Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Трудовая сеть. Как организовать профильное обучение в сельской школе

Учительская газета, №35 от 28 августа 2007. Читать номер
Автор:

В прошлом учебном году в Полтавском районе начала работать сетевая модель профильного обучения, в которую включены три средние школы – Вольновская, Воронцовская и Новоильиновская.

Профильное обучение в сельской школе – дело непростое. И материальной базы не хватает, и учеников маловато. Соответственно и выбор профилей невелик. Поэтому в качестве эксперимента Управление образования Полтавского района Омской области предложило попробовать трем средним школам сетевую модель профильного обучения. Благо что транспортом обеспечены практически все учебные заведения района – и школьными автобусами, и легковыми для директоров. Теперь старшеклассники, выбравшие социально-гуманитарный профиль, ездят на занятия в Новоильиновскую школу; те, кто предпочел физико-математическое направление, отправляются в Воронцовскую. В Вольновской школе сразу два профиля. Пожалуй, самых сложных – агротехнологический и химико-биологический. Эта школа – базовая в эксперименте. Профильное обучение практикуется в Вольном уже второй год, но традиции его были заложены еще раньше , еще во времена ученических производственных бригад, которыми традиционно славился Полтавский район. Сейчас они возрождаются, тем более что школам усилиями районной администрации вернули землю. Чаще всего ее сдают в аренду, потому что самим обрабатывать нечем. В Вольновской школе усилиями ее бессменного директора Нины Редько сохранились грузовик, трактор и даже комбайн. Не в качестве музейных экспонатов, а в рабочем состоянии. С помощью техники ребята получают профессии водителя и тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства, нынче, кстати, весьма редкую. Трудиться в школе умеют и дети, и взрослые. Может быть, еще и потому, что почти половина из 26 учителей Вольновской школы – ее выпускники, в большинстве своем тоже прошедшие через учебно-производственную бригаду «Березка».

Выглядит экспериментальная схема обучения так: пять дней в неделю старшеклассники учатся в своих школах, где им преподают базовые предметы. Один раз в неделю они разъезжаются по трем школам – каждый в ту, где действует нужный ему профиль, чтобы прослушать специально разработанный углубленный курс по выбранному предмету. Перед началом учебного года три школы проводят совместный педсовет, на котором разрабатывают общий учебный план. Он включает в себя базовые предметы, профильные предметы, элективные курсы и региональный компонент. Базовые предметы и региональный компонент во всех трех школах одинаковые, а вот профильные предметы и элективные курсы разные. Нина Тельцова, учитель Воронцовской средней школы, например, разработала свой элективный курс по русскому языку. Раз в неделю к ней на занятия приходят десятиклассники, которым она объясняет, как писать сочинения разных жанров, что такое культура письменной речи и что надо знать при подготовке к ЕГЭ.

– Конечно, учиться после путешествия не так-то просто. Поначалу проблем было много, – рассказывает Антонина Терещук, заместитель директора по учебной работе Новоильиновской средней школы. – Ребят из нашей школы надо доставить в Вольное и Воронцовку, к нам привезти вольновских и воронцовских детей, не срывая графика занятий при этом. К тому же не каждый способен комфортно чувствовать себя в незнакомой обстановке – приходится привыкать к другому учителю, к новому окружению. Дома-то и стены помогают.

С другой стороны, по мнению Нины Редько, такие перемещения – неплохая подготовка к взрослой жизни. Попадая в незнакомый коллектив, ребенок учится адаптироваться к новым условиям. Происходит процесс социализации, ведь позже, после окончания школы, выпускник уедет еще дальше – в город, в учебное заведение «выше рангом», где учиться предстоит не один день в неделю, как сейчас, а годы.

Педагоги всех трех школ единодушны – профильное обучение, позволяющее глубоко изучить предмет, поможет ребенку поступить в учебное заведение, получить хорошую оценку на ЕГЭ по этому предмету. За полгода общей работы первые успехи налицо. Удалось выбрать оптимальный вариант автобусного маршрута, чтобы всем школьникам было удобно посещать занятия по профилю, найдено взаимопонимание между учителями и учениками, а эксперимент вышел на новый уровень. Недавно Вольновской школе присвоен статус областной экспериментальной площадки. Это означает, что эксперимент получит научное сопровождение, которое будет осуществлять Омский областной Институт развития образования, и, возможно, охватит собой всю область.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Полтавский район, Омская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту