировок.

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

Идейная среда

«Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления – есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы. Нет благоразумия – есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь – отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях – сталкиваясь, снижая полет и вздымая – наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний».

Идейная среда формируется, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Это может быть и музыкальный ансамбль, и конструкторское бюро, и команда КВН. Важнейшее условие формирования идейной среды – отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды. Идейная среда – самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, успешно начинавших свою деятельность.

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Именно идейная среда является, по существу, творческой средой.

Среда безмятежного потребления

«Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам – из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений – ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь». Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, она не самоцель, а лишь средство для обеспечения себе удобств, желательных условий.

В качестве характерного примера среды безмятежного потребления может служить образ жизни значительной части провинциального русского дворянства XIX века, каким он описан классиками русской литературы: «обломовщина», «маниловщина». Интересно отметить, что при обсуждении типологии среды на семинарских занятиях студенты часто приводят мир студенческого общежития как очевидный пример типичной среды безмятежного потребления.

По мнению Корчака, в подобной среде формируется личность, которая в принципе всегда довольна тем, что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире.

Среда внешнего лоска и карьеры

«Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма – искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают».

При чтении этих строк книги Я.Корчака вспоминаются картины из жизни столичного дворянского салона Анны Павловны, богато представленные в «Войне и мире» Л.Н.Толстого. Слушатели наших семинаров часто отождествляют данный тип среды с жизнью «новых русских».

Основные черты личности, формирующейся в такой среде, – фальшь и лицемерие – «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей.

Таким образом, согласно типологии Я.Корчака догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная (творческая) – свободного и активного; безмятежная – свободного, однако, пассивного, карьерная среда – активного, но зависимого.

Оценка школьной среды

Анализ особенностей восприятия школьной среды педагогами и учащимися выявил следующую закономерность. Учащиеся (и квалифицированные внешние эксперты!) оценивают школьную среду преимущественно как «карьерную» и «догматическую», то есть связанную с осью «зависимости». В то же время в оценках школьных учителей преобладают позиции, характеризующие ту же школьную среду как «карьерную» и «творческую», то есть связанную с осью «активности». Педагоги дружно и категорически отрицают наличие в школе каких-либо элементов «безмятежной» среды. Отметим, что «безмятежная» среда – это единственная среда, в которой ребенок может беззаботно мечтать, строить свои романтические образы желаемого будущего. «Догматической» среде педагоги также отводят незначительное место в образовательной практике.

Педагоги и учащиеся сходятся во мнении, что образовательный процесс наполовину протекает в «карьерном» типе среды. При этом то, что в сознании учителей воспринимается как «творческая» среда («свободная» и «активная»), абсолютно противоположно оценивается учащимися как «догматическая» среда («пассивная» и «зависимая»). Квалифицированные эксперты также оценивают школьную среду как преимущественно «карьерно-догматическую». По результатам наших исследований представленность в школах «творческой» среды не превышает 15%, а в большинстве случаев составляет порядка 5-7%.

Выделю несколько причин, обусловливающих, на мой взгляд, учительские иллюзии по поводу свободной творческой активности учащихся в школе.

Социально-историческая причина. Януш Корчак иронично и точно подметил, что «хороший ребенок» – это прежде всего удобный ребенок, и воспитание направлено в основном на то, чтобы ребенок был удобен для взрослых. Соответственно, «хороший ученик» – это ученик, удобный для учителя. С момента исторического зарождения школы как социального института и до наших дней во всем мире безраздельно господствует школа «догматического типа», формирующая зависимую и пассивную личность, которой удобно управлять. В то же время философская и психолого-педагогическая наука постоянно призывают школу к воспитанию свободной, активной, творческой личности. Школа же, декларируя эту высокую цель в своих программных документах (миссиях, концепциях), продолжает в повседневной практике воплощать традиции «догматического воспитания».

Недостаточная психолого-педагогическая компетентность. Опыт консультирования учителей свидетельствует о том, что они плохо знают и понимают критерии творческой образовательной деятельности, порой искренне считая творческой среду, которая в действительности таковой не является.

Однажды мне пришлось анализировать экспериментальный интегрированный урок, который позиционировался педагогами как «творческая среда». Урок был действительно уникальный. Его вели три учителя: истории, иностранного языка и изобразительного искусства. Пятиклассники в одеждах древних египтян рассказывали на английском языке истории о фараонах, звучала музыка Древнего Египта. Урок завершался тем, что школьники все вместе рисовали на огромном листе ватмана «образ будущего», растирая специальные краски своими ладошками. Имелась в виду связь между историей прошлого и мечтами о будущем человечества.

Проводя анализ данного урока, пришлось разочаровать его авторов, определив среду урока как «догматическую», хотя ярко и действительно творчески спроектированную педагогами. Во-первых, истории, которые так эффектно рассказывали школьники, были ими элементарно заучены. Также запомнился эпизод, когда учитель неодобрительно спросил одного рисующего пятиклассника: «Почему ты выбрал серую краску?! Разве будущее человечества кажется тебе серым?!» Мальчик среагировал мгновенно, окунув ладонь в яркую оранжевую краску… Учитель довольно улыбнулся…

Педагоги также часто рассматривают как «творческую среду» различные школьные концерты и постановки. Однако, как правило, в подобных случаях мы видим на сцене детей, попросту воспроизводящих заученные слова и движения. Еще Ян Амос Коменский, описывая в XVII веке свою «материнскую школу», безусловно, характеризующуюся догматическим типом среды, провозглашал ее педагогическим смыслом «постановку руки и языка», то есть достижение учащимися соответствующих навыков путем многократных повторений под руководством учителя.

Можно выделить, по крайней мере, два критерия «творческой» образовательной среды.

Во-первых, учащиеся должны представлять усвоенный материал в виде, отличном от того, в котором они получили его от учителя, а не максимально точно воспроизводить заученную информацию.

Во-вторых, учителя не должны исправлять учащихся непосредственно в процессе выполнения творческих заданий. Только после представления учащимся завершенной работы учитель может указать на замеченные фактические ошибки или выразить свое несогласие с какими-либо позициями школьника.

Подчеркну также, что «творческая» среда всегда характеризуется низкой устойчивостью. Сущность этой среды – совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда превращается в «догматическую», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей. (Вспоминается строфа Иосифа Бродского: «Бойтесь того, кто придет и скажет: «Я знаю, как надо!»)

Проведение в школе специальных семинаров и тренингов, направленных на коррекцию мировоззренческих позиций и повышение психолого-педагогической компетентности учителей, позволяет им более адекватно оценивать свою деятельность, постепенно избавляться от профессиональных иллюзий. Наши исследования показывают, что педагоги, прошедшие соответствующую подготовку, более адекватно оценивают школьную среду.

Развитие школьной среды

Экспертный анализ образовательной среды, проведенный в московской школе №324 с углубленным изучением искусства в 2004 году, показал, что на 90% образовательный процесс протекает в среде, ориентированной на зависимость учащихся от педагогов (догматической и карьерной). Было принято стратегическое решение увеличить долю среды, ориентированной на развитие свободы учащихся (творческой и безмятежной), с 13 до 20-25% за счет уменьшения доли догматической среды.

Реализация этой стратегической задачи осуществлялась по следующим основным направлениям:

ориентация педагогов на большее «подстраивание» к персональным интересам, ценностям и потребностям учащихся в ходе образовательного процесса;

развитие индивидуальных форм образовательного процесса – проектных, консультационных;

минимизация наказаний учащихся, основанных на формально-ролевой позиции учителя (наказание низкой оценкой, записью в дневник и т. п.);

организационно-педагогическая поддержка инициатив и самых различных творческих проявлений учащихся.

Мониторинг развития школьной среды, проведенный в 2008 году (школа к этому времени получила статус Центра образования), показал существенные изменения в намеченных направлениях. Доля среды, ориентированной на развитие свободы учащихся (творческой и безмятежной), составила 23%. Доля среды, ориентированной на развитие активности учащихся (карьерной и творческой), также увеличилась с 52 до 64%.

Одним из важнейших механизмов достижения таких значительных результатов стало проведение с учителями психологических тренингов, направленных на коррекцию профессиональных установок в сфере их педагогического взаимодействия, ориентирующих учителей на недирективное межличностное взаимодействие с учащимися, носящее характер помощи и поддержки. К основным задачам тренингов для педагогов могут быть отнесены:

укрепление личностной и профессиональной самооценки, осознание своих личностных особенностей и творческих возможностей;

развитие представлений о себе как о субъекте образовательного процесса;

коррекция и развитие смыслов, ценностей и приоритетов педагогической деятельности, формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.

Педагоги школы осваивают новую для себя функцию – проектировщиков и организаторов школьной развивающей среды.

В.Ясвин, доктор психологических наук, научный руководитель Центра образования №324 «Жар-птица»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте