search
main
0

Тушпеки носиль ссориполись. Урок русского языка во 2-м классе на тему «Изменение имен прилагательных по родам. Коммуникативная тема «Конфликт»

Цели: 1) показать изменение имен прилагательных по родам, их родовые окончания, научиться определять род имен прилагательных; 2) развитие устной речи учащихся, памяти, внимания, мышления, орфографической зоркости; 3) формирование умения выходить из конфликта.

Учитель: о петушках сказал стихами, а мы скажем о них в прозе. Составьте предложения о петушках.I(Плохой , , долгая , великое ).Вывод. Нам нужно учиться быть терпеливыми друг к другу, слушать и понимать другого, учиться выходить из конфликта мирно. А чтобы избежать конфликта, должен уважать мнение противника и уметь прощать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в новую тему. Актуализация знаний.

1) Инсценировка стихотворения:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

В. Берестов

Учитель: Что вы можете сказать о петушках? (Красивые, молодые, горластые, задиристые, драчливые, разные…)

2) Работа над предложением.

Учитель: В. Берестов о петушках сказал стихами, а мы скажем о них в прозе. Составьте предложения о петушках.

Я, ребята, тоже составила предложение о петушках, но слова зашифровала. Расшифруйте их, и вы узнаете, какое предложение я придумала.

Модыело выекраси тушпеки носиль ссориполись.

Учитель: Работа над орфограммами.

Какие орфограммы вы видите?

(Запись по памяти).

Разбор предложения по членам.

Один ученик выполняет морфемный разбор слова «петушки».

III. Работа над новым материалом.

1. Изменение прилагательных по родам.

Учитель: Ребята, если бы мы с вами присутствовали при ссоре петушков, как вы думаете, что бы мы могли увидеть и услышать в этот момент?

(Крик, бой, драку, летят перья и т.д.).

крик, бой (какой?) петушиный

драка (какая?) петушиная

перо (какое?) петушиное

Учитель: Чем похожи эти словосочетания?

(Сущ. + прилагательное; одно и то же прилагательное).

– Определите род имен существительных.

– Как изменяются прилагательные? (По родам).

– Что при этом меняется у имен прилагательных? (Окончания).

– Почему изменились окончания имен прилагательных? (Род существительных изменился).

Вывод. Имена прилагательные изменяются по родам. Род прилагательных определяется по роду существительных, с которыми они связаны.

Чтение правила.

2. Родовые окончания имен прилагательных.

Учитель: Как вы думаете, из-за чего между петушками возникло серьезное разногласие? (Спор, обида, разочарование, гнев, насмешка, злость и т.д.).

Слова на доске:

спор (какой?) долгий, сильный, пустой;

обида, ссора (какая?) давняя, большая, крупная;

оперение (какое?) красивое, синее (небо синее).

– Подберите к именам существительным имена прилагательные.

– Выделите окончания. Что можете о них сказать? Какие они?

Вывод. Прилагательные в каждом роде имеют свои окончания.

м.р. -ый, -ий, -ой (это начальная форма для имен прилагательных)

ж.р. -ая, -яя,

с.р. -ое, -ее

IV. Физминутка.

V. Закрепление нового материала.

Слова «спор», «ссора», «драка» замените одним словом.

Конфликт (значение из толкового словаря Ожегова) – «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Учитель: Как вы думаете, из-за чего еще мог произойти конфликт между петушками?

(Петушки разные, характеры разные, интересы и способности разные, каждый видит мир по-своему).

Учитель: Ребята, а петушки вам кого-нибудь напоминают? (Детей, людей).

– Почему?

Вывод. Конфликты неизбежны.

Учитель: Прочитайте слова: поступок, человек, плохой, война, жестокий, долгий, терпение, великий.

– Связаны ли эти слова с темой конфликта? Почему? (Они обозначают действия, которые способствуют возникновению конфликта).

– Разделите слова на две группы.

I группа

II группа

– Что вы заметили, глядя на имена прилагательные? (Все в муж. роде ед. числе).

– Чем является муж. род ед.ч. для имен прилагательных? (Начальной формой).

– Подберите к именам прилагательным имена существительные по смыслу.

– Что нужно будет сделать? (Изменить окончание).

(Плохой поступок, жестокий человек, долгая война, великое терпение).

– Определите род прилагательных. Выделите окончания.

Вывод. Как определить род прилагательного?

Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано.

Какие окончания имеют прилагательные в м.р., ж.р., с.р.?

Учитель: А теперь прочитайте эти слова:

задиристый

обидное

серьезная

– Определите род этих прилагательных. Можно ли это сделать сразу? Докажите.

(Дети выполняют задание устно).

VI. Работа с текстом.

Учитель: Дети, давайте вспомним произведение, в котором есть конфликт. (З. Трофимова «Чей класс лучше»).

– Вспомните, из-за чего возник конфликт? (Маруся и Сережа поспорили, подрались).

– Как догадалась бабушка о том, каким был разговор? (По внешнему виду. Маруся была грязная. Одна коса у нее расплелась, на щеке было грязное пятно, пуговица висела на ниточке).

– Найдите прилагательные. Определите род. (Устно).

– Почему произошла драка между детьми? (Каждый доказывал свое, у них не было единого мнения, согласия, потому что они разные).

– Можно ли было разрешить этот конфликт? (Да, можно).

– Ребята, давайте дадим советы детям, петушкам, друг другу, как решить возникший конфликт. (Звучит тихая музыка, дети пишут на листочках советы).

Чтение советов.

Вывод. Нам нужно учиться быть терпеливыми друг к другу, слушать и понимать другого, учиться выходить из конфликта мирно. А чтобы избежать конфликта, человек должен уважать мнение противника и уметь прощать.

Итог:

Учитель: Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?

Галина МЕДВЕДЕВА, учитель начальных классов СШ №11 г. Зеленодольска, Республики Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте