Пока школьники были на каникулах, педагоги учились. Состоялась V Троицкая школа повышения квалификации преподавателей физики и астрономии (ТШПФ) «Актуальные проблемы физики и астрономии: интеграция науки и образования». За пять дней 42 учителя из 20 регионов страны, в том числе 27 гостей, представляющих базовые школы РАН, а также их столичные коллеги и учителя-физики из Троицка прослушали 26 лекций, приняли участие в трех мастер-классах, посетили девять научных институтов и одно инновационное предприятие – «ТехноСпарк». Организаторы – межинститутский коллектив (МПГУ, ИСАН, ФИАН, МФТИ, ВШЭ) и администрация Троицка при поддержке президиума РАН.
Все интереснее и интереснее
– Мы точно знаем одно: ученый начинается с учителя, – завершила свой доклад и лекционную программу V ТШПФ профессор РАН Мария Калинина.
И это очень точно! Символично, что первый юбилей ТШПФ отметила в Год науки и технологий в период фестиваля «Наука 0+». Проект, который уже в первые годы своего существования стал общероссийским, появился в результате совместных усилий ТНЦ РАН, Отделения физических наук РАН, МПГУ, Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РФ, корпуса профессоров РАН, а также троицкой администрации при информационной поддержке издательства «Просвещение».
Программа обучения выстроена четко, успеть предстоит много. В первой половине дня пять лекций, после обеда две экскурсии в НИИ Троицка. Ежегодно перед педагогами выступают академики РАН Вадим Бражкин и Валерий Рубаков, члены-корреспонденты РАН Евгений Виноградов и Николай Колачевский.
– Мы поняли, что школа интересна не только учителям физики и астрономии, но и преподавателям других дисциплин, – говорит один из организаторов ТШПФ, руководитель ТОП ФИАН, завотделом ИСАН, завкафедрой МПГУ Андрей Наумов. – Сейчас появляется все больше смежных специальностей, связанных с медициной, среди них медицинская физика, медхимия и прочие.
Развивается область робототехники, искусственного интеллекта. И мы адаптируем программу к современным реалиям.
По уже сложившейся пятилетней традиции первым перед педагогами выступил директор ИФВД РАН профессор МФТИ Вадим Бражкин. Он рассказал о физике углерода, его распространении во Вселенной и на Земле, а также об углеродных материалах и о научно-техническом применении углерода: радиоуглеродном анализе, сверхтвердых и новых материалах для электроники.
Директор ФИАН РАН профессор МФТИ Николай Колачевский посвятил свое выступление квантовым вычислениям.
После двух выступлений небольшой перерыв, педагоги делятся впечатлениями.
– Первая лекция оказалась для меня очень доступной и понятной, – рассказала учитель физики и астрономии новосибирской гимназии №1 Татьяна Серебрянская. – Я занималась с ребятами этим научным направлением. В нашем городе есть Институт твердого тела. Работы, проводимые там, похожи. Было интересно их сравнивать. Вторая лекция была довольно сложной. Квантовая физика в школе и то, что сегодня рассказывали, – небо и земля. При этом в целом очень интересно и полезно. Я работаю со старшими школьниками, у нас специализированные классы. В МФТИ человек по 15 поступают постоянно. Моя цель – собрать как можно больше материала, чтобы детям его передать и самой поучиться.
Из Новокузнецка приехала Ирина Еремина, учитель физики из 84‑го лицея. Она учит школьников более 30 лет:
– Очень серьезно, насыщенно и интересно. Мы и раньше ездили на курсы повышения квалификации в Москву, в Долгопрудный. Но подобного уровня курсы – первый раз. Мне радостно, что мы попали в такое общество. Если презентации выложат, некоторые лекции можно будет изучить в рамках недель науки, которые у нас проходят.
– Доклады просто замечательные, такого нигде не услышишь, – убежден учитель физики Троицкого лицея Николай Кучер, он стоял у истоков образования ТШПФ. – Очень сильные выступления и по содержанию, и по форме подачи, и по той обстановке, которая здесь есть: можно задавать вопросы, свободно общаться с ведущими учеными… Практически на каждой лекции у меня возникала мысль: «А вот это я расскажу детям!»
И с этой же мыслью уезжали в свои города все педагоги, участвовавшие в ТШПФ-2021.
– Я принимаю участие в организации уже пятый год, и с каждым годом все интереснее и интереснее! – говорит научный сотрудник ИСАН/МПГУ Алина Голованова. – К нам приезжают очень разные учителя, с разными интересами, разными взглядами. И получается, что хотя лекторы у нас в основном те же, институты те же, а каждый раз все как заново. И учителя очень довольны, им было интересно и полезно, а это самое важное.
В этом году в программу включили мастер-классы по робототехнике и осциллографам.
– Попробовали новые форматы, было очень эффектно. Педагоги сами собирали электрические цепи, учились работать с настоящими осциллографами, впервые не просто послушали лекции и прошли по институтам, а что-то сделали своими руками и были очень этим довольны. Одно дело – слушать, другое – практиковать! – комментирует Алина Голованова.
Глазами учеников
Какая лекция оказалась самой интересной? Отвечая на этот вопрос, учителя надолго задумываются. Одни отмечают рассказ академика Валерия Рубакова (ИЯИ РАН) о физике частиц, Бориса Штерна (ИЯИ РАН) – об экзопланетах. Другие – рассказ Кирилла Болдырева (ИСАН) о фурье-спектроскопии, Евгения Хайдукова (ИФТ РАН) – о нанотехнологиях в медицине. Третьи – погружение в мир нейросетей с Александром Ежовым (ГНЦ РФ ТРИНИТИ). И все вместе – завершивший лекционную программу доклад профессора РАН Марии Калининой (ИВХЭ РАН) о гибридных материалах в химии будущего. Это пример, во-первых, гостя – докладчика не из Троицка, во-вторых, единственной в программе женщины (она даже в шутку посетовала на гендерное неравенство, в котором, конечно, не было умысла), в-третьих, представителя другой науки, не физики и астрономии. Это проявление намеченного еще в прошлом году курса на междисциплинарность. И доклад Марии «Гибридные материалы: химический образ будущего» был ярким тому примером.
– Я предлагаю вам забыть о том, что вы учителя, и посмотреть в будущее глазами учеников, – сказала она. – Апеллировать к научной фантастике, чтобы ее образы мысленно подготовили ученика к восприятию идей, которые лежат в основе.
Если вспомнить, каким представляли фантасты будущее во времена нашего детства, окажется, что почти все стало реальностью.
Например, что такое гибридные материалы и чем они отличаются от композитных? Обычный композит – некий бутерброд, сложение свойств компонентов, гибрид – их синергия, появление новых, которые отсутствовали у прототипа. Каким будет пример, скажем, в мире комиксов «Марвел»? Это человек-паук, которого нельзя получить, просто приставив человеку паучьи ножки.
– Должно быть слияние свойств человека и паука, – говорит Мария. – Глядя на него, мы не должны понимать, где кончается человек и начинается паук…
Так же и с другими современными физическими задачами – от металлорганических гибридов для селективной сорбции при очистке загрязнений («Супергибрид, в котором костюм сливается с функцией?» – «Аватар!») до устройства эффективных солнечных панелей для нанороботов.
– Если мы свяжем принцип функционирования материала с образом масскультуры, он уже не выйдет у нас из головы, потому что именно так работает масскультура, – объясняет она. – Но именно так мы можем заставить ее работать на пользу педагогу.
Потому что главное – не развлечь, а заинтересовать, сделать так, чтобы дети захотели стать учеными. В завершение она цитирует нобелевского лауреата по химии Жана-Мари Лена: «Наука определяет будущее человечества. Участвуйте!»
На «Ангаре» и в Топе
То же самое можно сказать и про экскурсии. Сложно передать эмоции человека, который впервые видит большой пресс ИФВД или линейный ускоритель ИЯИ. Установки, которые показывают ИСАН, ИФТ, ТИСНУМ, не столь масштабны, но и там сведущему взгляду есть чем восхититься. А есть места, куда экскурсантов пускают нечасто, если не сказать никогда. 1‑е место в этом списке, конечно, ГНЦ РФ ТРИНИТИ, известный как «Магнитка», градообразующий институт Троицка 1980‑х, ныне учреждение Росатома с режимным доступом. Тем ценнее возможность оказаться внутри и увидеть часть установок – термоядерную «Ангару 5.1» и мобильный лазерно-технологический комплекс, предназначенный для дистанционного разрезания труднодоступных конструкций во время пожаров на нефтяных, газовых скважинах и в других сложных ситуациях. Экскурсию ведет директор отделения инновационных и прикладных исследований Александр Красюков. Педагоги надевают зеленые защитные очки, и на их глазах оператор разрезает сперва кирпич (все почему-то просят именно кирпич!), а потом железную трубу. На память учителям достаются застывшие капли стекловидной массы. Комплекс развивается, участвует в выставках и учениях, одно из новейших достижений – возможность резки под водой.
Еще одна экскурсия из числа нечастых – ТОП ФИАН. ТОП – это не из категории хит-парадов, а Троицкое обособленное подразделение, включающее Троицкий технопарк ФИАН. Летом его возглавил организатор ТШПФ Андрей Наумов, так что общую экскурсию ведет он сам. А коллеги из фирм «Авеста-Проект» и «Керамические технологии», из лабораторий стандартов частоты и группы прецизионной оптики и вакуумных технологий ФИАН рассказывают о своих работах. Это фемтосекундные волоконные и твердотельные лазеры, которыми славится «Авеста»; «атомные часы» и лазеры, собранные своими руками; новое оптическое производство со сверхчистой лабораторией и установкой, способной напылять до 200 слоев по заданной программе.
Знания обновлены
На закрытии школы учителей физики с короткой лекцией о троицком кластере выступил его руководитель Виктор Сиднев. Затем вручение дипломов о повышении квалификации государственного образца.
– Благодарю организаторов, лекторов, участников школы, спасибо, что приехали, уверен, что это было полезно! – отметил глава города Владимир Дудочкин. – У нас очень гостеприимный город, поэтому ждем вас еще!
А четверо педагогов, Наталья Митина из Самары, Евгения Щербакова из Белгорода, Риф Тажиев из Стерлитамака и троичанин Александр Никульчин, получили призы от издательства «Просвещение» за лучшие вопросы на лекциях. Риф Тажиев отметил на закрытии ТШПФ день рождения – ему исполнилось 72 года!
– Я директор гимназии, 50 лет преподаю физику и астрономию, готовлю призеров олимпиады по астрономии, и быть всегда среди передовиков, тех, кто знает современные достижения науки, для меня очень важно.
Он был на похожей школе в Дубне, ему есть с чем сравнивать.
– Эти курсы для меня были очень продвинутыми, – говорит Риф Рахимович. – Великолепная организация и само присутствие главы города дважды на наших курсах тоже о многом говорят. Благодарю всех – организаторов, лекторов, экскурсоводов. Именно такие энтузиасты делают все, чтобы наши дети шли в науку!
Наталья МАЙ, Владимир МИЛОВИДОВ
Комментарии