Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Трудный подросток

Учительская газета, №46 от 14 ноября 2006. Читать номер
Автор:

«Если не можете победить их, присоединитесь к ним»… Наверное, именно эта английская поговорка пригодится педагогу, который должен, а главное – хочет наставить на путь истинный трудного подростка. Так, по крайней мере, считают директора – участники сегодняшней беседы за «круглым столом» нашего Клуба.

Иван ЗАЙЦЕВ, директор средней школы №17, Нижний Новгород: Как справляться с трудными подростками?

Наша школа довольно большая – 910 учеников, из них к группе риска можно отнести 18 человек. Причем на учете в комиссии по делам несовершеннолетних стоят три ученика, остальные – на учете в школе. Мы уделяем этому вопросу большое внимание – не доводим до «самого последнего», а занимаемся профилактикой.

Для этой цели у нас разработана система здоровьесберегающих технологий, которая позволяет ребенку адаптироваться к школе. Чтобы ребенок был мотивирован к учебе, есть целая серия элементов и методов, которые позволяют поддерживать интерес ученика на фоне его природного любопытства. Ведь только любопытный человек может постигать новое.

Следующий момент – это эмоциональный настрой ребенка. Мы стараемся делать так, чтобы ученик чувствовал постоянно доброжелательное внимание взрослых к себе. Может быть, мелочь, но в нашей школе дежурный администратор, а это завучи или директор, каждое утро встречает учеников в главном вестибюле. Все дети видят, что к педагогам можно обратиться с любой проблемой, которую мы тут же постараемся решить. Стало традицией, что и в столовой дежурный администратор, директор, дежурный учитель в обязательном порядке с детьми поздоровается, пожелает им приятного аппетита. Это вызывает у ребят положительный настрой, и такое настроение мы стараемся поддерживать у детей в течение дня и словами, и делами.

Третье направление – это работа с семьей. Чего хотим мы от семьи? Во-первых, чтобы семья поддерживала интерес ребенка к учебе, и опять-таки эмоциональный настрой, который должен быть в семье. Просим родителей на всевозможных встречах, чтобы они никогда при ребенке не говорили отрицательного о школе. Лучше пусть придут в школу и поделятся с нами, с учителями. А учитель, в свою очередь, находит пути сотрудничества с родителями.

В результате начальная школа у нас практически не имеет детей, которых мы определяем в зону риска. Среднее звено – самое проблемное. Здесь мы стараемся не формировать у ребенка чувства вины. Допустим, подросток не успевает в учебе. Мы не просто его ругаем за двойку, а говорим, из-за чего эту двойку он получает: «Вот ты пропустил много уроков без уважительной причины, плохо подготовился к уроку – не сделал домашнее задание, не прочитал книжку». Подобная форма работы позволяет ребенку чувствовать внимание со стороны взрослых и уважение к себе. Во-вторых, мы пытаемся удержать ребенка в школе постоянно, чтобы он не уходил в уличную среду, которая его дезорганизует. Здесь помогают и урочная система, и внеклассная работа. Для мальчиков – ОФП, баскетбол, волейбол, лыжи, секция восточных единоборств, шахматы. Учитель труда занимается с ребятами резьбой по дереву. В школе работает городская секция скалолазания – у нас есть специальная стенка. Для девочек – всевозможные кружки рукоделия. В школе начинает формироваться филиал музыкальной школы. У нас работает студия бального танца и хореографическая студия «Надежда» – это знаменитая ритмика. Все бесплатно, за исключением ритмики и бальных танцев.

И наконец, довольно четко отлажена работа социально-психолого-педагогической службы. Мы постоянно отслеживаем каждого ребенка. Выстроена целая цепочка школьного взаимодействия для профилактики нарушений, где только самое последнее звено – вызов на КДН, и это как самое-самое страшное.

Мы нашли метод работы с трудными детьми из неблагополучных семей. Как правило, в обычной массовой школе такой ребенок становится неуспевающим и выбывает из нее. Мы выводим такого ученика на индивидуальное обучение для того, чтобы создать ему оптимальные условия для постижения знаний и вовлечь в адаптационную среду. То есть таким образом мы пытаемся защитить ребенка, сохранить его как личность.

Анатолий ДЕМЧУК, директор ленинской средней школы №4 поселка Таврическое Омской области: Излишнюю энергию надо вовремя направить в мирное русло

Наша школа находится на окраине Таврического. Это поселок городского типа, поэтому все опасности цивилизации нам знакомы. Так сложилось, что ребята у нас в школе – не самые легкие. Больше того, часто к нам «списывают» мальчишек из других учебных заведений. Нередко мамы и папы приводят или привозят своих чад даже из соседних районов: «Возьмите на воспитание». Я объясняю, что без их помощи нам не справиться. Убежден, что основы воспитания закладываются родителями и, если хотите, природой. Но школа может и должна вносить свои коррективы.

В 1995 году я побывал в поселке Светлый, «военном» микрорайоне Омска. В школе там работал кадетский класс. Время после первой чеченской войны не отличалось уважением к армии. Но для меня всегда были истиной слова Александра III: «У России единственный союзник – армия и флот». Мы не всегда правильно понимаем, в чем «трудность» подростка. Излишнюю энергию надо вовремя направить в мирное русло, тогда она не превратится в агрессию. Из непосед и хулиганов и получаются настоящие борцы за жизнь, если помочь им определить цель, понять, чего, собственно, хотят. И в этом деле заменить педагога трудно. Мне казалось важным тогда, как, впрочем, и сейчас, что мальчишкам и дома, и в школе не хватает мужской руки, мужского настоящего занятия. А что может быть благороднее цели – защищать Родину? Я решил попробовать организовать кадетский класс в сельской глубинке, и меня поддержали в военкомате. Было непросто, хотя бы потому, что до сих пор нет официального положения о кадетских классах. Сейчас их в России около 250, и все на полулегальном положении – вроде нужны, но документально не признаны.

И до этого в нашу окраинную школу направляли тех, кто был не очень нужен в более престижных учебных заведениях – гимназиях, лицеях. А после организации кадетского класса мы стали пополняться потенциальными или уже несостоявшимися «пэтэушниками». Помните, от кого тогда школы с удовольствием избавлялись, перекладывая свою воспитательную миссию на ПТУ? Мы решили начать с 9-го класса, потому что эти парни уже в принципе знали, что их ждет армия. Мы могли облегчить их будущее – ведь и в армии можно чувствовать себя по-разному. За десять лет кадетский класс закончили 133 человека. Из них – 65 парней поступили в военные училища, 40 – уже офицеры. Причем ведь поступали в училища на общих основаниях: кадетский класс не дает никаких льгот из-за формальных неувязок. Остальные выбрали себе другой путь, но тоже прямой и ясный. В кадетском классе ведь в принципе учат не военному делу, а любви к Родине, умению быть ей полезными, а это значит, что надо получить настоящее образование, а не просто аттестат. Все без исключения выпускники пошли учиться дальше, все стали успешными людьми. В кадетском классе занимались и девочки, если того хотели. Наташа Заурбрай теперь закончила милицейскую академию, Света Полтавцева учится на пятом курсе.

Правда, некоторые родители, отмечая улучшение знаний детей по физике, математике, русскому языку, поначалу пугались, увидев, как дети разбивают руками стопки кирпичей. «Я была шокирована, – признавалась мне мама одного из парней, Ирина Чичерина. – Но сын повзрослел на глазах, стал дисциплинированным, более внимательным к родителям и товарищам». Наши мальчики проходят военную службу в частях спецназа «Русь», в морской пехоте, погранвойсках, в Президентском полку, трое награждены орденами Мужества, семеро – боевыми медалями, восемь человек – участники боевых действий. Теперь у меня язык не поворачивается сказать, что они были трудными. Нынче вот набрали 45 новеньких, и пока половину из них я твердо могу отнести к «нелегким».

Но были и неудачи, особенно в начале. С одним юношей, над которым уже «висела» судимость, справиться так и не смогли – он ее все же заработал. Закладывать идеалы, стремления в ребенка надо раньше. В старших классах можно только «вытащить» из них то, что где-то спрятано. Поэтому теперь в кадеты мы решили принимать раньше – в восьмом классе. А раньше, пожалуй, и не стоит, иначе все сведется к игре. Но любви к Родине учить надо с рождения.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор гимназии №166, Санкт-Петербург: Сегодня нет простых учеников

Наверное, с трудными подростками нужно беседовать, пытаться разобраться в причинах их трудностей. Сегодня нет простых учеников, все – трудные. Здесь директору нужна помощь и учителей, и психологов, и медиков. Необходим комплексный подход. А главный принцип при работе с детьми – доверие. Когда ребенок понимает, что его окружают друзья, он откровенен. Надо, чтобы человек сам сделал попытку проанализировать, в чем его трудности, как с ними можно справиться совместно. Для этого должен быть соответствующий школьный уклад, то есть такой, при котором ребенку нетрудно в чем-то признаться, оценить себя по каким-то определенным позициям.

К сведению

В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» за совершенные обучающимся грубые нарушения устава образовательного учреждения предусмотрена возможность взыскания: исключение из учебного заведения.

За нарушение устава образовательного учреждения наступает дисциплинарная ответственность, регулируемая Законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Правовой нормы в отношении дисциплины труда учащегося действующим законодательством не предусмотрено. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения. Помимо устава образовательного учреждения указанные вопросы могут регулироваться, например, правилами поощрения и взыскания обучающихся, правилами поведения учащихся в образовательном учреждении и др.

В правилах поощрения и взыскания обучающихся образовательное учреждение может предусмотреть следующие виды поощрений: объявление благодарности; награждение почетной грамотой, ценным подарком или денежной премией; занесение фамилии учащегося на Доску почета школы и т.п.

Следует четко прописать, за какие заслуги обучающийся может быть премирован. Например, за успешную учебу; участие и победу в конкурсах и спортивных состязаниях; общественно полезную деятельность и труд.

Необходимо регламентировать и процедуру премирования. Поощрения применяются директором школы по представлению, например, классного руководителя или педагогического совета.

Что касается наложения дисциплинарных взысканий на учащихся, то в первую очередь необходимо помнить, что применение методов физического или психического насилия по отношению к учащимся не допускается. Во-вторых, строгость взыскания должна соответствовать тяжести совершенного поступка, обстоятельствам его совершения, предшествующему поведению и возрасту ученика. В-третьих, за одно нарушение должно налагаться только одно взыскание.

К учащимся могут применяться следующие меры взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; возложение обязанности возместить вред; возможность принести публичное извинение; возмещение ущерба, причиненного школе.

Необходимо строго регламентировать, кто наделен правом наложения взыскания на обучающегося, например: директор школы, зам. директора школы, классный руководитель.

Процедура наложения взыскания может быть прописана по правилам дисциплинарных взысканий, предусмотренных ТК РФ, с учетом специфики образовательного процесса.

Примерные локальные акты о дисциплине труда учащихся можно найти в сборнике В.В.Маскина «Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации: Сборник документов и материалов» (М.: АРКТИ, 2004) или на сайте Российского общеобразовательного портала по адресу www.school.edu.ru.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту