search
main
0

Туризм и краеведение

По гребням, перевалам и вершинам

Планирование учебно-тренировочного процесса в туристских обьединениях

Почему-то считается, что каникулы целиком должны посвящаться развлечению и досугу: детям надо отдохнуть от школы и учебы! Однако школьные годы – время непрерывного, интенсивного образования и развития ребенка. Когда наступают каникулы, самое время вспомнить о туристских походах и лагерях. Ведь это не только формы организации досуга и отдыха. В полевых лагерях и туристских походах учебный процесс – естественная деятельность, содержание которой не надумано и призвано разрешать повседневные, актуальные проблемы в жизни коллектива. Обучение построено на живом интересе детей, только формы и методы отличны от школьных.

Для того чтобы подчеркнуть образовательное значение и развивающий характер данных мероприятий, вместо понятий “полевой лагерь” и “туристский поход” специалисты используют понятия “лагерный учебно-тренировочный сбор” и “учебно-тренировочный поход (сбор)”. О них и пойдет сегодня речь.

Специфика руководства детскими туристскими группами

Во “взрослом” туризме руководитель, как правило, – лидер среди равных. Он при организации похода может опереться на знания участников группы, имеющих большой тактический и технический опыт, ранее побывавших в данном районе, может на отдельных участках делегировать кому-то свои обязанности. Это вполне правомерно и нисколько не снижает качества проведения похода, не умаляет достоинств руководителя и даже способствует поддержанию нормального психологического климата в группе.

В детской группе вся тяжесть и ответственность в организации и проведении туристского путешествия неминуемо ложится на самого руководителя. Участники-дети в силу незначительного спортивно-туристского и жизненного опыта, возрастных особенностей являются в лучшем случае хорошими исполнителями. И руководитель вынужден принимать все решения единолично.

Помимо этого, в детских группах численный состав, как правило, больше (в группах взрослых туристов – 4-6 человек, в детских, согласно инструкции, – 6-15). Это также предьявляет иные требования к организации похода. Управлять большими группами сложнее.

Главная задача руководителя – помочь максимально реализоваться спортивно-туристскому потенциалу группы при обеспечении безопасности похода. Руководитель обязан предвидеть все возможные последствия действий группы и уметь вовремя остановиться при возникновении опасной ситуации. Риск из действий группы, тем более детской, должен быть исключен полностью. Поэтому грамотно спланированный процесс предпоходных тренировок и организации зачетного путешествия – фактор безопасности и залог успеха в достижении программных целей.

Программирование предпоходных тренировок

Одной из проблем планирования тренировочного процесса является установка соотношения учебного времени между теоретической и практической частью. Как же определить ту пропорцию учебного времени, которое должно быть отведено на теоретические и практические занятия в помещении и учебно-тренировочные занятия на местности, а также туристские походы?

Сначала попробуем определить задачи самого тренировочного процесса:

– приобретение опыта полевой жизни в различных условиях;

– овладение навыками ориентирования;

– формирование двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции;

– маршевая подготовка (умение ходить в туристском строю, соблюдая установленные темп, интервал и порядок движения);

– отработка техники индивидуального и коллективного преодоления естественных препятствий;

– ознакомление с природными и культурно-историческими достопримечательностями региона;

– обучение умению вести наблюдения в природной среде.

Тренировка ради самой тренировки, отвлеченно от предстоящего путешествия, – не самый оптимальный путь решения программных целей. Естественно, что программное содержание всегда опосредуется условиями организации и проведения будущего конкретного зачетного туристского путешествия: категорией сложности, видом туризма, временем проведения, количеством и качеством естественных препятствий, набором краеведческих обьектов и задачами по их изучению и т.д.

Количество дней, отводимых на маршевую подготовку, должно быть не меньше продолжительности конкретного многодневного похода. А совокупная протяженность всех тренировочных маршрутов, в которых вес рюкзака равен максимальной нагрузке в зачетном походе, должна быть не менее протяженности предстоящего путешествия. Поскольку сложность туристских мероприятий постепенно увеличивается, то и доля времени, отводимого на тренировочный процесс и его интенсивность, с годами (периодами) обучения возрастает.

Учебный материал для организации предпоходных тренировок можно распределять как по всем темам программы, так и выделив его в отдельный раздел. Для наглядности такой материал можно оформить в виде таблицы.

Примерное распределение учебного времени, отводимого на организацию туристских походов и практических занятий на местности. (См. табл.).

При составлении программы в столбце “Маршруты походов…” указывают конкретные маршруты походов и темы практических занятий на местности, которые педагог планирует организовать в ходе тренировочного процесса.

В разделе таблицы “Распределение учебного времени…” планируют, сколько часов во время учебно-тренировочных мероприятий на местности примерно требуется для освоения умений и навыков по конкретным темам (или разделам программы).

Многодневные туристские мероприятия для новичков

В работе с новичками основными формами зачетных мероприятий по программе могут стать полевые лагеря и многодневные туристские походы по родному краю.

Система полевых лагерей – достаточно традиционная, но незаслуженно забытая форма проведения школьных каникул. В чем же состоит актуальность организации полевых туристских лагерей сегодня?

1. Лагерь позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода. Лагерь – школа туристской культуры. Осваивая элементы ориентирования, навыки полевого быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребенок получает единое для всех видов туризма базовое образование. Это очень важно в работе со школьниками, только начинающими приобщаться к азам туризма и краеведения. На базе качественной общетуристской подготовки ребенок более сознательно подходит в дальнейшем к выбору видовой специализации.

2. Полевой лагерь, расположенный в пределах родного края (40-50 км от города), экономичен для государства и для семьи, что немаловажно при современных сложностях в финансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей, создает возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей).

3. Актуальна возможность вывезти детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду.

4. В число участников лагеря могут быть включены даже такие дети, которые по своим физическим возможностям в многодневном туристском походе не смогли бы принять участие.

5. Педагоги, не имеющие вообще или имеющие минимальную туристскую квалификацию, которые ни при каких условиях не решаются идти в поход с детьми, обычно соглашаются работать в лагере.

6. Полевые лагеря – эффективная форма обучения любому виду туризма. Их возможности не ограничиваются только работой с новичками. Здесь можно успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники.

7. Относительно доступное расположение лагеря позволяет избежать большей части естественных родительских страхов за жизнь и здоровье ребенка, обычно возникающих при организации дальних туристских походов. Новичкам это облегчает получение согласия родителей. А успешное проведение лагеря становится основанием для участия детей в других, более сложных походах.

Принципы выбора района проведения многодневного туристского похода

Результатом освоения определенного раздела, этапом реализации программы, становится потенциальная готовность детского коллектива к участию в зачетном туристском путешествии. Как же выбрать район для такого учебного мероприятия? Чему отдать предпочтение?

Принципами такого выбора могут быть:

* реализация целей программы;

* соответствие сложности маршрута уровню квалификации педагога-тренера;

* знание района руководителем;

* сочетание государственных интересов (экономической целесообразности) и частных интересов руководителя и детского коллектива;

* соответствие сложности района похода сложности заявленного маршрута;

* соотнесение предполагаемого набора естественных препятствий с физическими возможностями участников;

* возможность использования участниками в будущем пройденных маршрутов для накопления опыта руководства группами.

Важнейшим критерием становится прежде всего реализация целей программы или ее промежуточного этапа. Район путешествия должен позволить закрепить умения и навыки, освоенные ребятами в течение учебного периода, т.е. соответствовать реальному опыту, накопленному детским коллективом до похода, и потенциальным возможностям, которые будут реализованы на маршруте.

Важно спланировать постепенное возрастание степени (категории) сложности зачетных походов по годам (периодам) обучения. Если квалификация педагога позволяет, он сможет провести детский коллектив от простейших походов по родному краю до спортивных путешествий высших категорий (в школьном возрасте – до походов 3-4-й категории).

Согласно требованиям инструкций, сложность маршрута зачетного путешествия должна соответствовать уровню квалификации педагога-тренера. Это установленное самой жизнью требование к безопасности группы. Но для зачетных по программе походов этого недостаточно. Чтобы добиться высоких учебных результатов, район такого похода (или его большая часть) должен быть хорошо знаком руководителю. Вести учебную работу успешно можно, хорошо зная местные особенности, специфику естественных препятствий, варианты маршрутов, будучи досконально знакомым с картографическим и краеведческим материалом.

Одним из ведущих принципов выбора района должно, безусловно, стать разумное сочетание государственных интересов (экономической целесообразности) и частных интересов руководителя и детского коллектива. Имеет ли смысл, например, оплачивать из государственных средств походы 2-й и даже 3-й категории сложности для туристских групп, живущих в Центральном регионе, на Сахалин, Камчатку, Таймыр, Забайкалье и т.п. районы? Ведь все учебные задачи для походов вплоть до 5-й категории можно решить с минимальными затратами в пределах Европейской части России.

Управленцам в системе образования давно пора перестать идти на поводу у некоторых “предприимчивых” руководителей детских групп, не отягощенных социальной ответственностью. При современных сложностях в финансировании, наверное, стоит установить своеобразные “квоты” на оплату походов в туристских районах в пределах минимальной удаленности от данного региона (места проживания членов туристской группы).

Набор таких оптимальных со всех точек зрения районов должен быть определен для каждого региона с учетом его специфики (физико-географических характеристик). Тогда если группа захочет совершить путешествие в какой-либо район, расположенный далее установленных для данного региона “квот”, то возникшая разница в оплате проезда будет компенсироваться не из государственного бюджета, а за счет группы.

Оптимальным можно считать выбор района похода, потенциальная сложность которого не превышает сложности заявленного маршрута. Например, походы 2-й категории проводить в Карпатах или Южном Урале, 3-й категории – на Кольском полуострове и т.д. Простые, ниже возможностей района, маршруты не имеют смысла в учебной работе и снижают уровень безопасности. Они неспособны показать специфику данного региона, характер и особенности преодоления естественных препятствий. Когда опыта на большее не хватает, походы “вокруг гор” малоэффективны.

Уровень “сложности” района подбирается также с обязательным учетом физиологических особенностей растущего организма. Предполагаемый набор естественных препятствий соотносят с физическими возможностями участников. По крайней мере неразумной можно считать, например, практику прохождения некоторыми группами школьников участков гребней, перевалов и восхождения на вершины более 3000 метров над уровнем моря, особенно в 12-14-летнем возрасте. Организм еще не готов к достаточной адаптации к гипокислородной среде. Несформированная, растущая сердечная мышца испытывает колоссальную нагрузку. Больно смотреть, когда руководитель ведет группу ребят (буквально с синими лицами) в “единичку” через высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня из Алма-Аты к Иссык-Кулю. И это в районе, потенциальные возможности которого – высшие категории маршрутов! Удовлетворение личных спортивных амбиций руководителя за счет детского здоровья!

Конечно, для реализации образовательных задач желательно, чтобы за время обучения ребята смогли побывать в разнообразных туристских районах. Однако при их выборе не нужно забывать и о возможности использования участниками в будущем пройденных маршрутов для накопления опыта руководства группами.

Юлия КОЗЛОВА,

мастер спорта, старший инструктор туризма;

Виталий ЯРОШЕНКО,

мастер спорта, старший инструктор-методист по туризму

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Цице╡он

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте