search
main
0

ТВ-уикэнд “Клиповое” поколение

Смотрел я как-то фильм, очень он меня увлек. И страшно я бесился, когда в самом интересном месте появлялся “Стиморол Pro-Z” или шоколадный батончик с крылышками на каждый день. Конечно, можно успеть сходить покурить, но я же фильм смотрю не для того, чтобы курить в это время! И каждый раз, возвращаясь, я усаживаюсь смотреть продолжение фильма и секунд 40 – 50 пытаюсь вспомнить, “ху из ху”, зачем, где и почему. То есть за эти 3 минуты, прервавшие просмотр, я полностью выключился. И впечатление соответствующее: да, фильм был хороший, понравился, но вот что-то более конкретное сказать сложно.
И на уроках в школе я стал замечать странные вещи. Вне зависимости от темы 6-классники (со старшими немного по-другому) могут слушать, воспринимать и адекватно реагировать ровно 15 минут. В аккурат. Потом идет “выключка”. Вот я и подумал: а не связаны ли эти явления между собой?
Спросите любого музыканта, исполняющего классику: можно ли услышать (не послушать, а именно услышать!) сонату Бетховена, вальс Штрауса или фугу Баха, если ее прерывают раз 5 – 7? Спросите у вдумчивого читателя: можно ли читать “Замок” Кафки, “Подростка” Достоевского или джойсовского “Улисса” в метро, в очереди, в шумной комнате, где тебя постоянно отвлекают? Если вам ответят “А чЕ?” или “Вполне”, можете посылать таких музыкантов или читателей в направлении близлежащего леса. А чем отличается зритель? Я не говорю о передачах развлекательных, сериалах или тупеньких боевичках. Если речь идет о каком-то серьезном ток-шоу, трудном фильме, то прерывать показ всяким бредом просто нельзя – КПД восприятия стремительно приближается к нулю. Даже не надо начинать смотреть, если ты в любой момент знаешь и ждешь, что тебя сейчас прервут и отвлекут. Вот и привыкает с годами зритель не “видеть” показываемое, а “смотреть телек”.
На детях это сказывается очень сильно. Они проводят перед телевизором море времени, они привыкают именно к такой модели потребления информации: клип – отдохнули – клип – красивый конец. И распространяют это в своем поведении на другие сферы – не могут сосредоточиться на уроке, не в состоянии выполнить большое задание, не умеют читать значительные по размеру тексты. Вырастает “рекламное поколение”, не могущее (как обезьяны) остановить на чем-то свое внимание. А это страшно.
Можно, конечно, сослаться на то, что, мол, на Западе эта реклама уже многие годы живет и все чувствуют себя хорошо. Но мы не Запад, и восприятие у нас исторически иное. К тому же рекламы “у них” меньше. В той же Эстонии сейчас на государственном канале рекламы нет вообще (есть на частных), т.к. государство способствует тому, чтобы не засорять эфир. А у нас… У нас на глазах вырастает поколение, обладающее “клиповым” восприятием.

Юрий ЭЭЛЬМАА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте