Пришкольный участок сегодня – воспитатель или кормилец? Сколько руководителей, столько и мнений. В одном сходятся директора и сельских, и городских школ – дети должны уметь трудиться на земле. Как организовать их трудовое воспитание?
Вера САВОЧКИНА, директор Токмовской школы Ковылкинского района Республики Мордовия: Чем копают картошку
Вилами, граблями или ломом?
Вроде бы вопрос-то шуточный. В передаче «Кто хочет стать миллионером?» он шел самым первым. Но девушка-студентка смутилась, не смогла с ходу сообразить, попросила помощь зала.
Можно, конечно, посмеяться над незадачливой горожанкой, но что-то не хочется. Грустно было наблюдать все это мне, директору сельской школы с 27-летним стажем. Наши-то деревенские ребята, конечно, знают и как копают картошку, и как молоко получают. У каждого родителя Токмовской школы есть личное подсобное хозяйство, и немаленькое. В селе у нас двести буренушек, в домашних подворьях многие семьи держат лошадей, свиней, кур, гусей и уток. Все дети имеют определенные обязанности по хозяйству. Кто-то дает сено, кто-то чистит в хлеву, а уж с подросткового возраста умеют и косить траву, и доить коров.
Когда в школе мы составляем расписание кружков, индивидуальных занятий, то строго придерживаемся определенных правил. Знаем, зимой уборка во дворе начинается в 16 часов, значит, все мероприятия в школе планируются либо до 16 часов, либо позже. Иначе дети просто не придут.
Кроме домашней трудовой закалки, у наших ребят весной начинается трудовой десант. Это работа на пришкольно-опытном участке. Проходят летнюю трудовую практику.
Но что-то мы все-таки «намудрили» с трудовым воспитанием. Я убеждена, что каждый житель России, независимо горожанин или селянин, должен знать, как растут овощи, ценить труд.
Надежда ВЕТРОВА, директор Нагольненской школы Котельниковского района Волгоградской области: Растим смену фермерам
С давних времен действует у нас ученическая производственная бригада. В бытность колхоза ребята ухаживали за поросятами и телятами. Председатель тогда на детвору нарадоваться не мог, всем ставил в пример, вот, мол, как надо трудиться! Колхоз распался, а ученическая бригада живет и здравствует. По результатам 2005 года наши ребята опять оказались в лидерах в областном смотре-конкурсе. У нас третье место и звание «Учреждение высокой культуры земледелия». Теперь обещают премировать автомобилем «УАЗ-фермер». И хотелось бы, чтоб организаторы сдержали свое слово.
Мы начинаем приобщать к работе в бригаде ребят с 13 лет. После того как они проходят испытательный срок, с 14 лет зачисляем в полноправные ее члены. И, надо сказать, идут в бригаду ребята с большим удовольствием.
В соответствии с распоряжением губернатора Н.К.Максюты за нашей школой закреплено 104,4 га пахотной земли.
Вся правовая база по организации деятельности на земле у нас имеется: договор, положение, приказы. Земля находится в аренде у фермера Сергея Михайловича Дупака. Это прекрасный шеф и наставник. Именно он наших юных работников снабжает семенами и техникой. У него хороший полевой стан. Летом, в страду, школьников, помогающих взрослым, бесплатно кормят обедами. А еще арендатор выплачивает ребятам зарплату (от 700 рублей до тысячи). Транспорт для подвоза в поле выделяет сельская администрация, а бензин – фермер.
У школы имеется мотороллер «муравей», грузовик «ГАЗ-53», правда, старенький, для пахоты земель арендуем сельхозтехнику и прицепной инвентарь. Во время весенних каникул наши мальчики сеяли озимые. Рядом со взрослыми.
Суфия ГУМЕРОВА, директор Зубовской школы Уфимского района Республики Башкортостан: Участок –
наш кормилец
Работу на пришкольном участке, который занимает у нас около полутора гектаров земли, мы начинаем еще осенью. Составляем план работы, по нему осуществляем свою деятельность. Весной в классах обязательно проводим родительские собрания, на которых обсуждаем все вопросы предстоящей летней страды. На участке выращиваем практически все овощи – картофель, капусту, морковь, огурцы, помидоры… Нам хватает урожая овощей и фруктов до будущего года.
Безусловно, пришкольный участок – большое подспорье нам. И не только потому, что на столах круглый год разнообразные овощные салаты, компоты, кисели из яблок, вишни, выпечка у нас только с начинкой из собственных фруктов, повидло, варенье для чая тоже со своего «огорода» (дети очень любят вишневое варенье).
У нас в школе очень дешевое питание. Излишки овощей мы продаем.
Последние три года регулярно в районе занимаем первые места в соревновании за образцовое содержание школы и пришкольного участка.
Любовь ИЛЛАРИОНОВА, директор Скребловской школы Лужского района Ленинградской области:
Был практический, стал «эстетический»
Когда-то двадцать – тридцать лет назад наша школа (а ей в этом году исполняется сто лет), была участницей ВДНХ, ученики гордились своей опытнической работой. По сути, в школьном саду, а также на огороде были представлены все растительные культуры.
В прошлые годы на вырученные от продажи ягод, фруктов, овощей деньги школа могла приобрести газонокосилку, садовый инвентарь, сделать ремонт, отправить детей на экскурсию. Впрочем, не случайно разговор о пришкольном участке ведется в прошедшем времени. Сегодня есть положение о типовом образовательном учреждении, согласно которому труд, не предусмотренный образовательной программой, не может применяться. На пришкольном участке дети могут работать только по собственному желанию или по заявлению родителей. К тому же их работа должна оплачиваться.
Вот и свертывают свою работу пришкольные участки. Зачем лишние хлопоты? Сегодня мы на участке сажаем цветы, оформляем, так сказать, территорию около школы эстетически.
Владимир ВОРОНЬКО, директор Бугаевской школы Воронежской области: Сельчанину без земли нельзя
Территория нашей школы – один гектар. Но это не вся земля, которую мы обрабатываем. На протяжении пятнадцати лет мы каждый год арендовали у колхозов землю – по 20-30 гектаров. Выращивали подсолнечник, арбузы, овощи. Так было раньше.
В прошлом году школа землю в аренду не взяла. Местные колхозы перестали существовать в старом своем виде: начали объединяться, сменили форму собственности – одним словом, пришли в село новые экономические условия. Как теперь обычной сельской школе заключать договоры – пока неясно. Точнее, теоретически вроде бы понятно, но на практике… Решили пока подождать.
Однако это не значит, что дети прошлым летом остались без трудовой практики. На школьном участке есть сад. Взялись за него всерьез, решили новые деревья вырастить сами. Сначала проращивали семечку, потом к подвою приживляли почку. Очень уж хотелось ребятам, чтобы сорта получились здоровые, крепкие. Кроме деревьев на пришкольном участке восемь соток садовой земляники, есть теплица. Правда, из-за того что в последние два года изрядно урезали лимит газа, теплица теперь работает только летом. А раньше даже в холодное время года школьная столовая баловала ребятишек свежими огурчиками.
Газовые проблемы сельской школы наводят на грустные мысли. На самом высшем уровне Россия договаривается с передовыми державами о строительстве газопроводов. О чем это говорит? О том, что в стране столько газа, что она не только обеспечивает всех своих, но и готова снабжать им зарубежные страны. Вроде бы все правильно, однако на деле российское село ограничили минимальным газовым лимитом, недостаточным даже для обеспечения потребностей обычной сельской школы, где обучаются восемь десятков ребятишек. На покупку газа сверх лимита денег нет ни у района, ни у школы.
Ребятишки наши работы не боятся. Но мы стараемся их не сильно нагружать. По большому счету дети работают от 10 до 16 дней, это их летняя практика. Конечно, материальная заинтересованность играет не последнюю роль. Я считаю, что без земли, без учебно-производственной бригады сельской школе в принципе не выжить, да и не должна она оставаться без этого. Нашим детям необходимо и в походы ходить, и на экскурсии ездить, и в олимпиадах участвовать, а на все нужны средства. Поэтому наш заработок – это важно. Кроме того, не стоит забывать и о воспитательной роли сельскохозяйственного труда. Как же сельчанину без земли?
Комментарии