Россияне на фоне событий последних двух лет убедились: освоение просторов Родины – приоритетное направление туризма. Для работы на внутренний рынок нужны квалифицированные кадры, новые профессиональные стандарты от работодателей и обновление образовательных программ вузов. В 2024 году индустрия гостеприимства впервые попала в список предметных областей, оцененных рейтинговым агентством «RAEX-Аналитика». В перечень рассматриваемых направлений вошли гостиничное дело, рекреация и туризм. Подготовка кадров для туристической отрасли оказалась в фокусе внимания Московского международного Салона образования (ММСО)-2024.
Потребность в кадрах для туристической отрасли – колоссальная, однако работодатели часто сетуют: у вчерашних выпускников нет нужных знаний и навыков. В свою очередь, представители вузовского сообщества заявляют о недостаточности вовлечения работодателей в образовательный процесс, а приходящие в отрасль выпускники часто недовольны недостаточным уровнем зарплаты. Экономика трансформируется: во многом это связано с внедрением цифровых технологий, и нужно оперативно реагировать на эти изменения.
Сколько стоит специалист
В ближайшие пять лет перед страной стоит задача подготовить для индустрии гостеприимства 400 тысяч человек, но неизвестно, останутся ли актуальные сегодня задачи в завтрашней повестке, какие позиции будут необходимы на новых федеральных туристических проектах и будут ли молодые специалисты владеть нужными для отрасли навыками.
В 2023 году туристский поток в увеличился на 23,6 млн поездок в сравнении с показателями 2022 года (данные Росстата). Рост числа вакансий в сфере туризма и гостиничного дела вызван устойчивым увеличением внутреннего туристского потока на фоне низкого уровня заработной платы по сравнению с другими секторами экономики. Средняя зарплата в сфере «Туризм, гостиницы, рестораны» в России за 2023 год, по данным портала «ГородРабот.ру», составила 45 332 рубля. Для сравнения: средняя зарплата в сфере «Информационные технологии, интернет, телеком» в России за 2023 год ‒ 60 087 рублей, «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» в России за 2023 год ‒ 52 744 рубля.
Платное обучение в условиях таких зарплат окупается за несколько лет, а бюджетных мест недостаточно для удовлетворения потребностей отрасли. Но работодатели со стороны гостиничного, туристического, круизного и ресторанного бизнеса не хотят финансово вкладываться в подготовку молодых специалистов на программах целевого обучения: она переложена на плечи государства и самого студента.
Как полагает Марина Войт, завкафедрой туризма и гостиничного дела Российского нового университета (РосНОУ), популярность профессии из воздуха не возникает. Помимо уровня финансового достатка выпускника, на нее влияет уровень его самореализации и перспективы карьерного роста. Сфера туризма и гостиничного дела дает большие возможности для профессионального и личностного развития. Рассказывать о престиже профессии работодателям надо еще со школьной скамьи, активно сотрудничая со школами. Сейчас такая практика развита слабо: многие выпускники даже не знают, кем они смогут работать в туризме и гостиничном деле, не знают и о выгодах и преимуществах трудоустройства.
Где профстандарты, Зин?
Профессиональный стандарт – это официально утвержденный перечень трудовых функций, требований к знаниям и умениям персонала, уровню образования. Для гостиничного дела есть Профстандарт: 33.007 «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», а по туризму на сегодняшний день он отсутствует.
Работодатели и их объединения, профессиональные сообщества и саморегулируемые организации – основные участники процесса разработки профессиональных стандартов. Задача вуза несколько иная – выстроить учебную и образовательную деятельность с учетом всех положений профстандарта.
Россия переходит от двухступенчатой системы бакалавриата и магистратуры к пятилетнему базовому образованию, и «5+1» – особого вида магистратуре для получения специализированных компетенций в рамках последнего года.
Практические занятия по новой модели образования составляют 60% образовательной программы, ведь главное пожелание со стороны отрасли – наличие у выпускника практических навыков. На старших курсах студентов будут обучать представители отрасли, а весь пятый курс – сплошная производственная практика: она дает возможность интегрироваться в профессию.
В настоящее время существует 6 стандартов: 3 – по бакалавриату и 3 – по магистратуре. Новая модель предполагает единый стандарт, куда включается базовое образование и, при необходимости, магистратура – специализированное образование. Выпускники с базовым профильным образованием в специализированную магистратуру по запросу работодателей смогут поступать без опыта профессиональной деятельности, проработав минимум год для получения базовых компетенций на производстве. Контролем подготовки кадров будут заниматься Советы по профессиональным квалификациям (СПК).
Поиск работы мечты
Каждый университет заранее формирует базу практик и стажировок для студентов. Компании-партнеры предлагают график работы с учетом формы и графика обучения заинтересованного студента. Так поступают и партнеры Российского нового университета (РосНОУ) – лидеры туристского рынка в своих сегментах – туроператоры Coral Travel, ZDRAVO, Туртранс-вояж, 7 холмов, Cosmos Travel; Ethiopian Airlines, Группа Сафмар (8 отелей премиум-класса категории 4 и 5*). Успешно прошедшие практику получают приглашение о трудоустройстве.
– Мы постоянно расширяем возможности для прохождения практики студентов и их трудоустройства – в этом учебном году начали сотрудничество с «Pana White Moscow hotel», отелем очень перспективной и динамично растущей гостиничной сети халяль-отелей, – говорит Марина Войт, завкафедрой туризма и гостиничного дела РосНОУ. – Для каждого мы подбираем место практики индивидуально, с учетом его учебных интересов, уже приобретенных навыков, сформированных знаний, места жительства. На протяжении учебного года мы на регулярной основе проводим семинары на базе наших партнеров и выездные ознакомительные экскурсии во внеучебное время, когда студенты обязательно имеют возможность общения с представителями HR-службы.
На всех практиках и стажировках студент закрепляется за определенным наставником и успешно осваивает внутрикорпоративные стандарты, культуру и ценности предприятия.
Привлечь студента на свою сторону
Все специализированные дисциплины для формирования профессиональных компетенций по направлению подготовки «Туризм и гостиничное дело» читают только представители сотрудничающих с вузом работодателей. Однако курсы от любого предприятия-работодателя разрабатываются и реализуются с учетом внутрикорпоративных стандартов и ориентированы на определенный конкретный вопрос или область знаний. В результате такого обучения рынок получает очень узкого специалиста, например, только по маркетингу в сфере туризма или технологиям продаж туров в Юго-Восточную Азию. При смене работы подобного специалиста придется снова доучивать за счет нового работодателя.
– Основной приоритет должен быть отдан подготовке специалиста с широким набором профессиональных компетенций по выбранному направлению подготовки, способному работать в условиях многозадачности, – считает Аделия Павлова, проректор по учебной работе и цифровой трансформации ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», доктор экономических наук. – Это позволит работодателям улучшить взаимозаменяемость сотрудников, а для выпускника расширит возможности вертикального и горизонтального карьерного роста.
Кадровый вопрос: решения регионов
Сфера креативных индустрий – одна из важнейших отраслей рынка: вокруг самых значимых мероприятий строятся и туристические маршруты. Тренер по развитию эмоционального интеллекта с десятилетним стажем, директор Академии «АртМастерс» Елена Капура знает об этом не понаслышке.
– В нашей сфере профстандарты инициируются чемпионатом «АртМастерс», как было в прошлом году со специальностью «художник по гриму». Мы нашли поддержку у ректора ГИТИСа, и всего за два года эта профессия появилась, мы всю ее описали и сделали, – говорит Елена Капура.
В этом или в следующем году «АртМастерс» совместно с ГИТИСом запускает магистратуру по новой специальности – стейдж-менеджменту. В нем сочетаются обязанности главного помощника режиссера, ответственного за управление всеми службами художественно-постановочной части во время подготовки и проведения мероприятия, и организатора мероприятий. Стандартов по этой профессии в нашей стране тоже пока нет, Елена Капура действовала на опережение: за два года разработали стандарт, программу запустили через три года. Почему бы ее опыт не заимствовать в сфере туризма?
Второй успешный яркий пример представила Дарья Колесникова, менеджер по качеству Mriya Resort&Spa, заместитель руководителя корпоративного университета. В 2020 году, родилась программа кадрового резерва под названием «Стажировка мечты». Цель проекта – вырастить из участников если не генеральных менеджеров, то, как минимум, директоров профильных департаментов. Итоговая аттестация – реализация проекта на 1 миллион рублей чистой прибыли, что для одного линейного менеджера – определенная планка.
Любой человек может приехать в Mriya Resort&Spa и в течение пары дней поработать на нескольких локациях – стойке приема и размещения, хозяйственной службе, ресторане шведской линии. Первыми участниками программы стали студенты Крымского федерального университета (КФУ). Сотрудники Mriya Resort&Spa гармонично включились в стратегию вуза и стараются влиять на учебные программы и содержание практики. Практика длится четыре месяца – с 15 мая по 15 сентября, захватив пик туристического сезона в Крыму.
– Чем интенсивнее мы работаем с вузом, тем больше студентов могут стать нашими амбассадорами. Они приходят к нам уже с ценностями, которые мы пытаемся вложить в наших новых сотрудников, – поделилась Дарья Колесникова, менеджер по качествуMriya Resort&Spa. – Сейчас КФУ – наши ближайшие соседи, но мы бы хотели работать как можно с большим количеством вузов по такой же схеме. Ребята погружаются в тонкости профессии с нуля.
Сотрудники Mriya Resort&Spa занимаются и довузовской профориентацией: работают со школами по программе «Классы гостеприимства», ведут игровые занятия в подшефном детском саду в Ялте, приглашают в студенческие отряды на практику ребят из колледжей.
Мастера гостеприимства со школьной скамьи
Учиться культуре взаимодействия с людьми любого поколения необходимо с юных лет. В 2019 году был запущен федеральный проект «Мастера гостеприимства», реализуемый в подмосковном Солнечногорске на базе Мастерской управления «Сенеж» – центра дополнительного образования для подготовки управленцев трех ключевых сфер: государства, бизнеса и общества.
– Сейчас, с точки зрения конкурентоспособности, лидеру важно доносить до своей организации, корпорации, своего бизнеса именно свою культуру. Подход «делай, как я говорю» больше не работает, подход «делай, как я», – куда более эффективный, – рассказала Анна Юнак, программный руководитель проекта «Мастера гостеприимства».
Помимо конкурсной линейки предусмотрена программа «МГ. Образование». Здесь работает «Академия мастеров гостеприимства», где совместно с ведущими вузами страны разрабатываются программы профильной магистратуры повышения квалификации для руководителей туристических объектов. Финалисты и победители проекта этот образовательный продукт получают бесплатно. Кроме программ магистратуры и повышения квалификации есть трехдневные экспресс-курсы. Их проводят в разных регионах России для гидов-экскурсоводов, специалистов приема и размещения, шеф-поваров, предпринимателей по сувенирным брендам и сотрудников гостиничного курорта.
Поворот на внутренние рынки
После февраля 2022 года российская сфера туризма и гостеприимства получила сильный импульс и всестороннюю поддержку государства для качественных преобразований. Если раньше многие, видевшие себя в сфере туризма, вынуждены были оставаться в Москве, а часть возвращалась домой и меняла сферу деятельности из-за малой емкости местного туристического рынка, то сейчас почти каждый выпускник имеет возможность выстраивать свою карьеру в сфере туризма и гостеприимства у себя «дома», владея более глубокими знаниями о туристском потенциале своего региона.
Позитивный пример –всероссийский семейный курорт «Новая Анапа»: недавно проект с возможностями для создания самой современной инфраструктуры прошел конкурс на разработку концепции.
– На территории комплекса предполагается создание учебного центра, который будет готовить кадры для ее развития и обслуживания, – пояснил Николай Тимченко, генеральный директор агентства стратегического развития «Центр». – Развивающаяся туриндустрия получила небывалый приток инвестиций и клиентов, которые ездят по всей России. Учитывая, что в рамках «Новой Анапы» предполагается создание более 20 тысяч рабочих мест, решено готовить большую часть кадров уже на месте.
Второй позитивный пример, как поведал эксперт, – план развития города Грозный. По данным за 11 месяцев 2023 года, 255 тысяч туристов посетили Чеченскую республику. В регионе есть несколько основных туристических центров: Грозный, Аргун, Шали, озеро Казеной-Ам, горнолыжный комплекс «Ведучи» и уже существует порядка 270 туристических объектов и 173 разработанных туристических маршрута, в большинстве – историко-культурные и природно-рекреационные.
Каждому из регионов нужен собственный центр компетенций для подготовки специалистов в области туризма. В Анапе, в первую очередь, будут работать специалисты по курортному туризму. Если говорить о Чеченской республике, то это подготовка местных кадров – экскурсоводов-проводников по историческим объектам.
Будущее – за «цифрой»?
В условиях цифровизации экономики процессы все более автоматизируются благодаря динамичному развитию искусственного интеллекта, мобильных приложений, агрегаторов и прочего. Более востребованными становятся творческие и клиентоориентированные профессии – дизайнер индивидуальных туров, координатор деловых и событийных туров и мероприятий, специалист по управлению устойчивым развитием туристских территорий, менеджер по СПА-туризму и санаторно-курортному делу.
Для принятия грамотных управленческих решений нужно уметь работать с большим объемом статистических и аналитических данных. Искусственный интеллект успешно справляется с ними в сфере управления тарифной политикой гостиничного предприятия, а также уже сейчас консультирует по ряду вопросов выбора и организации туристской поездки. Он все активнее выполняет функции аналитика, ряда специалистов коммерческой службы гостиничного предприятия. Нейросети достигли определенных успехов в сфере рекламы туристских и гостиничных предприятий. Потребность в специалистах call-центра и в живых маркетологах будет снижаться.
Учитывая все сказанное выше, наиболее перспективной видится подготовка специалистов стратегического планирования и организаторов индивидуальных туров, создателей специализированных туров с доступом к эксклюзивным услугам, а также туров, требующих сложной технической подготовки. Конкретно речь идет о сегментах MICE-, инсентив-, событийных, в том числе свадебных туров, гастрономических, приключенческих, экологических, хобби-туров, круизного, SPA-, санаторно-курортного туризма. В ближайшей перспективе будут востребованы специалисты креативных индустрий и управления рекреационным устойчивым развитием территории. Искусственный интеллект, по прогнозам экспертов, будет загружен более простыми занятиями.
Комментарии