search
main
0

Труженики моря

Работа наперегонки со смертью

В российский прокат вышел фильм Бориса Хлебникова «Снегирь». Это настоящее современное мужское кино, где с большим талантом режиссера показана проблема разрыва поколений.

В этом фильме отцы стараются понять сыновей
Фото с сайта fotki.yandex.ru

«Снегирь» – рыболовецкий траулер, на котором взрослые, самостоятельные и суровые мужчины выходят в море, чтобы заработать на жизнь уловом (желательно побольше) и вернуться домой живыми, ибо Баренцево море сурово. Суровые и наши мужчины. Судьба и жизнь потрепали их будь здоров. Тяжелый, сопряженный с большим риском быт рыбаков и работа наперегонки со смертью. «Это мужская история. В ней несколько поколений мужчин – деды, отцы, братья, сыновья. Коммуникация в мужском коллективе совершенно другая, не такая, как в обычном обществе, – это более острые и жесткие, но где-то очень душевные и честные отношения. Все обнажено. Нет полуправды. При этом персонажи все неоднозначные – в каждом есть и добро, и зло. К каждому из них прикипаешь и видишь, что, несмотря на происходящее, это, по сути, замечательный человек, они все огромной души люди. Но проходит несколько минут, и – раз! – перевертыш», – говорит Александр Робак (исполнитель роли отца Геннадия). Действительность, беспощадный мир мужчин, уставших от ежедневных и ежечасных проблем, куда попадают двое салаг – Никита (Макар Хлебников) и Макар (Олег Савостюк), студенты, которым вся эта реальность неведома. Для них это даже не практика на корабле, а путешествие с желанием того же заработка. Только вот пойди и заработай…

Не знают эти мальчишки жизни. Можно, конечно, сказать и так. Они к ней не подготовлены (или же их к ней не особо и готовили). Про отцовское влияние не сказано ничего, а каждый во многом живет по принципу «мой мир – мои правила». На судне же, где не то что царит, а ломает мачту и рвет снасти северный ветер, где найдется место и неизбывной русской тоске, и забытью в подпитии, и контрабанде, пространства для мечты о белом кителе нет совсем. Но есть тяжелый труд, грубость, крики, лень, пофигизм, неуважение к тем, кто в данную минуту рядом с тобой, и он (что удивительно для некоторых!) тоже человек! В таком коллективе и в таких условиях не то что жить, выжить непросто, а уж идти на рыболовецкий траулер в Баренцево море «по приколу» тем более. До трагедии недалеко, она и происходит. И трагедия, и потеря невосполнимая, и катастрофа – почти что гибель корабля. Любое море непредсказуемо, тем более нетеплое. Однако в трагедии русский человек, русский мужик проявляет себя по полной программе: в сильнейший шторм на разрыве ветра и при 30‑градусном отклонении от курса траулер спасают суровые, неласковые, грубые и не­отесан­ные мужики. Шторм – отдельная большая глава фильма. Все достоверно, ибо все происходит перед твоими глазами. «Самым сложным было создание уникальной инженерной конструкции для съемок шторма. Огромной командой мы долго думали и не понимали, как сделать шторм. В результате построили огромный шатер из хромакея в несколько тысяч квадратных метров, внутри него нос ко­рабля с рубкой в натуральную величину. Эту конструкцию поставили на гимбл, и гимбл раскачивал корабль. Плюс у нас работали 4 водосброса, которые с 12‑метровой высоты могли сбрасывать воду на людей, по 4 тонны каждый, еще водяные пушки, дождевые установки, ветродуи. Всем этим надо было управлять так, чтобы не убить артистов. Это была уникальная инженерная операция, аналогов которой в России мы найти не смогли. В Голливуде такое делалось многократно, но с другими бюджетами и другими возможностями, нам пришлось все придумать по-новому», – подчеркивает режиссер картины Борис Хлебников.

Спасают, потому что во многом только в подвиге они могут себя проявить, больше не в чем. Действительность, увы, такова, что в иные минуты трагедией и спасаешься: «Мы снимали на судне «Кепромар», это рыболовный корабль. И с нами была команда ребят, которые ходят в плавание за рыбой. Слаженная команда. Там нет случайных людей. Это ведь очень командная история, работа невероятно тяжелая и очень опасная. История в фильме частично про это – насколько жизнь и смерть находятся рядышком. Любое неправильное движение, и нет человека. Когда мы зашли на корабль, то в первый-второй день четверть группы себе что-то разбили – кто лоб, кто ухо, кто руку. К тому же нас еще и штормило, в один из дней до 6 баллов шторм был в открытом море. Всех подбрасывает и укачивает, и ты передвигаешься, хватаясь за все, что под руку попадет, чтобы держать равновесие. Бывалые, конечно, ходят враскачку. Мы тоже пытались это изобразить, но в результате все себе поразбивали», – рассказывает о процессе съемок актер Александр Робак.

Это все так, особенно про близость жизни и смерти. Борис Хлебников – режиссер, который умеет в нашем современном кинематографе снять фильм, где жизнь и смерть находятся рядом, в шаге друг от друга. Где отцы, как бы они ни силились понять детей – своих ли, чужих ли – не могут, ибо в своей жизни им, взрослым, разобраться невозможно. Однако эти же отцы стараются понять сыновей, одновременно давая жесткий отпор их же обидчикам (правда, все это бесполезно, ибо мужской коллектив на траулере при проделывании настолько рискованной работы не допускает изгнания члена команды из команды даже тогда, когда это необходимо. Есть в этом ужас «святого мужского союза» и круговой поруки в «не выдавать своих»). В «Снегире» Бориса Хлебникова на расстоянии вытянутой руки геройство и предательство, жестокость и луч доброты, словом, те крайности, которыми так богата душа русского человека.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте