«УГ» продолжает разговор о проблемах дополнительного образования, начатый в прошлом номере (см. «УГ» №23 от 3 июня 2008 года). О том, что это за проблемы, говорили специалисты на парламентских слушаниях, проведенных Комитетом ГД РФ по образованию.
Выступивший перед участниками слушаний заместитель министра образования и науки РФ Юрий СЕНТЮРИН всего один раз упомянул детские школы искусств, что весьма показательно, и не сказал практически ни об одной проблеме, которая волнует педагогов таких школ. Как говорят специалисты, в результате противоречий, которые существуют в законодательстве, детские школы искусств «стоят на коленях». Дело доходит до того, что некоторые школы просто впадают в творческую кому.
Министерство образования и науки РФ без устали повторяет: школы должны переходить в статус автономных учреждений исключительно добровольно. Но были случаи, когда вызывали директоров школ искусств в администрацию (областную, городскую, районную) и в принудительно-добровольном порядке предлагали переводить школу в статус автономного учреждения. В результате, например, из 47 школ Тюменской области, которые были переведены в 2005 году в автономные организации, в системе культуры осталось 16, остальные стали структурными подразделениями общеобразовательных школ, домов культуры или объединены с какими-то другими учреждениями. Это было бы не так страшно, если бы не снижался уровень преподавания в учреждениях дополнительного образования. А что, собственно, могло произойти, если бюджетное финансирование АУ уменьшилось вдвое и школам, ставшим АУ, предложено зарабатывать необходимые средства самостоятельно? Спрашивается: как может детская школа искусств заработать? Ведь все знают – на искусстве и на детях заработать большие деньги практически невозможно. Но автономным организациям – школам искусств пришлось увеличить родительскую оплату до тысячи и более рублей в месяц, что уровень доступности этого образования для детей не повышает. В Законе «Об образовании» сказано, что финансирование должно складываться из бюджетного финансирования и добровольных пожертвований физических лиц, но получается, что для АУ этот закон не писан и родители – физические лица уже просто обязаны вносить плату за обучение своих детей. Впрочем, этот факт не новость: «Учительская газета» при обсуждении закона об АУ неоднократно предрекала, что так и будет, что нельзя верить словам тех, кто обещал райскую жизнь учреждениям, пускающимся в автономное плавание.
Возникает еще одна интересная ситуация: в связи с тем, что нынче бюджетные и внебюджетные средства объединяются в одну строку для школ, в том числе и для детских школ искусств, то, собрав родительские средства, директор потом вынужден ходить в администрацию и буквально выпрашивать деньги на нужды школы. Законодательно статус родительских средств, собираемых в детских школах искусств, до сих пор не определен. Вот уже 10 лет в них практически отменены льготы для сирот, инвалидов, детей из многодетных семей.
От первого лица
Юрий СЕНТЮРИН, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ:
– В декабре 2007 года прошло заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, где специально разбиралось положение дел в системе дополнительного образования и были приняты принципиальные решения, а самое главное, подчеркнута важность этой системы, которая отвлекает детей от улицы, занимая их содержательной и конструктивной работой. Состоялось заседание Совета при президенте РФ по вопросам местного самоуправления, где наряду с прочим разбиралась тема, посвященная дополнительному образованию детей. Затем последовал указ президента РФ, которым, на мой взгляд, была завершена работа по доведению критериев оценок деятельности органов власти на местах. В их числе был и критерий по обеспечению качества дошкольного, среднего и дополнительного образования детей.
Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета ГД РФ по образованию:
– Наш комитет совместно с комитетом по культуре провел свои первые парламентские слушания по дополнительному образованию, поскольку для наших комитетов и комитета по физической культуре и спорту этот вид образования рассматривается как приоритетный. В слушаниях принимали участие делегаты из 57 регионов России. Примечательно то, что наши слушания прошли в год 90-летия со дня создания системы дополнительного образования детей. Она стала одной из важных частей российского образовательного пространства, в ней работает около миллиона педагогов. Дополнительное образование сегодня – это вариативные образовательные программы, многопрофильное образование и широкий спектр учреждений, в число которых входят дома детского творчества, спортивные школы, школы искусств, различные кружки и секции. Российское допобразование имеет профориентационную направленность, высокую воспитательную составляющую, которая помогает сформировать морально-нравственные качества, патриотизм, духовность. В рамках нацпроекта «Образование» половина победителей конкурса одаренных детей, получающих гранты президента России, прошли школу дополнительного образования.
Ирина БАГАЕВА, заслуженный работник культуры Российской Федерации, консультант отдела образования и науки Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии:
– Нам известны уникальные факты, свидетельствующие о том, как годами не решаются проблемы детских школ искусств. Сколько лет мы доказываем, что жесточайшая несправедливость делить в школах искусств педагогов по оплате труда по старшим и младшим классам. Наши преподаватели имеют такие же дипломы, как и педагоги старших классов. В дипломах не написано, что их подготовили для работы в младших или старших классах. Они имеют образование, полученное в течение 15-17 лет, начиная с 6-летнего возраста. Но работают они на 6 часов в неделю больше, чем школьные учителя, поскольку так полагается по ставке учителя начальных классов, к которому приравнены педагоги школ искусств. Между тем, педагог школы искусств ведет своего ученика с первого класса до выпускного, и никакого деления тут нет. Когда недавно мы уже были близки к решению этой проблемы, когда нам Министерство образования и науки РФ уже согласовало норму 18 часов в неделю для педагогов школ искусств, то воспротивилось Министерство финансов РФ. Мы провели одно рабочее собрание и убедили работников Минфина в том, что так нужно сделать, но пока мы говорили с Минфином, Минобрнауки России неожиданно отказал в согласовании проекта такого постановления. Почему педагоги школ искусств должны работать на 24 часа больше, чем учителя средних школ? Проблема с пенсионным обеспечением педагогов школ искусств вообще возникла на пустом месте. До сих пор не могу взять в толк, откуда взялся пункт о необходимом стаже в 18 лет и 6 месяцев в 2001 году, согласно которому на 1 сентября 2008 года ни один преподаватель школ искусств не сможет оформить досрочную трудовую пенсию по старости. Хотя до 1 сентября 2008 года эти преподаватели всегда имели на это право, так как оно прописано и в Законе «Об образовании», и в Законе «О трудовых пенсиях в РФ». Четыре года тому назад я получила из Минтруда РФ удивительный ответ на свое обращение по поводу досрочных трудовых пенсий: «Преподаватели школ искусств своей трудовой деятельностью не наносят ущерба своему здоровью, в отличие от преподавателей общеобразовательных школ и воспитателей детских садов, которые осуществляют и выполняют государственный стандарт». То есть почти 90 лет система дополнительного образования соответствует самым высоким требованиям, которые признаны во всем мире, а благодаря закону, согласно которому педагогов школ искусств отнесли к педагогам допобразования, они стали никем.
От редакции
В нескольких номерах «Учительской газеты» мы ведем разговор о проблемах дополнительного образования, которое выступает не как дополнение, а как существенная составляющая среднего образования. Почему нам это кажется весьма важным? Прежде всего потому, что ступень дополнительного образования, в учреждениях которой занимаются свыше 10 миллионов детей, осталась вне правового поля, в России нет закона о дополнительном образовании детей. Министрество образования и науки РФ ведет разработку интегрированного правового акта, который ликвидирует этот пробел. Мы надеемся, что серьезный разговор на страницах нашей газеты, поможет чиновникам предусмотреть в этом документе положения, обеспечивающие прежде всего достойный статус педагогического работника системы дополнительного образования.
Комментарии