search
main
0

Твое право Достоинство человек отдает сам “Собственно само понятие “свобода” вытекает из понятия “человеческое достоинство”, – утверждает известный польский правозащитник Марек Новицкий

Что такое права и свободы? Равенство и дискриминация? Как строятся отношения: человек и власть? Эти и многие другие проблемы обсуждались на семинаре-тренинге “Учись правам человека”, организованном правозащитными обществами Екатеринбурга при государственной поддержке Государственного департамента США.

Знакомство участников семинара состоялось в екатеринбургском обществе “Мемориал”, где три дня и проходили занятия. Небольшая приемная “Мемориала” без труда вместила 30 человек. Заранее подготовленные выставки книг, методических пособий, плакатов, детских рисунков и школьных рефератов на правозащитную, антифашистскую и историческую тему не просто привлекли внимание собравшихся, но тут же стали поводом к обсуждению. Совершенно незнакомые люди – учителя права и истории, представители общественных организаций и волонтерского движения – с нескрываемым интересом говорили о том, ради чего сюда собрались. Наверное, если сказать в общем, то это прозвучит так: как научить подрастающее поколение правам человека.
В поддержку семинара выступила Т. Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Екатеринбурге. В частности, Татьяна Георгиевна обозначила те вопросы, с которыми в большей степени к ней сегодня обращаются граждане. В связи с реформой ЖКХ на первое место за последний год вышли социальные проблемы, при которых нарушается одно из важных прав человека – на жизнеобеспечение. По-прежнему много писем к уполномоченному поступает из тюрем и колоний, где грубо нарушаются права человека. “Репрессивным и бесчеловечным” – назвала новый Закон о гражданстве Т. Мерзлякова, а работу паспортно-визовой службы – вызывающе чиновничьей, далекой от всякого понимания человеческого сострадания. Все это приводит к тому, что люди в своей стране становятся чужими.
В эти же дни, когда в “Мемориале” работал правовой семинар, в Екатеринбурге находился Анатолий Приставкин, советник президента, известный писатель и правозащитник. Работая в напряженном графике, лично он посещал колонии и тюрьмы Екатеринбурга, встречаясь с заключенными, изучая их письма и заявления. О ежегодной школьной программе “Акт в поддержку свободы” (FSA/FLEX) и русско-американском конкурсе преподавателей английского языка и страноведения рассказала участникам семинара представитель Американского совета по международному образованию (АСПРЯЛ/АКСЕЛС) С. Нораева. Оба конкурса предполагают учебу школьников и учителей в американских школах. Знакомство состоялось и с другими представителями. Например, с В. Михаленко, деканом кафедры ЮНЕСКО факультета международных отношений УрГУ, который лично занимается проблемами возникновения фашизма. И с представителями “Уральского дома”, организацией, занимающейся защитой прав беженцев и эмигрантов. И с В. Пестовым, директором Уральской независимой общественной библиотеки и руководителем екатеринбургской инициативной группы “Международная амнистия”, и с “Открытой политикой”, защищающей права студентов и преподавателей, и с “Сутяжником”, отстаивающим независимость профсоюзов. И с Николаем и Татьяной Щур из закрытого города Снежинска, создавшими на основе своей семьи правозащитную организацию “Шаг навстречу” и вызвавшими большой интерес у присутствующих.
В зале, где проходит семинар, – выставка плакатов фонда “Общественное мнение”. “Скажите, какие из перечисленных прав и свобод соблюдаются сегодня в России?” – такой вопрос был задан респондентам. Потрясла одна цифра: 44 процента опрошенных, самое большое количество, считают, что в России сегодня не соблюдается право на жизнь. Казалось бы, о чем можно говорить дальше? Но именно против этой ситуации и направлена программа тренинга, разработанная Рязанской школой прав и представленная педагогом Софией Ивановой.
Личность тренера с первой минуты покорила присутствующих. Молодая, обаятельная женщина, прекрасно владеющая материалом и знающая проблемы правового воспитания. И несмотря на то что в зале в большей степени находились педагоги, они с завидным азартом принялись учиться. Надо сказать, что взаимопонимание, установившееся с первых минут между тренером и аудиторией, способствовало созданию единой команды, что очень отчетливо прослеживалось особенно в заключительные дни семинара. Моделирование различных ситуаций, работа в группах и индивидуально, использование в большом объеме раздаточного и наглядного материала создавали обстановку творческую и располагающую к дискуссиям. Как заинтересовать подростка изучением прав? Какие методы, приемы, формы, техники и методики при этом использовать? На эти вопросы ситуативно попытались ответить члены группы под общим руководством Софии Ивановой. А ситуации, прямо скажем, были нестандартны. От самой веселой, словесного создания коллективного пейзажа, до вызвавшей определенное эмоциональное напряжение в зале. Суть ее заключалась в следующем: кому из пациентов, поступивших в тяжелом состоянии в больницу, разного возраста, разной социальной и национальной принадлежности, но срочно нуждающихся в пересадке сердца, отдать предпочтение? Донорское сердце только одно. Описанная ситуация вызвала неоднозначное отношение участников игры, согласившихся в одном – некорректно поставленной задаче. Тем не менее эта ситуация наглядно демонстрировала одинаковое право на жизнь для любого человека. Так же как и в первом случае “рисования” картины – равное для всех право на творчество. В процессе обсуждения всех ситуаций участники семинара работали с главой второй “Права и свободы человека и гражданина” Конституции РФ, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, с другой правозащитной литературой.
В целом же в результате тренинга была выстроена концепция: от человеческого достоинства к построению гражданско-правового общества. И это при той ситуации, что сегодня в школах только нашей области неравнозначное положение с преподаванием правоведения. Разрыв таков: от полного отсутствия предмета до введения должности заместителя директора по праву.
Логическим в конце семинара был рассказ Софии Ивановой о конкурсе творческих работ учащихся нескольких регионов России на тему “Права человека”. По итогам прошлого года выпущен сборник лауреатских работ под названием “Мир цвета радуги”. В него вошли яркие и одновременно пронзительные в своей искренности работы старшеклассников, представляющих свое правовое государство. Ежегодный конкурс школьных работ, организованный ООН и Верховным комиссаром по правам человека, проводится и в этом году. Региональные координаторы ждут новых творческих работ.
Экспертом же прошлого конкурса в Екатеринбурге в числе других была Лариса Немченко, известный в области критик и театровед. Ее выступление в зале “Мемориала” и было сродни театральному действу, где все роли играет один актер. Работы детей ее поразили, пронзили и обрадовали. Дали повод для больших раздумий. А слушать ее, человека, лично знающего А. Эфроса и других великих театралов страны, было истинным наслаждением. Сочетание приятного с полезным гармонично сочеталось в ходе семинара.
А теперь об устроителях и хозяевах семинара. Первый взгляд входящего в зал был обращен на дверь. Конечно, старую, изуродованную временем и людьми. Дверь из застенков каземата, где держали политзаключенных. Дверь, ставшую первым памятником на месте массового захоронения политически репрессированных Екатеринбурга на 12-м километре Пермского шоссе, где сегодня воздвигнут мемориал. Общество “Мемориал” было создано на базе широкого общественного движения в 1988 году. Первым его председателем был академик Андрей Сахаров. Основные цели общества – борьба против тоталитаризма во всех его проявлениях, восстановление исторической правды о преступлениях тоталитарных режимов, сохранение и увековечение памяти жертв репрессий, содействие их полной и гласной реабилитации. Создание огромного памятника всем жертвам политических репрессий было первой задачей общества. Но впоследствии объединения “Мемориала” стали создаваться в разных городах и странах мира, открывая на местах памятники жертвам репрессий. Сегодня “Мемориал” представляет образ памятника, раздробившегося на осколки. И каждый осколок разбрасывает вокруг себя тысячи искр. В 1992 году общество “Мемориал” было преобразовано из всесоюзного в международное, тогда же был создан российский “Мемориал”.
Екатеринбургское отделение – одно из ведущих в России. Руководит им Анна Пастухова, которую называют здесь идейным вдохновителем. Наталья Тагильцева – ближайший соратник руководителя. В прошлом беженец в своей стране, она на себе испытала всякое попрание прав человека. В итоге произошла переоценка ценностей. Чувство собственного достоинства стало одним из высших. Именно ее слова вынесены в заголовок этого материала. Настя Мальцева, юрист по образованию, защищает права призывников и оформляет жалобы в Европейский суд, Елена Макей, тоже юрист, непосредственно консультирует всех обратившихся с заявлением в “Мемориал”. Круг проблем “мемориальцев” обширен – мониторинг нарушения прав человека, образование и просвещение в этой сфере, специальные проекты, переселенцы, призывники, жертвы политических репрессий и, конечно же, Чечня.
В январе нынешнего года “Мемориал” организовал “Рейс мира”, отправку гуманитарного груза из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Ростова-на-Дону в Грозный. В Чечню везли двадцатитонный гуманитарный груз, а обратно – трогательные детские письма с орфографическими ошибками и мечтой о мире, рисунки, поражающие разноцветьем красок и протестующей пустотой, – “Я не хочу рисовать войну”. А еще – фотографии. Русских и чеченских детей, обнявшихся мальчишек со взрослыми глазами и болью о пережитом.
Наш семинар – событие более ординарное, но от этого не менее значимое. Порой мы чувствовали себя студентами в аудитории, участниками капустника или телевизионного шоу. Мы сыгрались, сдружились.

Наталья ПАЭГЛЕ,
участник семинара, координатор школьного конкурса в Краснотуринске

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте